Программа «от двери к двери»
Программа «от двери к двери»(ОДД) - полный обход квартир избирателей – одно из наиболее мощных средств агитации. Обычно она включает в себя весь технологический цикл: обеспечение узнаваемости, завоевание голосов и их фиксацию (удержание). Программу ОДД целесообразно задействовать в качестве основного мероприятия практически в каждой кампании мелкого и среднего масштаба. При дефиците ресурсов она довольно часто оказывается вообще единственным основным мероприятием – все остальные лишь обеспечивают тотальность кампании.
Программа ОДД является также наиболее надежным средством преодоления информационной блокады в СМИ со стороны власти. Поэтому она практически обязательна для оппозиционных партий и кандидатов, независимо от масштаба кампании.
Существует огромное количество вариантов построения программы ОДД. В качестве базового примера мы подробно рассмотрим самый простой вариант: схему двойного обхода квартир избирателей с заполнением отрывного талона. Она представляет дополнительный методический интерес также и потому, что хорошо иллюстрирует, каким образом описанные в предыдущих параграфах принципы построения агитации и организации работы агитаторов воплощаются в конкретном мероприятии.
Программа начинается примерно за 28–35 дней до дня голосования и проводится в два этапа (обхода). Работает участковая команда: обходы осуществляются агитаторами, закрепленными за соответствующими избирательными участками.
Первый (основной) обход занимает примерно 21-38 дней.
Агитатор получает следующий набор материалов.
1. Листовки с отрывным талоном. Листовки двусторонние. На лицевой стороне содержится основная (программная) листовка кандидата, на обратной – основа предвыборной платформы. Под платформой печатается бланк отрывного талона, в который избирателю предлагается внести свои пожелания (наказы) и расписаться в поддержку платформы. Во время контакта в отрывной талон вносится также минимум сведений об избирателе: его адрес и Ф.И.О.
2. Другие печатные агитационные материалы, которые штаб кандидата считает нужным распространить.
3. Извинительные записки от кандидата с сообщением, что к избирателю приходили агитаторы. Оставляется в почтовом ящике или дверной ручке вместе с агитационными материалами на тот случай, если избирателя не удалось застать дома.
4. Инструкцию и карту обхода участка.
Задача агитатора при первом обходе – собрать как можно больше отрывных талонов с наказами. Контакт с избирателем считается эффективным, только если получено его подтверждение в виде талона. Изюминка данного метода как раз и состоит в том, что избиратель, заполнивший отрывной талон, в каком-то смысле становится сам активным участником избирательной кампании, что стимулирует формирование у него соответствующей положительной установки и резко повышает вероятность его голосования за кандидата. Получение отрывного талона следует рассматривать как «зацепку» избирателя в качестве потенциального сторонника кандидата (п. 3.4.2).
Повторный обход является фиксирующиммероприятием. Он осуществляется накануне дня голосования. Обходятся только те избиратели, которые заполнили отрывной талон при первом обходе. Им вручаются личные письма от кандидата (обязательно с его личной или факсимильной подписью!) с благодарностью за поддержку и обещанием выполнить наказы.
О системе оплаты агитаторов.
За каждый полученный талон агитатор получает оперативную оплату, величина которой в 40-50 раз больше, чем оплата за оставление материалов в постовом ящике. Т.е. фактически оплачивается не количество обойденных квартир, а количество собранных талонов, что (при условии выборочного контроля) исключает имитацию работы со стороны агитаторов нацеливает их на эффективные контакты. Далее, за каждый эффективный контакт агитатору начисляется бонус, в размере 50-120% оперативной оплаты. Условия выплаты бонуса:
- выполнение агитатором плана по количеству эффективных контактов на участке (обычно такой план составляет 20-25% от числа квартир на участке);
- кандидат (партия) должны получить на участке голосов не меньше, чем собрано талонов;
- дополнительное условие, которое может ставиться или не ставиться в зависимости от обстоятельств: кандидат одерживает победу на участке (партия набирает оговоренный процент голосов).
При усредненной норме один агитатор на 1 500 избирателей (750 квартир) размер бонуса на каждого агитатора составляет вполне достаточную сумму, чтобы в день голосования агитатор, без всякого дополнительного нажима со стороны штаба, лично отследил, чтобы каждый зацепленный избиратель дошел до участка и проголосовал.
Описанная схема представляет собой программу ОДД в минимальной комплектации: одна зацепка + один фиксирующий контакт. При наличии ресурсов программу можно существенно расширить и усилить.
1. Увеличить число фиксирующих контактов: например, принести зацепленному избирателю брошюру с программой кандидат, попросить заполнить анкету (кандидату очень важно именно Ваше мнение), принести специальное обращение кандидата только к сторонникам и т.д. Понятно, что каждая дополнительная фиксация усиливает позитивную установку избирателя по отношению к кандидату. Отметим, что сколько бы промежуточных фиксаций не предусматривала программа ОДД, последняя из них – это всегда благодарственное письмо от кандидата накануне голосования.
2. Расширить фронт зацепок: включать в число избирателей, подлежащих фиксирующим касаниям, не только тех, у кого удалось получить талон в ходе первого обхода, но и других избирателей, которые попали в базу данных сторонников, например, в ходе сбора подписей, или по результатам встреч с кандидатом, и т.д.
3. Включить в программу дополнительные касания, не предусматривающие прямой контакт избирателя и агитатора. Например, первый обход квартир полезно предварить безадресной (сплошной) рассылкой листовки-уведомления, в которой кандидат просит выслушать его агитаторов. Еще лучше вместо безадресного уведомления сделать адресное (п.3.4.6.).
4. Можно варьировать и форму обратной связи во время первого обхода. Так, вместо сбора наказов иногда избирателю предлагают отметить в талоне, какой из пунктов платформы кандидата следует выполнить в первую очередь. Распространенной формой является подписание договора (контракта) между кандидатом и избирателем, или подписание избирателем того или иного обращения, и т.д.
В общем, наращивание программы ОДД по всем направлениям – это и есть способ воплотить в жизнь предложенную В. Полуэктовым технологию «трех ЗА» (п. 3.4.2).
Основная проблема, с которой приходится сталкиваться при организации программы «от двери к двери», носит психологический характер. Недостаточно профессиональную команду обычно бывает весьма трудно раскачать на её проведение. Сразу же начинаются отговорки: двери не откроют, в квартиру не пустят, все это вызовет только раздражение избирателей и т.д., и т.п. Природу таких возражений вполне можно понять. Мало кому приятно ходить по квартирам и выпрашивать чего-то у совершенно незнакомых людей – особенно если агитаторы до этого уже ощутили все прелести «халявы» - работу за фиксированную ежемесячную оплату.
Здесь мы имеем дело со случаем, когда кандидату и руководству кампании следует проявить необходимую жесткость и волю к победе и «продавить» сопротивляющихся агитаторов. Нам не известно ни одного примера, когда ОДД не давала бы ощутимого положительного результата (хотя, как и любое мероприятие, 100% победы она не гарантирует). Отказаться от такого мощного средства агитации из-за страха своей команды перед «хождением в народ» или под влиянием трудностей, которые обычно сопутствуют первым дням кампании (когда агитаторы еще не набрались опыта и не «разогрелись» по-настоящему) значило бы проявить слабость, недопустимую для кандидата. И самое лучшее, что может сделать кандидат для преодоления психологического барьера – показать пример и принять личное участие в агитации «от двери к двери».
Гораздо труднее, чем агитаторов, бывает убедить в эффективности ОДД политиков и политтехнологов, исповедующих «пиаровский» подход к избирательным кампаниям. Иногда создается впечатление, что указанных деятелей буквально начинает трясти от одной мысли о применении в кампании программы ОДД. Чего только про нее не говорят: мол, тратить деньги на ОДД бессмысленно; агитаторов не проконтролируешь, все будет разворовано; люди уже не верят агитаторам, поэтому ОДД утратила эффективность, если все будут агитировать методом «от двери к двери», избиратели окончательно взбесятся и начнут бить агитаторов, и т.д., и т.п.
Представляется, что на большую часть приведенных «возражений» читатель, ознакомившийся с данным параграфом, может ответить и без подсказки авторов. Что касается остального, то пиарщики забывают, что, например, рекламные ролики тоже используют все участники кампании, и что люди этим роликам уже давно не верят. А об уже имеющейся готовности избирателей бить всех политиков, журналистов и тех же пиарщиков не стоит и распространяться. Все это почему-то не воспринимается как аргумент за то, чтобы отказаться от роликов, газетных агиток и билбордов, которые «бесят» избирателей ничуть не слабее агитаторов.
И все же, как можно оценить эффективность программы ОДД?
В плане сбора наказов обычная эффективность кампании «от двери к двери» лежит в интервале 20–30%: отрывной талон удается получить примерно в каждой третьей-пятой квартире. Установить столь же четкую зависимость между количеством полученных талонов и голосами, отданными за кандидата, затруднительно – число голосов определяется всем ходом кампании. Однако некоторые оценки мы все же приведем – насколько нам известно, впервые в отечественной литературе по выборам.
В период конец 2002 – начало 2003г. по заказу одной из ведущих российских партий авторы провели более 50 кампаний по выборам депутатов региональных и местных парламентов в 10 регионах России. В каждой из кампаний была реализована «пилотная» программа ОДД. Половина кампаний было выиграна, в остальных случаях кандидаты заняли вторые третьи места (за тремя исключениями). При этом эффективность программы составила примерно 0.4-0.5 дополнительных голоса за каждый полученный отрывной талон-наказ. Другими словами, если в округе удавалось зафиксировать в качестве сторонников 15% от общего числа избирателей, то при явке 50% это приносило кандидату дополнительно 15% голосов, при явке 35% - дополнительно 21%, и т.д.
Подчеркнем, что мы приводим средние показатели, которые могут достаточно сильно отличаться от результатов конкретных кампаний. Причем главным фактором, влияющим на разброс, является качество стратегии. Например, та же самая пилотная программа, проведенная в 2003г. в некоторых одномандатных округах для стратегически слабой федеральной кампании СПС, дала всего 0.08 дополнительных голоса за талон. И хотя в указанных округах результат СПС все равно оказался в 1.7 раз выше, чем в среднем по России, абсолютные цифры не впечатляют. Есть и противоположные примеры: в ряде кампаний, где биография и личные качества кандидата позволяли создать мощный и убедительный образ, программа ОДД давала 0.8, 1.0 и даже 1.2 дополнительных голоса за талон. Что еще раз доказывает, что стратегически слабую кампанию не могут вытянуть никакие, даже самые эффективные мероприятия. Зато соединение сильной стратегии с эффективными мероприятиями воистину превращает кампанию в пресловутый «летящий лом».
Добавим, что помимо прямой отдачи в виде голосов избирателей, программа ОДД является также сильным средством для выявления и наращивания актива, что особенно важно для решения задачи партийного строительства. Вообще говоря, программа ОДД является преимущественно партийной технологией: ее удобнее проводить, опираясь на партийный актив и имея в качестве задела сформированную еще до выборов базу данных сторонников партии.
Несколько слов о модифицированных видах программы «от двери к двери»: агитация во дворах, в магазинах и т.д. Они достаточно эффективны (особенно в мелкомасштабных кампаниях и особенно когда в них участвует сам кандидат), но гораздо менее технологичны, поскольку не позволяют гарантированно «коснуться» всех избирателей, установить четкое соответствие между работой агитатора и конечными результатами и т.д. На наш взгляд, их следует рассматривать как вспомогательные формы агитации, которые целесообразно задействовать одновременно с основной программой «от двери к двери».
Телефонная агитация
Агитация избирателей по телефону, широко применяемая в западных странах, в России пока используется слабо. Западные избиратели привыкли к постоянной коммерческой рекламе по телефону, поэтому и телефонная политическая реклама воспринимается ими как нечто естественное. В России же такой привычки нет. Поэтому некоторые формы телефонной агитации вызывают отторжение российских избирателей. Особо плохо воспринимают у нас прямые призывы по телефону голосовать за того или иного кандидата (партию), а также использование в телефонной агитации голосовых роботов.
Зато такая форма агитации, как телефонная внедрение (косвенная агитация, скрытая под видом различных опросов и телефонных анкет) работает в российских кампаниях вполне успешно.
Телефонное внедрение можно рассматривать как своего рода альтернативу программы «от двери к двери». Оно менее ресурсоемко; его можно провести не опираясь на команду участковых агитаторов. Оно легче психологически, поскольку не предполагает контакта с избирателями лицом к лицу. Однако по этим же причинам телефонное внедрение не так эффективно: пропадает такое мощное средство воздействия на избирателей, как настроенный на волну кандидата агитатор. Точнее, почти пропадает: от него остается лишь голос в телефонной трубке.
Как и программа «от двери к двери», телефонное внедрение обеспечивает и узнаваемость, и формирование положительного образа кандидата. Однако при телефонном внедрении центр тяжести агитации приходится скорее на узнаваемость, формирование же образа осуществляется опосредовано, косвенным путем.
Телефонное внедрение можно рассматривать как основное мероприятие, если на кампанию «от двери к двери» не хватает сил и средств. В остальных случаях – это поддерживающее мероприятие, однако довольно важное: хотя оно и уступает по эффективности агитации «от двери к двери», но не намного. Если избирательная кампания не испытывает недостатка в ресурсах, мы рекомендуем использовать телефонное внедрение одновременно с программой «от двери к двери». Отменим, что при одновременном задействовании агитации «от двери к двери» и телефонного внедрения телефон оптимально запустить с некоторым опережением
Для реализации телефонного внедрения необходимо иметь телефонную базу данных по избирателям или телефонную книгу с указанием фамилий абонентов.
Как и в случае программы «от двери к двери», существует несколько эффективных схем телефонного внедрения. В качестве примера рассмотрим схему двойного прозвона: контакт – фиксация контакта.
Первая волна прозвона начинается примерно за три недели до голосования и заканчивается примерно за неделю. От имени некой социологической службы избирателю предлагается ответить на пять-шесть вопросов. Опросник составляется так, чтобы провоцировать благоприятные для кандидата ответы, в результате чего избиратель как бы сам для себя формирует положительный образ кандидата.
Примерная схема опроса при первом прозвоне:
1. Представиться от имени социологической службы, проводящей исследования в округе и попросить разрешение задать несколько вопросов;
2. Спросить, знает ли респондент кандидата, его предыдущую деятельность и его программу;
3. При любом варианте ответа зачитать краткую биографическую справку о кандидате, подчеркивающую его положительный образ;
4. Далее задается три-пять вопросов (не более!), подчеркивающих положительный образ кандидата. Например: «Одобряете ли вы намерение кандидата сделать то-то и то-то для города?» – и т.д.;
5. В заключение следует поблагодарить респондента, попросить разрешения сделать повторный звонок и поинтересоваться под этим предлогом именем и отчеством респондента (обычно в телефонных справочниках или базах данных приводятся только фамилии и инициалы). Контакт считается эффективным, если такое разрешение получено.
В ходе опроса необходимо не менее шести-семи раз повторить имя и фамилию кандидата (работа на обеспечение узнаваемости). По результатам первого прозвона опросчик заполняет стандартную кодировочную карту, в которой фиксируются результаты (наличие контакта, отсутствие контакта, отказ от беседы, не сняли трубку и т.д.).
В последнюю неделю избирательной кампании проводится фиксирующий прозвон по тем телефонам, контакты по которым оказались эффективными.
Телефонное внедрение осуществляется специально нанимаемой командой локальных агитаторов-прозвонщиков. Подготовка такой команды во многом напоминает подготовку участковых агитаторов и включает в себя настройку на волну кандидата, обучение и т.д. При работе прозвонщиков за вознаграждение оплате подлежат только эффективные контакты. Таким образом, предложенная схема ориентирует прозвонщиков на конечный результат (эффективный звонок) и позволяет осуществлять выборочный контроль их работы.
Эффективность телефонного внедрения (доля эффективных контактов) составляет обычно около 25%, хотя положительная установка по отношению к кандидату оказывается при этом несколько слабее по сравнению с той, которой удается добиться в ходе кампании «от двери к двери».
С детальным описанием схемы телефонного внедрения (включая набор типовых инструкций и анкет), а также с некоторыми другими методами эффективной работы с избирателями по телефону можно познакомиться в [2].