Основные нормативные положения стандарта

Описание основных нормативных положений стандарта государственной услуги включает следующие разделы:

1. Основные параметры и целевые показатели услуги.

2. Участники административных процедур.

3. Учетная модель.

4. Информационные сервисы.

5. Операционные сервисы.

6. Межсистемные взаимодействия.

7. Контроль и внешний учет.

8. Информационная безопасность.

9. Организационное обеспечение.

Основные параметры и целевые показатели услуги

В разделе «Основные параметры и целевые показатели услуги» приводятся следующие сведения:

1. Перечень административных процедур.

2. Количественные параметры услуги.

3. Целевые показатели перехода на оказание услуги в электронной форме по этапам внедрения.

4. Ограничения на оказание услуги в электронной форме по этапам внедрения.

5. Варианты реализации услуги в рамках стандарта.

Важнейшим подразделом является «Количественные параметры услуги», в котором приводятся следующие сведения:

- временные параметры услуги (в виде таблицы, сетевого графика или диаграммы Ганта) с указанием минимальной и максимальной нормативной длительности отдельных этапов административных процедур;

- сведения о количестве получателей услуги (при наличии конкретных сведений для всех потенциальных пользователей стандарта) или методика расчета по данным, доступным исполнителям стандарта. Указывается ожидаемая доля получателей услуги в электронной форме;

- сведения о расчетной интенсивности различных типов запросов на получение услуги в единицу времени или методика расчета по данным, доступным исполнителям стандарта;

- сведения о нормативных трудозатратах на выполнение операций в рамках административных процедур (в человеко-часах на один случай оказания услуги), сведения приводятся о целевом состоянии трудозатрат. Данные о трудозатратах рекомендуется приводить в табличном виде;

- сведения об интенсивности межведомственного информационного обмена (объем данных, количество транзакций на один случай оказания услуги);

- сведения о среднем или максимальном объеме сохраняемой в государственных учетных системах информации;

- сведения о характеристиках смежных информационных систем (предельное количество обрабатываемых в единицу времени запросов, время отклика и т. п.), если они накладывают ограничения на количественные показатели услуги;

- сведения о требуемых временных характеристиках внедряемых с целью реализации стандарта информационных систем (время отклика на запросы и т. п.), если они критичны для реализации положений стандарта.

Пример перечня административных процедур

Типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»:

«…

- запись на прием к врачу;

- прием, регистрация обращения гражданина;

- подтверждение записи на прием;

- внесение изменений в расписание приема врачей;

- регистрация оснований для внесения изменений в расписание приема врачей;

- внесение изменений в расписание приема врачей и информирование Заявителей об изменении расписания приема врачей».

Пример реализации подраздела «Временные параметры услуги»

Табл. 1. Пример реализации подраздела «Временные параметры услуги» (типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»)

№ п/п Операция, этап административной процедуры Начало исчисления срока исполнения Срок исполнения
Прием, регистрация обращения гражданина — электронная форма подачи
1.1 Предоставление Заявителю списка доступных ЛПУ[4] и специалистов в них при помощи Портала государственных (муниципальных) услуг при взаимодействии с Реестром ЛПУ Момент успешной отправки формы на Портале Не более 30 сек
1.2 Предоставление расписаний доступных врачей и возможности выбора времени приема из доступных временных ячеек (квота времени для записи к каждому врачу определяется администрацией ЛПУ) Момент успешной отправки формы на Портале Не более 30 сек
1.3 Прием и проверка через ЛПУ по БДЗЛ[5] дополнительных сведений о Заявителе (ФИО, номер полиса ОМС) и состояния выбранной временной ячейки. Запись на прием (или отказ в приеме) к выбранному врачу в выбранное время Момент успешной отправки формы на Портале Не более 15 мин
1.4 Уведомление Заявителя о результатах записи к врачу при помощи ЛК Портала государственных слуг или электронной почты. При успешном завершении процедуры Заявитель может распечатать заполненный талон-направление к специалисту Окончание операции 1.3 Не более 15 мин
Прием, регистрация обращения гражданина — очная форма обращения через регистратуру ЛПУ
2.1 Сообщение Заявителю сведений о порядке записи к врачу и времени, на которое он может записаться Обращение Заявителя в регистратуру ЛПУ Не более 10 мин
2.2 Заявитель выбирает время из доступных и получает талон-направление на прием к врачу с указанием ФИО врача, даты и времени приема и номера кабинета Окончание операции 2.1 Не более 15 мин

Пример реализации подраздела «Нормативные трудозатраты»

Табл. 2. Пример реализации подраздела «Нормативные трудозатраты» (типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»)

№ пп Операция Квалификация исполнителя Трудозатраты, чел*час/услуга Примечания
Прием и рассмотрение заявлений о записи на прием к врачу
1.1 Прием и регистрация данных о Заявителе Оператор ЭВМ 0,2 Только при очном обращении Заявителя
1.2 Подтверждение записи к врачу Специалист регистратуры — оператор ЭВМ 0,2 Только при ручном рассмотрении заявлений, поступающих в электронной форме
1.3 Распечатка талона-направления Оператор ЭВМ 0,1 Только при очном обращении Заявителя в ЛПУ
Внесение изменений в расписание приема врача
2.1 Внесение изменений о расписании приема врача в Реестр ЛПУ Оператор ЛПУ 0,1   На одно изменение
2.2 Уведомление граждан, записавшихся на прием, об изменении в расписании работы врача Специалист ЦТО 0,4 При уведомлении по телефону

Учетная модель стандарта

В разделе «Учетная модель» описываются параметры объектов и субъектов, регистрация которых необходима в рамках оказания услуги, а также события, влекущие изменения этих параметров или необходимость их отражения в учетной системе. Дополнительно приводятся сведения о классификаторах и справочниках, используемых при описании объектов, субъектов, фактов и событий учета, а также о смежных (внешних) регистрах учета, используемых для установления тех или иных фактов учета.

При формировании состава учитываемых сведений следует проводить оптимизацию учитываемой информации (в частности, не следует хранить информацию, доступную через смежные регистры учета, сведения, которые не требуются для выполнения административной процедуры, или сведения, сбор и хранение которых не подкрепляются правовыми актами).

Описание учетной модели может сопровождаться инфологической моделью данных, схемами информационных объектов, рекомендациями по технологии учета и организации информационных систем. Соответствующая информация приводится в приложениях к стандарту. При этом положения стандарта не должны устанавливать требований к применению конкретных программных продуктов и технологий.

Описание учетной модели является одной из наиболее важных и сложных частей проектирования качественного стандарта, поскольку процедуры исполнения административного регламента (предоставления услуги) представляют собой с правовой точки зрения совокупность обращений к тем или иным государственным или муниципальным учетам с целью выяснения или изменения правовых статусов объектов и субъектов, связанных с конкретной услугой. Именно учетная модель связывает эти учетные данные с административными процедурами, основаниями для обращения к тем или иным учетам и, главное, изменению учетных данных, что влечет за собой изменение тех или иных прав, обязанностей, возможностей тех или иных субъектов правоотношений, связанных с данной услугой.

Пример описания учетной модели

Табл. 3. Пример описания учетной модели (типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»)

№ пп Регистрируемое учетное событие Объект или субъект регистрации, состав сведений об объекте Факты, подлежащие удостоверению Способ удостоверения факта
При традиционной форме оказания услуги При электронной форме указания
Прием и рассмотрение заявления
1.1 Намерение гражданина посетить врача Заявитель: - ФИО - дата рождения Личность Заявителя Предъявление паспорта или иного документа, удостоверяющего личность Аутентификация на Портале
- номер полиса ОМС Наличие полиса ОМС (обязательного медицинского страхования) Предъявление полиса ОМС Запрос в БДЗЛ
- адрес проживания (при обслуживании по территориальному признаку без предварительного прикрепления) Наличие прикрепления к ЛПУ Возможность обслуживания Заявителя в данном ЛПУ (в случаях, когда регламентом предусмотрено прикрепление к врачебным участкам) Проверка наличия карты больного в регистратуре Проверка в БД МИС данного ЛПУ, запросы в БДЗЛ или реестр прикреплений ТОУЗ
- ЛПУ, врач - дата, время начала приема Удобное для Заявителя время приема Устное заявление гражданина регистратору с учетом наличия талонов на прием Выбор доступного времени из плана-графика приема
1.2 Отказ гражданина от ранее запланированного посещения врача (в т. ч. изменение времени приема) Заявитель (регистрация личных данных не требуется, удостоверяется только правомочность операции) Личность Заявителя Предъявление талона или сообщение по телефону Аутентификация на Портале
Наличие записи Поиск записи по указанному уникальному номеру талона в базе данных МИС
Внесение изменений в расписание работы врача
2.1 Принятие расписания (графика приема) на очередной отчетный период График приема: - врач - расписание приема - период действия расписания Вступление в силу нового графика, наличие надлежащего документа о вступлении графика в силу Регистрация утвержденного графика канцелярией ЛПУ Регистрация утвержденного графика в МИС
2.2 Наступление плановых обстоятельств, влияющих на график приема врача (отпуска, увольнения и т. п.) График приема: - врач - основания изменения - содержание изменений - заменяющие врачи (при необходимости) Наличие надлежащего организационно-распорядительного документа о вступлении графика в силу (приказ об увольнении, замещении, отпуске и т. п.) Регистрация организационно-распорядительного документа и измененного графика канцелярией и кадровой службой ЛПУ Регистрация измененного графика в МИС
2.3 Наступление экстренных обстоятельств, влияющих на график приема врача (болезнь, прогул и т. п.) Событие, влияющее на график приема Регистрация события кадровой службой ЛПУ Регистрация события в МИС

Информационные сервисы

В разделе «Информационные сервисы» приводятся сведения о способах предоставления получателям услуги (в т. ч. потенциальным) информации об условиях предоставления услуги, ее параметрах, результатах, процедурах и т. п. В рамках информирования не происходит изменения правового статуса получателей информации.

Сервисы информирования подразделяются на сервисы публичного и персонализированного информирования, а также сервисы оповещения.

Пример описания информационных сервисов

Типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»:

«Сервис запроса о прикреплении к ЛПУ.

Потенциальным получателям услуги должна предоставляться информации о текущем прикреплении к ЛПУ. Информация о прикреплении предоставляется органом управления здравоохранением муниципального образования на основании данных регистра лиц, прикрепленных к ЛПУ.

Сервисы информирования об ЛПУ.

Потенциальным получателям услуги (Заявителям) должна предоставляться сводная информация обо всех ЛПУ данного муниципального образования (перечень ЛПУ).

Сервисы оповещения.

Ведомственная учетная система должна обеспечивать оповещение Заявителей, указавших такой способ оповещения, по электронной почте (e-mail) об изменении расписания работы врачей, к которым Заявители записаны на прием. При наличии технической возможности в ведомственной учетной системе организуется оповещение Заявителей по SMS».

Межсистемное взаимодействие

В разделе Стандарта «Межсистемное взаимодействие» приводят сведения о способах обмена информацией со смежными автоматизированными информационными системами. Описание взаимодействий должно включать следующие подразделы:

- события, при которых инициируются межсистемные взаимодействия;

- состав информационных систем, непосредственно задействованных в оказании услуги;

- состав смежных информационных систем;

- информационные потоки;

- интерфейсы;

- структуры и форматы данных, используемые при информационном обмене.

Пример описания события, инициирующего взаимодействие

Типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»:

«Запрос пользователя портала услуг к соответствующему сервису публичного или персонализированного информирования инициирует взаимодействия:

- с реестром прикреплений ТОУЗ или базой данных застрахованных лиц ТФОМС;

- с муниципальным реестром ЛПУ (ВУС ТОУЗ);

- с электронными регистратурами ЛПУ (МИС ЛПУ).

В случае асинхронного рассмотрения запросов на запись МИС ЛПУ инициирует взаимодействие с порталом или иной системой, через которую были выполнены запросы на запись к соответствующим врачам, для уведомления Заявителя о подтверждении записи или отказе в приеме.

В случае изменения графика приема врачей МИС ЛПУ должна инициировать взаимодействие с порталом или иной системой, через которую были выполнены запросы на запись к соответствующим врачам, для извещения Заявителей о переносе времени приема или отмене заявки на запись».

Пример описания интерфейсов межсистемного взаимодействия

Описание интерфейсов, структур и форматов данных, используемых для организации межсистемного взаимодействия, приведено в электронных приложениях к стандарту в формате WSDL. Перечень интерфейсов приведен в таблице.

Табл. 4. Пример описания интерфейсов межсистемного взаимодействия (типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»)

№ пп Наименование веб-сервиса. Наименование электронного приложения Инициирующее событие, источник и содержание запроса Система, реализующая веб-сервис. Содержание ответа (при успешном исполнении запроса)
  Интерфейсы, реализуемые ИС ТФОМС
Запрос данных о прикреплении пользователя к терапевтическому участку Вызов пользователем функции записи к врачу на Портале. Источник: Портал. Запрос: - ФИО; - номер полиса ОМС Заявителя ИС ТФОМС Ответ: - данные о прикреплении пользователя к врачебному участку; - идентификатор ЛПУ  
  Интерфейсы, реализуемые ВУС ТОУЗ
Получение справочников врачей (listDoctors) Получение из реестра ЛПУ списка врачей по различным параметрам. Источник: Портал. Запрос: - фамилия врача; - специальность врача; - адрес прикрепления   ВУС ТОУЗ Выход: - информация о враче; - информация об ЛПУ; - варианты уточнения адреса (если запрос содержал критерий «поиск по адресу», структурированная информация отсутствовала, а при разборе адреса была выявлена неоднозначность в трактовке данных)
Получение справочников ЛПУ (listHospitals)   Получение из реестра ЛПУ списка ЛПУ по различным параметрам. Источник: Портал. Вход: - наименование врачебной специальности; - адрес врачебного участка; - идентификатор ЛПУ ВУС ТОУЗ Выход: - перечень ЛПУ с краткой информацией о них  
Получение справочников специальностей (listSpecialities) Получение справочника врачебных специальностей для конкретного ЛПУ. Источник: Портал. Вход: - перечень идентификаторов ЛПУ ВУС ТОУЗ Выход: - перечень наименований врачебных специальностей
Получение подробной информации об ЛПУ и перечня терапевтических участков (getHospitalInfo) Получение подробной информации об ЛПУ. Источник: Портал. Вход: - идентификатор ЛПУ ВУС ТОУЗ Выход: - подробная информация об ЛПУ; - информация обо всех врачах, работающих в ЛПУ
  Интерфейсы, реализуемые МИС ЛПУ
Получение информации о расписании врача (getScheduleInfo) Получение подробной информации о расписании врача и свободных временных ячейках. Источник: Портал. Вход: - идентификатор ЛПУ; - идентификатор врача МИС ЛПУ Выход: - информация о расписании врача; - информация о свободных тайм-слотах
Запись к врачу (enqueue) Запись к выбранному врачу. Источник: Портал. Вход: - данные пациента; - данные врача; - данные о желаемом времени приема МИС ЛПУ Выход: - идентификатор заявки; - талон на прием
Получение текущего статуса заявки (getTicketStatus) Получение текущего статуса заявки на прием к врачу. Источник: Портал. Вход: - идентификатор ЛПУ; - идентификатор заявки МИС ЛПУ Выход: - подробная информация о состоянии заявки
Отмена записи к врачу (cancel) Запрос на отмену записи на прием к врачу. Источник: Портал. Вход: - идентификатор ЛПУ; - идентификатор заявки МИС ЛПУ Выход: - сообщение об успешности выполнения запроса  

4.4.4.3 Пример описания требований к используемым протоколам и форматам

Типовой стандарт муниципальной услуги «Прием заявок (запись) на прием к врачу...»:

«Вся информация, как входящая, так и исходящая, используемая при взаимодействии с веб-сервисами «электронной регистратуры», передается в виде электронных сообщений в формате XML.

Электронные сообщения передаются в кодировке Unicode, UTF-8.

Сообщение представляет собой независимый от коммуникационного протокола электронный документ, структурированный в соответствии со спецификацией сообщения SOAP (SOAP Version 1.2, W3C Recommendation).

Сообщение SOAP представляет собой XML-документ, оформленный в виде SOAP конверта (SOAP Envelope)».

Наши рекомендации