Перспективный подход к оценке эффективности формирования электронного правительства
Как уже говорилось выше, результативность формирования электронного правительства необходимо оценивать на основе взаимоувязанных групп показателей, например:
1. Интегральная оценка качества государственного управления и отдельных его составляющих, формируемая с помощью международных индексов (основное достоинство такого подхода — независимость оценки от российских политиков и чиновников).
2. Внутрироссийская оценка отдельных составляющих качества государственного управления, формируемая, насколько это возможно, независимо от органов власти[3], в том числе (но не исчерпываясь):
- качества и доступности сведений о деятельности органов власти для граждан и организаций;
- качества и доступности государственных, в том числе электронных, услуг для различных категорий граждан и организаций;
- успешности перехода к реализации контрольно-надзорных полномочий в электронной форме;
- и др.
3. Интегральная оценка степени развития в Российской Федерации информационного общества на основе международных индексов.
4. Внутрироссийская оценка степени развития в Российской Федерации информационного общества на основе данных статистического наблюдения, независимых социологических опросов и др.
5. Оценка выполнения утвержденных планов формирования электронного правительства, целевых и ведомственных программ.
6. Оценка эффективности выполнения отдельных проектов в сфере формирования электронного правительства.
При этом одни и те же индикаторы могут входить в разные группы показателей — только в одном случае они будут носить «целевой» характер, а в другом — операционный. Например, «качество государственной услуги», измеренное по совокупности релевантных параметров (скорость предоставления услуги, срок ожидания в присутственном месте, перечень документов, стоимость и др.) в проекте перевода данной услуги в электронный вид, является целевым параметром. Тот же параметр при измерении качества государственного управления войдет в итоговый рейтинг, как один из множества других параметров.
2.4 Организация процесса мониторинга выполнения планов формирования электронного правительства
Рассмотрим организацию процесса мониторинга выполнения планов формирования электронного правительства на примере оценки качества и доступности государственных услуг.
В отличие от интегральных международных индексов качества государственного управления и степени развития информационного общества, характеризующих страну в целом, универсальных методик оценки качества и доступности конкретных государственных услуг[4] не существует. Это обусловлено тем, что список государственных услуг, их характеристики существенно отличаются для разных стран мира. (Этот вывод верен в отношении любого объекта оценивания, имеющего выраженную национальную или тематическую специфику. Во всех таких случаях опереться на международные индексы невозможно, и необходимо самостоятельно формировать систему прогнозирования и оценки специфичных для того или иного проекта или программы параметров).
Задача оценки качества и доступности государственных услуг в России усложняется незначительным уровнем развития электронного правительства. Задача формирования методики оценки качества и доступности конкретных государственных услуг на первых этапах формирования электронного правительства даже не ставилась. На конец 2011 года можно опереться лишь на несколько системных исследований, оценивающих качество и доступность государственной информации и государственных услуг, часть из которых была зафиксирована в государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)» (см. предыдущий подраздел).
Начиная с 2008 года по заказу Минэкономразвития России осуществляется мониторинг внедрения административных регламентов предоставления государственных услуг. Мероприятиями мониторинга охвачено более половины субъектов Российской Федерации, в 2008–2009 годах были проанализированы 82 административных регламента реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти (треть от общего количества утвержденных на момент исследования) и около 100 административных регламентов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Также проводится социологический опрос для выявления наиболее проблемных услуг, предпочтений граждан по способам взаимодействия с органами власти.
Начиная с 2009 года по заказу Минэкономразвития России осуществляется мониторинг официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти с целью оценки их соответствия требованиям законодательства. Результаты независимого от органов власти мониторинга показали, что в среднем на официальных сайтах публикуется от трети до половины от необходимой по закону информации. На аналогичном уровне находится и показатель качества технологических, программных и лингвистических средств обеспечения пользования официальными сайтами.
С 2010 года Минэкономразвития России проводит также мониторинг качества предоставления государственных услуг в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг. В рамках мониторинга проводился анализ сайтов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации для определения готовности к переходу на предоставления услуг в электронной форме. Результаты исследования свидетельствуют о том, что весь объем доступных на исследованных официальных сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти информационных и интерактивных сервисов, лишь на 3% соответствует целевому уровню реализации электронного взаимодействия ¾ полному переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде, когда отсутствует необходимость личного присутствия заявителя.
Частично результаты указанных мониторингов вместе с используемой методикой опубликованы на сайте Минэкономразвития России.
Систематическая оценка качества и доступности конкретных государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, является условием эффективной деятельности по формированию электронного правительства. Основными требованиями к качественной методике мониторинга являются:
- однозначность предмета мониторинга (например, для случая мониторинга качества и доступности государственных услуг — однозначность перечней государственных услуг, предоставляемых в электронной форме, недопустимо оценивать абстрактные понятия, типа «эффективность бюджетных расходов», без их декомпозиции до уровня однозначно понимаемых сущностей);
- объективность (регламентированность методики, ее независимость от субъективного «экспертного» фактора);
- воспроизводимость результатов (возможность получить идентичные результаты в двух и более исследованиях, проведенных одновременно различными исполнителями);
- сравнимость результатов (возможность количественно оценить тенденции в последовательных мониторингах);
- надежность (результаты мониторинга должны отражать реально существующую ситуацию и быть основой для принятия управленческих решений);
- соответствие действующей правовой базе (в силу специфики публичного сектора).
Мониторинг должен осуществляться в соответствии с официально утвержденной методикой мониторинга. Методика должна предусматривать отсутствие у органов, осуществляющих мониторинг, конфликта интересов. Результаты мониторинга и используемая методика подлежат обязательной публикации.
Отметим, что лишь часть запланированных в государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)» мониторингов (см. выше в лекции) соответствует перечисленным требованиям.
Тем не менее можно рекомендовать использование описанных принципов на любом уровне. Они полностью применимы как для федеральных «глобальных» мониторингов, так и для локальных, уровня города или региона.