Стадии кризиса и их признаки (симптомы).
Симптом кризиса — это первоначальный признак надвигающейся проблемы, показатель наиболее уязвимых сторон в функционировании системы.
Сравнительный анализ стадий развития кризиса в различных моделях
№ | Модель | Критерий разделения на стадии | Стадии кризиса |
Модель В. Мюллера | Потенциал достижения успеха | 1. Стратегический кризис 2. Кризис результатов 3. Кризис ликвидности 4. Банкротство | |
Модель Г. Кристека | Потенциал преодоления кризиса | 1. Потенциальный кризис 2. Скрытый кризис 3. Острый преодолимый кризис 4. Острый непреодолимый кризис | |
Модель А. Градова и Б. Кузина | Доверие акционеров | 1. Потеря акционеров 2. Потеря кредиторов 3. Потеря ликвидности 4. Банкротство акционеров | |
Модель З. Айвазяна и В. Кириченко | Внутренняя эффективность организации | 1. Кризис рентабельности 2. Кризис развития 3. Кризис производства 4. Кризис платежеспособности |
Для дальнейшей работы остановимся на следующей классификации стадий кризисного процесса:
1) Потенциальный кризис. На этой стадии кризис еще не начался, но уже сложились внутренние и внешние предпосылки к его возникновению.
2) Скрытый (латентный) кризис. Это уже начавшийся, но еще не видимый «невооруженным глазом» кризис, проявляющийся в качественных изменениях во внешней и внутренней среде организации. Видимых симптомов кризиса на такой стадии еще нет, что затрудняет ее распознавание.
Задача руководства организации – заметить и распознать симптомы кризиса как можно раньше, в любом случае – до того, как разразится острый кризис.
*Причина, почему скрытая стадия кризиса так важна, проста и очевидна: несмотря на то, что большинство проблем можно решить и в острой фазе, тем не менее, гораздо надежнее и безопаснее не допустить нежелательного развития событий и возможных осложнений до того, как проблема станет острой. Даже в том случае, когда по каким-либо причинам невозможно остановить кризис, распознав его первые признаки, уже одно понимание того, что должно скоро случиться, позволит лучше подготовиться к острой фазе кризиса. Если руководству организации удается предсказать и измерить потенциальную скорость и интенсивность кризиса на стадии скрытого кризиса, оно будет гораздо лучше подготовлено к управлению кризисом в острой фазе.
Фаза скрытого (латентного) кризиса является предупреждением, преддверием реального кризиса. Она имеет следующие особенности:
- состояние организации на этой стадии характеризуется как квазинормальное;
- отсутствуют видимые симптомы кризисных явлений;
- период протекания скрытого кризиса варьируется во времени;
- скрытый кризис не определяется стандартными методами диагностики;
- своевременная идентификация скрытого кризиса позволяет подготовиться к острому кризису и облегчить его протекание.
Нередко первые две стадии объединяют в одну. Для их идентификации большую роль играет прогнозирование кризисов.
3. Острый кризис. Обычно, говоря о кризисе, имеют в виду его острую стадию. Когда все симптомы кризиса налицо, организация уже находится на стадии острого кризиса. И, как правило, наступление этой стадии происходит резко, и протекает она с высокой скоростью и интенсивностью.
Задача руководства организации на данном этапе – сохранение контроля над протекающими в организации процессами.
Основная трудность в управлении кризисом в острой фазе заключается в том, что даже при высокой степени готовности руководства организации к кризису, острая фаза протекает с очень высокой скоростью и интенсивностью. Скорость событий зависит от типа кризиса, в то время как его интенсивность измеряется объемом возможного ущерба.
Симптомами острой стадии кризиса является снижение основных показателей деятельности организации:
- снижение объемов продаж;
- снижение или утрата рентабельности, платежеспособности, ликвидности активов;
- ухудшение финансового состояния организации;
- убыточность деятельности.
4. Хронический кризис, по нашему мнению, это такой период, когда острота кризиса уже миновала и стали видны результаты кризиса. Такая стадия может стать последней для организации, или, наоборот, стать периодом выздоровления. Хронический кризис может продолжаться до бесконечности, на данном этапе главная задача – сократить время его протекания.
Симптомами этой стадии кризиса является хроническое отсутствие у организации оборотных средств, переход в режим сокращенного воспроизводства.
При благоприятном исходе хроническая фаза кризиса может стать периодом выздоровления и анализа собственного развития, и перейти в фазу разрешения кризиса.
*Но при любом варианте выхода из хронической стадии (разрешение кризиса или банкротство организации) руководство организации должно уметь извлекать выгоду из этой фазы. Хроническую фазу кризиса необходимо использовать для анализа управленческих решений, определения сценария поведения в последующих подобных кризисах.
5. Выход: разрешение кризиса, либо банкротство. Это последняя стадия кризиса, которая является результатом проделанной работы по борьбе с кризисом. Это может быть либо банкротство организации, либо преодоление кризиса и восстановление работы организации.
Симптомы стадии разрешения кризиса:
– улучшение основных показателей деятельности организации;
– увеличение рентабельности;
– рост объемов продаж;
– финансовая устойчивость;
– рост обеспеченности собственными средствами.
Положительная динамика изменения этих показателей свидетельствует о скором разрешении кризиса.
Знание о том, на каком этапе кризисного процесса находится организация, помогает руководству принять наиболее эффективные управленческие решения по выходу из создавшегося положения.
Для идентификации стадии кризисного процесса построена матрица кризисных состояний организации, характеризующая кризис по глубине и широте охвата.
Матрица позволяет определить стадию кризиса с целью более эффективного поиска причин и выработки управленческих решений по борьбе с кризисом.