Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (партии).
Эта задача во многом утратила свою актуальность после разрешения регистрации кандидатов через залог. Теперь практически все кандидаты или партии, опасающиеся применения против них административного ресурса, пользуются залогом, поскольку снятие кандидата за «неправильные» подписи – один из излюбленных приемов власти против неугодных. Достаточно часто регистрируются через залог и приближенные к власти партии и кандидаты, не желающие утруждать себя хлопотным сбором подписей.
Однако до 1999г. сбор подписей справедливо считался одним из главных мероприятий избирательной кампании. Он и продолжает оставаться таким для кампаний, где залог не предусмотрен законом, или когда кандидат не обладает средствами, чтобы внести залог. Но и в тех случаях, когда регистрация через залог возможна, мы не рекомендуем отказываться от сбора подписей.
Дело в том, что в ходе сбора подписей обычно реализуются два комплекса задач. Первый очевиден: регистрация кандидата и все, что связано с этой процедурой. Однако наряду с этим сбор подписей является важным этапом избирательной кампании, на котором необходимо решить ряд проблем: прежде всего обеспечить узнаваемость кандидата и завершить формирование команды агитаторов для проведения кампании. Указанные задачи наиболее удобно решать именно посредством сбора подписей и в ходе него. И самое главное: сбор подписей – это идеальный метод «зацепки» избирателей на ранних стадиях кампании.
При этом требование собрать как можно быстрее нужное количество подписей и одновременно обеспечить решение других стартовых задач кампании находятся в определенном противоречии. Методы, реализующие наиболее скоростной сбор подписей, лишь в минимальной степени позволяют накачать команду агитаторов, обеспечить информационное присутствие кандидата в округе и найти потенциальных сторонников. И наоборот, методы, дающие наибольшую отдачу в плане агитации, оказываются самыми трудоемкими в плане быстрейшего обеспечения сбора подписей в поддержку кандидата. Поэтому количество собранных подписей и скорость их сбора часто имеет самое отдаленное отношение к количеству голосов, которые кандидат (партия) получит на выборах.
Сбор подписей проще всего обеспечить с помощью так называемых базовых организаций: государственных, производственных, коммерческих и общественных структур, активно поддерживающих кандидата. Поэтому так легко и быстро собирают подписи кандидаты от власти, для которых базовой организацией является администрация округа. Не испытывают особых проблем и кандидаты, опирающиеся на развитые производственные и общественные структуры. При этом реальный авторитет и популярность указанных структур у избирателей не имеет никакого значения: важно лишь иметь развитый аппарат и как можно больше формально числящихся членов. Ограничения, которые накладывает закон на использование служебного положения при сборе подписей, обычно легко обходятся. И нервничать по этому поводу не стоит: как правило, сбор подписей через базовые организации абсолютно ничего не добавляет кандидату в плане популярности и формирования команды.
На наш взгляд, введение регистрации через залог делает сбор подписей при помощи базовых организаций практически бессмысленным. Единственное, что можно тут выжать – обеспечить соответствующий информационный повод: кандидат такой-то собрал подписи быстрее всех (больше всех), что якобы говорит о его необыкновенно высокой популярности.
Достаточно легко и быстро собираются подписи кандидатами, выдвинутыми хорошо структурированными политическими партиями. В этом случае бывает достаточно пройти по членам партии, её зафиксированным сторонникам и их знакомым. Помимо непосредственного обеспечения сбора подписей, такое мероприятие сыграет мобилизующую роль на раннем этапе избирательной кампании. К сожалению, работа с избирателями в этом случае не выходит за пределы круга уже известных сторонников кандидата, большинство из которых готовы голосовать за него и безо всякого сбора подписей.
Если нет возможности полностью обеспечить сбор подписей за счет своих политических сторонников, приходится обходить квартиры избирателей. В этом случае кандидат фактически вынужден проводить ограниченную кампанию «от двери к двери» со всеми ее трудностями. Но при этом проявляются и все преимущества такой кампании: интенсивная агитация за кандидата, появление новых сторонников и активистов, разогрев и обучение команды агитаторов и т.д. Сбор подписей в форме обхода квартир можно рассматривать как глубокую разведку округа накануне основной агитационной кампании. Исходя из сказанного, мы рекомендуем задействовать его, даже если у кандидата имеется возможность обеспечить подписи и более легкими способами. Если же кандидат собирается в конечном итоге регистрироваться через залог, то сбор подписей методом «от двери к двери», как дающий наибольшую агитационную отдачу, выходит на первый план.
Наименее эффективен, в плане скорости, сбор подписей на улице. Однако если проводить его в форме массовых мероприятий, например, в форме пикетов, то независимо от количества собранных таким образом подписей они (мероприятия) усилят узнаваемость кандидата, обеспечат эффект его присутствия в округе, дадут информационные поводы для рекламы кандидата и привлекут активистов. Здесь сбор подписей уже явно направлен не на регистрацию, но имеет исключительно агитационную ценность.
Сбор подписей дает хороший повод не только для пикетной кампании, но и для других методов рекламы кандидата. В частности, при дефиците узнаваемости кандидата целесообразно провести адресную рассылку от имени группы его поддержки с просьбой отдать за него подписи. Понятно, что много подписей такое мероприятие не принесет, зато прорыв узнаваемости будет обеспечен.
Несколько практических рекомендаций организаторам кампании, не имеющим достаточного опыта сбора подписей.
Если команда кандидата всерьез намерена обеспечить требуемое количество подписей, следует иметь в виду, что процедура их сбора всегда оказывается гораздо труднее, чем это представляется вначале. Типичная картина: центральный штаб выдал указание территориальным, территориальные штабы – бригадирам и агитаторам, союзники из разных организаций сообщили, что они соберут подписи в два счета. Далее, по командной цепочке в штаб идет самая радостная информация (завтра подписи будут готовы) – и вдруг в последнюю неделю выясняется, что подписей раза в три меньше, чем необходимо.
Чтобы не попасть в эту типичную ловушку, мы рекомендуем иметь ежедневный план сбора подписей и требовать от исполнителей постоянной отчетности. При этом подпись следует считать «собранной», только если она находится в правильно оформленном подписном листе, который, в свою очередь, лежит в центральном штабе кампании. В общем, центру следует с первых же дней сбора подписей развить максимальное давление на нижестоящие инстанции. Это поможет избежать лихорадки и истерики в последние дни сбора подписей.
И последнее.
В российских кампаниях в подавляющем большинстве случаев агитаторы собирают подписи за вознаграждение. В результате сущим бичом стали «рисованные» (т.е. попросту сфальсифицированные) подписи. Поэтому с самого начала необходимо предусмотреть четкую систему контроля, вплоть до выборочной проверки подписей с выездом к избирателям. И с самого начала следует убедительно продемонстрировать сборщикам, что эта система контроля работает.
Подробное описание программы «сбор подписей», включая весь набор методов контроля, читатель может найти в [2].
2. Распространение агитационных материалов.
В избирательных кампаниях используется три метода распространения агитационных материалов:
– безадресная (сплошная) рассылка:распространение по почтовым ящикам;
–расклейка и развешивание;
– непосредственное распространение: раздача материалов избирателям (осуществляется в основном в ходе встреч с кандидатом и массовых мероприятий кампании).
Безадресная рассылка рассмотрена нами в п. 3.4.6. Напомним, что безадресная рассылка – это, как правило, поддерживающее мероприятие; ее главная цель – обеспечить тотальность кампании.
Расклейка листовок и плакатов в первую очередь необходима для обозначения и поддержания эффекта присутствия кандидата в округе. Поэтому ее желательно не размазывать равномерно на протяжении агитационной кампании, а проводить массированными волнами (три-четыре волны по ходу кампании; последняя – как можно ближе ко дню голосования). У избирателей должно периодически создаваться впечатление, что округ буквально завален агитационными материалами кандидата. Той же цели служит известный способ расклейки, когда несколько экземпляров одного и того же плаката (листовки) вывешиваются рядом.
Метод расклейки волнами частично компенсирует зачистку листовок и плакатов кандидата со стороны конкурентов.
Нормы тиражей листовок и плакатов для расклейки приведены в п. 3.3.7. Напомним их:
- один плакат (каждого типа) на 50-100 избирателей;
- одна листовка (каждого типа) на 5-10 избирателей.
В качестве ударного мероприятия листовочной волны практикуется так называемая «уклейка»: одномоментная заклейка округа листовками по норме один - три экземпляра на каждого избирателя. Мероприятие обоюдоострое: оно создает впечатление о необыкновенной мощи команды кандидата, но одновременно с этим вызывает вполне понятное озлобление избирателей. Поэтому «уклейку» обычно проводят, когда кандидату (партии) необходимо в кратчайший срок преодолеть барьер узнаваемости или вписаться в сюжет кампании, и когда никакие другие, более «медленные» методы, уже не срабатывают. Если же узнаваемость кандидата уже обеспечена и положительный образ его сформирован, то «уклейка» пойдет ему скорее в минус.
Непосредственная раздача агитационных материалов не является самостоятельным мероприятием. Ее следует рассматривать как составной элемент встреч с кандидатом, митингов, пикетов и других массовых мероприятий кампании. Постоянно действующими точками раздачи агитационных материалов служат общественные приемные кандидата.
3. Общественные приемные.
Общественные приемные фактически представляют собой стационарные точки агитации за кандидата. Их главное назначение – выявление новых активистов избирательной кампании кандидата и их интеграция в команду агитаторов. Работа общественных приемных должна строиться прежде всего исходя из этой цели.
Приемные открываются при территориальных штабах кандидата, но это (в идеале) должно быть отдельное от штаба помещение. Большинство посетителей приемных – это, как правило, избиратели, которые надеются, что кандидат поможет им решить те или иные проблемы, а то и просто неадекватные люди. Если принимать их непосредственно в помещении штаба, можно парализовать всю работу. Кроме того, это чревато утечкой конфиденциальной информации о деятельности штаба. Наконец, довольно часто штабные помещения располагаются на охраняемой территории, и в этом случае приемную желательно открыть где-нибудь в другом месте. Избиратели не должны испытывать никаких затруднений при доступе в приёмные.
При центральном штабе кампании действует центральная общественная приемная.
Как правило, общественная приемная – это сравнительно небольшое помещение, оформленное соответствующим образом: плакаты и листовки кандидата на стенах, шкафы с агитационными материалами и т.д. Телефон обязателен. В принципе желательно иметь два телефонных номера: один для приема звонков избирателей, другой – для внутренней связи.
Заведующий приемной – довольно важное лицо в избирательной кампании. Само собой, это должен быть человек с крепкими нервами, способный часами вести беседы с избирателями на самые неожиданные темы и сохранять при этом неизменное спокойствие и доброжелательность. Но главное – заведующий приемной должен чуять потенциальных активистов, что называется, за версту и уметь сразу же включить их в работу по проведению кампании кандидата. Качество работы заведующего приемной определяется именно количеством активных «штыков», которых он смог привлечь. Естественно, помимо главной задачи, общественная приемная служит и для непосредственной агитации избирателей за кандидата; но эта ее функция имеет подчиненный характер: много избирателей через приемные не сагитируешь.
Как правило, опытный заведующий легко находит себе помощников из числа тех же активистов.
Сеть приемных должна быть развернута накануне проведения основных мероприятий кампании. Опаздывать здесь нельзя; иначе будет потеряна первая волна потенциальных активистов, которая обозначается сразу же после начала интенсивной работы в округе.
Как уже отмечалось, адреса и телефоны общественных приемных должны быть указаны во всех агитационных материалах кампании.
И еще об одной функции общественных приемных. Они служат определенным показателем качества проведения вашей кампании. В принципе опытный технолог может сделать весьма близкие к реальности выводы относительно хода кампании, понаблюдав час-другой за работой общественных приемных. Если звонков и посетителей мало, а заведующий приемной явно скучает – значит кампания находится под угрозой провала и ее необходимо срочно корректировать. Если же телефон звонит, не переставая, посетители идут потоком, а заведующий выглядит несколько затравленным и ошалевшим от непрерывного общения с избирателями – тогда все идет как надо.