Непосредственная работа с избирателями (оргмассовое направление).
3.1 Формирование полевой структуры для проведения кампании (пп. 3.4.2., 3.4.3.).
Определяется количество агитаторов, необходимое для проведения кампании и обсуждаются методы их набора. Устанавливается число территориальных штабов, их штатное расписание и затраты на функционирование (с учетом общественных приемных, п. 3.4.9.).
3.2. Сбор подписей для выдвижения кандидата ( п.3.4.9.).
Принимается решение о виде регистрации кандидата (через сбор подписей или через залог). Определяются затраты на регистрацию.
3.3. Программа «от двери к двери» (п.3.4.4.).
Устанавливается необходимость мероприятия. Определяются его объем, схема, сроки проведения и затраты.
3.4. Телефонное внедрение (п. 3.4.5.).
Устанавливается необходимость мероприятия. Определяется его объем, схема реализации и стоимость.
3.5. Адресная рассылка (п.3.4.6).
Устанавливается количество волн рассылки, содержание писем, сроки распространения и стоимость мероприятия. Определяются источники получения баз данных по избирателям, затраты на их приобретение и обслуживание.
3.6. Распространение наружной рекламы и агитационных материалов (пп. 3.4.6., 3.4.9.). Устанавливается необходимость мероприятия. Определяется его объем, схема реализации и стоимость.
3.7. Встречи кандидата с избирателями (п. 3.4.7.). Обсуждаются предложения по программе встреч. Устанавливается размер фонда на их обслуживание.
3.8. Массовые мероприятия кампании (п. 3.4.8.). Определяется перечень массовых мероприятий, программа их проведения и затраты на них.
3.6. Контроль голосования в день выборов (п. 3.4.9.). Определяется порядок и стоимость мероприятия.
Информационно - аналитическое обеспечение.
4.1. Аналитика (п. 3.5.2.). Определяются решаемые задачи и размер фонда на обеспечение их решения.
4.2. Социология (пп. 3.5.3.-3.5.5.). Определяется программа социологических исследований в интересах кампании и стоимость ее реализации.
5. Взаимодействие с внешними организациями (п. 3.6.). Определяются задачи, решаемые в рамках направления и размер фонда для обеспечения их решения.
6. Юридическое обеспечение (п. 3.7.). Определяются задачи направления, размер фонда для обеспечения их решения и нормативная база.
7. Структура управления кампанией, техническое и финансовое обеспечение(пп. 3.8., 4.1.2., 4.1.3.).
Определяется структура управления кампанией.
Определяется структура центрального штаба, штатное расписание и фонд заработной платы. Устанавливается перечень оборудования, необходимого для центрального и территориальных штабов. Определяются затраты на приобретение оборудования, аренду помещения, транспорта, связи и поддержание функционирования штабов на протяжении кампании. Определяются суммарные затраты на избирательную кампанию и распределение затрат по направлениям.
Результаты разработки оформляются в виде документа под названием «Тактика» объемом примерно в 30-40 страниц со следующим оглавлением:
1. Тактический рисунок кампании.
2. Агитационно-рекламное направление.
3. Оргмассовое направление.
4. Информационно-аналитическое обеспечение.
5. Взаимодействие с внешними организациями.
6. Юридическое обеспечение.
7. Техническое обеспечение.
8. Финансовое обеспечение.
9. Структура центрального штаба кампании.
В ПРИЛОЖЕНИИ III приводится пример проекта (стратегии и тактики) конкретной избирательной кампании.
План-график избирательной кампании. Спецпроекты
План-график избирательной кампании является основным проектным документом. Предлагаемый ниже типовой план-график (см. Таб. 4.3.) рассчитан на кампанию среднего и крупного масштаба: от сотни тысяч до нескольких миллионов избирателей. Однако он вполне может быть использован как основа для составления плана более мелких кампаний (несколько десятков тысяч избирателей). При уменьшении масштаба кампании в основном будет сокращаться количество мероприятий агитационно-рекламного направления, при относительном увеличении веса оргмассового направления.
План-график предполагает выборы в один тур. Если избирательная кампания проводится в два тура, то второй тур должен быть спланирован по отдельному графику.
Для удобства план-график разбит на восемь стандартных направлений избирательной кампании. Это позволяет менеджеру кампании сразу же четко разделить решаемые задачи между руководящими сотрудниками штаба, обозначив каждому из них определенную сферу деятельности и ответственности. Такое разбиение, однако, лишает план-график наглядности, поскольку не сразу видна стыковка сроков между мероприятиями разных направлений. Поэтому мы рекомендуем менеджеру кампании, помимо основного план-графика, сделать на его базе стандартный сетевой график на большом листе бумаги (для наглядности).
Для того, чтобы читателю было легче воспользоваться нашим типовым графиком для разработки собственной документации, мы приводим в нем сроки проведения мероприятий. Эти сроки носят условный характер и ориентированы на условную дату выборов - 31 декабря. Сам график рассчитан на полугодовую кампанию с официальным началом выборов (началом официального выдвижения кандидатов и сбора подписей) за три месяца до дня голосования.
План-график предполагает проведение кампании в четыре стандартных этапа:
I этап – 1 июля – 30 сентября. Подготовительный этап.
Разрабатывается стратегия и тактика кампании; ее фирменный стиль, основные агитационные материалы; проводятся другие необходимые мероприятия подготовительного цикла.
II этап – 30 сентября – 10 октября. Сбор подписей.
Одновременно с этим изготавливаются агитационные материалы кампании.
III этап – 10 ноября – 15 декабря. – Агитационная кампания.
IV этап – 16 декабря – 29 декабря – Завершающая часть кампании (финальный рекламный удар, фиксирующие мероприятия).
Несмотря на то, что сроки, приведенные в план-графике, отсчитаны от условной даты выборов, внутри каждого из направлений и между направлениями они жестко состыкованы. Поэтому при разработке план-графика конкретной избирательной кампании их легко пересчитать, подставив вместо условной даты голосования 31 декабря реальную дату и осуществив соответствующий синхронный сдвиг всех остальных дат проведения мероприятий.
Для удобства в графе «Примечание» типового план-графика указаны параграфы настоящего учебного курса, в которых обсуждается соответствующее мероприятие.
В заключение - еще три рекомендации по разработке план-графика.
1. План-график целесообразно разрабатывать в два этапа. Рабочий вариант создается менеджером кампании, после чего он передается на согласование ответственным за направления, которые вносят в него свои предложения. В результате окончательный вариант план-графика оказывается пропущенным через тех сотрудников штаба, которые и будут проводить указанные в нем мероприятия.
2. При разработке план-графика целесообразно придерживаться принципа избыточного планирования. Далеко не все мероприятия, приведенные в типовом план-графике, следует использовать в каждой избирательной кампании. Однако всегда полезно предусмотреть возможность их проведения. Практика показывает, что гораздо легче скорректировать план-график путем отказа от некоторых предусмотренных в нем мероприятий, чем вставлять в него мероприятия, заранее не запланированные. Если какое-то мероприятие не попало в план-график изначально, то практически со стопроцентной вероятностью оно не попадет в него никогда.
3. Основной план-график кампании по функциональным направлениям целесообразно дополнить еще двумя документами:
- сетевым графиком, на котором наглядно просматривается стыковка по срокам между мероприятиями разных направлений;
- финансовым графиком, который утверждает сроки поступления средств на мероприятия кампании.
В условиях внешнего финансирования спонсор кампании обычно требует, чтобы ему представили также укрупненный финансовый график: смету затрат по этапам.
Понятие спецпроекта обсуждено в п. 3.1.1. Как часть проекта кампании, каждый спецпроект оформляется отдельным документом, содержащим его краткое описание, план-график и смету.