Хунну все же сумели оправиться от поражений и восстановить власть над степью. 2 страница
На новых территориях, видимо, в результате социальной дифференциации, приводившей к обеднению части кочевого населения и его неспособности вести кочевой образ жизни, начинает развиваться оседлость. По берегам рек появляются поселения, жители которых занимаются земледелием и ремеслом. Впервые в степи появляются крупные укрепленные поселения и города. Так город Итиль, столица каганата, возник на месте зимней ставки кагана. Рядом с его дворцом стали обустраиваться усадьбы хазарской знати со своей челядью. Здесь же селились купцы, ремесленники. Создавались базары. Население города было достаточно пестрым, о чем говорит, в частности, наличие в нем синагог, мечетей, церквей. Это был по тем меркам достаточно большой город, который занимал волжский берег на расстоянии примерно 6 км (Плетнева, 1976, с. 49). Все что известно об Итиле, получено из письменных источников, местонахождение его до сих пор не известно. Ученые полагают, что он находился в низовьях Волги, но в результате изменения русла Волги, трансгрессии Каспийского моря остатки его, вероятно, были окончательно уничтожены (Гумилев, 1966).
В 30-е годы IX в. хазарами на Дону был построен город-крепость Саркел, что в переводе обозначает «Белая крепость». Саркел располагался недалеко от станицы Цимлянской, сохранившиеся его остатки в археологии получил название «Левобережное Цимлянское городище». В его строительстве принимали участие византийские специалисты. Саркел является одним из наиболее исследованных хазарских городов в археологическом отношении. В 1949-51 гг. в связи со строительством Цимлянской ГЭС и созданием водохранилища была создана Волго-Донская экспедиция во главе с профессором М.И. Артамоновым, которой было исследовано больше половины городища. Несмотря на то, что город пострадал в результате разбора его местным населением и использованием кирпича для современных построек, экспедицией были получены ценные данные по характеру градостроительства той эпохи, этническому составу населения города и роду его занятий.
Крепостные стены Саркела достигали толщины 3,75 м, они имели квадратные башни. Были возведены валы и рвы, отделяющие мыс, на котором находилась крепость, от основного берега Дона. В крепости располагался военные гарнизон, состоящий видимо из хазар и гузов. Кроме сугубо военных функций, этот гарнизон занимался таможенными делами, взимая пошлины с купцов. В городе, кроме купеческого люда, жили ремесленники: кузнецы, гончары, ювелиры и другие. Судя по археологическим данным, в городе проживали болгары и какое-то славянское население (Артамонов, 1958, с. 27-45; Плетнева. 2003. с. 67-71).
Ниже по течению Дона у станицы Семикаракорской располагалась еще одна крепость, имевшая квадратную планировку. Ее сырцовые стены были укреплены башнями. По характеру планировки и строительства эта крепость весьма близка строительным традициям хазарских городов на Северном Кавказе (Плетнева, 1976, с. 50)
На территории Хазарского каганата возрождались старые города, особенно на побережье Черного и Азовского морей, возникшие еще в эпоху греческой колонизации этих мест. Это Фанагория, Керчь на месте бывшей столицы Боспорского царства Пантикапея, Таматарха (русское название Тмутаракань) на Таманском полуострове, предполагаемо на месте греческой колонии Гермонассы.
Оживление городской жизни свидетельствовало о развитии экономики и торговых связей Хазарского государства с окружающим миром. Через земли каганата проходили торговые пути, связывающие Византию и другие страны Востока с северными народами: славянами, балтами, финно-уграми. Кроме собственной торговли, хазары взимали подати с караванов, проходившим по водным и дорожным путям через их земли. Имеются сведения о том, что, например, корабли руссов по Волге спускались до Итиля, также, вероятно, плативших пошлину хазарам (Плетнева, 1976, с. 55). По данным Ибн Хордадбега славяно-русские купцы в то время плавали не только по Черному, но и Каспийскому морям, со своими товарами на верблюдах достигали Багдада (Толочко, 1999, с. 35). Естественно, они должны были пересекать владения хазар.
Укрепление Хазарского каганата привело к установлению им контроля над рядом других народов, не входивших официально в его состав. Из летописи «Повесть временных лет» известно, что во второй половине VIII в. славянские племена поляне, северяне и вятичи платили хазарам дань. Киев также находился в зависимости от хазар. Арабские авторы сообщают, что славяне входили в состав хазарского войска и выполняли обязанности прислуги хазарских царей (Толочко, 1999, с. 47).
Хазары взимали дань и с других народов: буртасов, черемисов (мордовско-мерянские племена), сувар, болгар. Волжская Болгария длительное время находилась в вассальной зависимости от Хазарского каганата (рис. 36) (Плетнева, 1976, с. 56).
Этнический состав Хазарского каганата. Принятие иудаизма. Хазарский каганат являлся многоэтничным государством, основу его населения составляли болгары, аланы и собственно хазары (рис. 38). Бывшая территория каганата практически совпадает с ареалом распространения археологических памятников, объединенных исследователями в одну культуру, получившую название салтово-маяцкой. Эта культура, датирующаяся концом VIII – первой половиной X вв, представлена поселениями, укрепленными городищами, грунтовыми и курганными могильниками, распространенными от верховий Северского Донца и Дона до Нижней Волги и Северного Кавказа. В материальном плане эта культура обладала определенным единством, так как складывалась и развивалась в рамках одного государства, формирующего некие общие традиции. В погребальных памятниках салтово-маяцкой культуры имеется ряд различий. Погребальный обряд в значительной мере отличается консервативностью, поэтому археологии довольно часто используют его данные в реконструкции этнического состава той или иной культуры, особенно в тех случаях, когда молчат письменные источника или их сведения маловразумительны. Что касается салтово-маяцкой культуры, то, например, погребения в катакомбах в верховьях Северского Донца и Дона обычно отождествляют с аланами, переселившихся сюда из Северного Кавказа. И именно на Северном Кавказе, древней территории обитания алан, погребения в катакомбах были широко распространены. Погребения в простых грунтовых ямах на Нижнем Дону и в Приазовье относят к болгарам. Что касается соотношения собственно хазар с тем или иным обрядом погребения, то эта проблема положительно стала решаться относительно недавно. Вообще считается, что хазары количественно не являлись преобладающим этносом в собственном государстве (Плетнева, 2003, с.81), по этой причине их погребальных памятников должно быть меньше по сравнению с аналогичными памятниками, принадлежавшими другим народам, входившим в состав каганата. Сейчас считается, что хазарам должны принадлежать погребения с квадратными, реже круглыми, ровиками под курганными насыпями, впервые открытыми в 60-70-е годы прошлого века на Нижнем Дону и получившими распространение в волго-донских степях (Иванов, 1999, с. 213-226; Плетнева, 2003, с. 81-88).
Фактором, укрепляющим устои государственности, особенно в ранние эпохи, являлась религия. В процессе становления государств на смену язычеству приходили монорелигии с единым культом или, по крайней мере, определенным пантеоном божеств, обеспечивающими единую идеологию общества. Изначально у хазар, также как и других ранних кочевых сообществ, было распространено язычество. Они поклонялись стихиям природы и луне, широкое распространение среди них получил культ бога-героя Тенгри-хана, ему посвящались могучие дубы, у которых приносились жертвоприношения. У священного дуба убивали коня, кровью которого поливали землю вокруг дерева, а череп и кожу развешивали на ветвях. Однако развитие хазарского государства и общества ставило вопрос о необходимости смены многочисленных языческих верований единой религией. В данном случае особого новаторства от хазар не требовалось, такие религии, названные впоследствии мировыми, уже существовали, причем в тех государствах, с которыми хазары давно осуществляли контакты. Например, в Византии – христианство, в арабском мире – ислам. Та и другая религии в разные периоды проникали на территорию каганата, в его городах жили люди, исповедующие и христианство и ислам, но эти религии не были возведены в ранг государственных. Хотя, Византия, например, предпринимала усилия, направленные на распространение христианства на территории Хазарского каганата, а арабы предпочитали видеть в хазарах мусульман. Но хазарские правители решили продемонстрировать свою независимость и приняли иудаизм, религию, неугодную ни визвнтийцам, ни арабам. Иудаизм стал официальной религией Хазарского каганата.
В источниках сохранилось интересное предание о том, что хазарский каган в 860 г. в период усложнившихся отношений с Византией устроил диспут между представителями трех религий: христианства, ислама и иудаизма, пообещав, что если победит христианский представитель, то хазары примут его религию. В диспуте принял участие один из создателей славянской письменности Кирилл. Если допустить, что этот диспут состоялся в столице Хазарии, то можно считать, что Кирилл побывал на берегах Волги. В этом диспуте победу одержал раввин (Артамонов, 1962, с.262-282; Плетнева, 1976, с. 67, 68).
Иудаизм в Хазарии получил распространение в основном только в ближайшим окружением кагана. Хотя эта религия и стала государственной, она не смогла оказать существенной роли в сплочении хазарского общества, поскольку большая часть простого населения продолжала поклоняться своим древним языческим культам, в юго-западных районах каганата достаточно широко было распространено христианство, в юго-восточных – ислам. Иудаизм в силу своей догматики не мог широко распространиться в Хазарском каганате, поскольку по одному из основных положений этой религии иноплеменник не мог стать истинным иудеем. Раввины же сумели обосновать иудейское происхождение только кагана и ближайших к нему аристократических кругов.
Характер верховной власти у хазар. Причины упадка Хазарского каганата. Однако, поскольку каган и высшая знать исповедовали иудаизм, на международном уровне Хазария считалась иудейским государством. Молва об иудейском государстве в далеком степном крае в то время была распространена широко. В середине X в. дошла она и до территории современной Испании, о чем сохранился весьма интересный документ, являющийся одним из наиболее исчерпывающих по истории хазар. Это письмо кагана Иосифа, являющегося ответом на послание из Испании сановника кордовского халифа Абдурахмана III еврея Хасдая Ибн-Шафрута (Коковцев, 1932). Хасдай, как единоверец, обращался к Иосифу с просьбой дать ему ответы на целый ряд вопросов, касающихся происхождения хазар и устройства их государства; территории, которую они занимали; причин принятия иудаизма.
В своем ответе Иосиф рассказывает о предыдущей истории хазар, очерчивает территорию своего государства, называет соседей. Интересны его сведения о государственном устройстве Хазарии. Несмотря на ее многоэтничность, должность кагана занимали только представители одного тюркского рода, причем передавалась она от отца к сыну. Каждый род имел свой наследственный удел, самый большой удел принадлежал кагану, который располагался в междуречье Волги и Дона. Судя по тому, что в описании границ собственного владения кагана упоминается место наибольшего сближения Волги и Дона, в него входила часть современной территории Волгоградской, в том числе и той, которую сейчас занимает Волгоград. Летом каган вместе со своим двором кочевал по своему владению, а зиму проводил во дворце в городе Итиль на Волге. Каган описывает свою страну богатой и самодостаточной с множеством садов и виноградников, с орошаемым земледелием, с обилием рыбы в ее реках. Значительный доход государства составляет дань, которую хазары собирают с соседних зависимых народов.
Справедливости ради следует отметить, что несколько хвастливый тон письма Иосифа уже навряд ли мог соответствовать действительным реалиям, поскольку лучшие времена для его государства были уже позади. Собственно письмо Иосифа было написано за несколько лет до трагических событий, постигших каганат.
Могущество хазарского каганата было подорвано не столько его противниками, сколько междоусобными войнами. Этому вне малой степени способствовал установившийся характер верховной власти у хазар. Сакрализация верховной власти, известная у многих народов, превратила, в конечном счете, кагана в символ этой власти, которой он фактически не владел. Он был обожествленным ее олицетворением. Каган также считался олицетворением силы власти и государства. Арабский географ и путешественник Истахри (849-934 гг.) описал обычай, который сопровождал процедуру восхождения кагана на престол. Претендента душили шелковым шнуром, при этом, спрашивая, как долго он желает царствовать. В полусознательном состоянии будущий каган должен был определить этот срок, который должен был соответствовать времени обладания им божественной силы власти. Всякие беды в государстве воспринимались как потеря божественной силы кагана и он мог быть убитым (Плетнева, 1976, с. 32). Фактическая же власть находилась в руках царя (хакан-бека), который, видимо, принадлежал к другому роду, нежели каган. Наличие двоевластия часто приводило к интригам в высших кругах хазарского общества. Часть аристократии, не принявшей иудаизм, выступала против центральной власти. Вражда между столичной и провинциальной знатью переросла в жестокую междоусобную войну, в которой погибли многие представители знатных родов.
Воспользовавшись ослаблением каганата, на его территорию с востока стали проникать новые объединения кочевников, наиболее активными среди которых были печенеги. К середине X в. владения каганата сократились до размеров собственных владений его правителя. Другим фактором дестабилизации Хазарского каганата было укрепление могущества Киевской Руси, которая была заинтересована в восточных рынках, в выходе к Черному и Каспийскому морям. Сокрушительный удар хазарам был нанесен киевским князем Святославом в 965 г. (рис. 39). Хазарская армия была разбита. Святослав взял Итиль, сжег Саркел, восстановленный впоследствии, он стал именоваться по-славянски Белой Вежей. Через двадцать лет в 985 г. сын Святослава Владимир, выйдя по Оке на Волгу, разбил болгар, затем на ладьях спустился вниз по Волге до Итиля. Таким образом, дружина Владимира проплывала мимо той территории, где сейчас располагается Волгоград, а, возможно, и останавливалась здесь. Эта местность достаточно хорошо должна была быть известной руссам, еще до походов Святослава и Владимира, они пользовались находящейся здесь переволокой, перетаскивая свои ладьи из Дона в Волгу и достигая Каспия. Владимир взял и разграбил Итиль, заставив хазар платить ему дань. После этих событий Хазарский каганат практически прекратил свое существование.
Население каганата частью было поглощено другими народами, близкими им по языку и происхождении, занявшими степи, такими как печенеги, огузы, половцы. Часть населения оставалась в городах в Крыму и на Тамани и еще не однажды упоминалась в письменных источниках.
Лекция 7. Империя монголов.Характеристика источников. Монголы до образования империи.Объединение монгол под властью Чингисхана.Завоевания монголов.Политическая организация монголов в период империи. Распад Монгольской империи.
Литература
1. Мэн-да Бей-лу (Полное описание монголо-татар). М., 1975.
2. Владимиоцев Б.Я. Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм. Л., 1934.
3. Филипс Э.А. Монголы. Основатели империи Великих ханов. М., 2003.
4. Доманин А.А. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники. М., 2007.
5. Крадин Н.Н., Скрыльников Т.Д. История Чингис-хана. М., 2006.
6. Хазанов А.М. Мухаммед и Чингисхан в сравнении: роль религиозного фактора в создании мировых империй // Кочевники и внешний мир. СПб., 2008.
Характеристика источников. Образовавшаяся Монгольская империя была одной из самых больших в древней и средневековой истории. Она простиралась от Тихого океана до Центральной Европы. Кроме евразийского пространства монголами были завоеваны Китай, Иран, Индия. О несоответствии Вызова и Ответа (Арнольд Тоинби), Аналогия – основание разбойничьего лагеря на берегу Тибра Ромулом, завершилось образованием Великой Римской империи. Так и объединение монголов завершилось созданием гигантской Монгольской империи. В ее состав вошло много народов, уже владевших письменностью и оставивших различные повествования о монголах. У исследователей трудности в изучении истории монголов и их государства связаны с разноязычными источниками.
Здесь мы остановимся на наиболее важных из них. В первую очередь следует назвать «Сокровенное Сказание» или (Тайная история монголов). Было написано близким к Чингисхану человеком, но уже после его смерти (возможно, его приемным сыном Шиги-Хутуху). «Сказание» характеризует монгольское общество как бы изнутри, человеком достаточно осведомленным о жизни монгол. Особенно это сочинение ценно в освещении событий предшествующих созданию монгольской империи в 1206 г. Следует иметь в виду, что это литературное сочинение, для которого характерны гиперболы, иносказания, завуалированность некоторых эпизодов. Создатель «Сказания» как бы придерживался принципа – умный поймет.
Важное значение для истории монголов имеет труд китайского автора Чжао Хуна «Мэн-да бэй-лу» (Полное описание монголо-татар). Это единственное сочинение написанное еще при жизни Чингисхана. Чжао Хун был китайским послом в ставке монгольского полководца Мухали. Автор сочинения был свидетелем завоеваний Чингисхана. Но больше он пишет о завоевании монголами Северного Катия, который уже более сто лет принадлежал чжурчженям. Эту миссию по приказу Чингисхана выполнял Мухали. Сам Чингисхан в это время находился в Средней Азии.
«Юань-ши» (Хроника династии Юань). После завоевания Китая монголами была основана монгольская династия Юань, представители которой считали себя правителями не только Китая, но всех остальных земель за пределами Китая. «Юань-ши» важный документ по истории монголов, отличающийся большой точностью. Юань-ши создавалась на основе достаточно полной документации, которая имелась у императоров монгольского происхождения, скрупулезно обработанной китайскими придворными историографами (китайская традиция).
Еще одним важным источником эпохи монгольских завоеваний является сочинение Рашид ад-Дина (1247-1318 гг.) «Джами ат-таварих» (сборник летописей). Этот известный историк средневековья в течение 20-и лет занимал важные чиновничьи посты при монгольских правителях Ирана – Хулагидах. Рашид ад-Дин был допущен к секретным документам (семейным реликвиям Чингизидов), хранящимися в «золотом сундуке». Там находились тексты, посвященные истории рода Чингисхана, описание походов Чингисхана и его потомков. Эта информация предназначалась только для членов семьи царствующей династии. В силу обстоятельств и, видимо, заказа труд Рашид ад-Дина был во многом панегирический, но фактология его уникальна.
В изучении истории монголов привлекаются и сочинения европейских авторов. Плано Карпини «История о Татарах», Гийом (Виллем, Вильгельм)) де Рубрук «Путешествие в восточные страны», Марко Поло «Книга Марко Поло».
Плано Карпини в 1245-47 гг. (монах) по поручению римского папы Иннокентия IV в главе миссии посетил монгольскую империю. Он должен был передать папскую буллу к «Царю и народу татарскому». Путь лежал через Восточную Европу. Сперва Плано попал в Улус Джучи и встретился с Бату. В это время (1246 г.) в Каракаруме должна была состояться коронация нового общемонгольского хана Гуюка и Бату предложил Плано посетить Каракарум, где он и встретился с новым Великим ханом Гуюком. Сохранилось 12 рукописей сочинения Плано Карпини. Хранятся в Вене, Лондоне, Кембридже, Турине и др.
Рубрук (монах) совершил поездку в Монголию по поручению французского короля Людовика IX во главе миссии. Король хотел заручится поддержкой монгол в борьбе с мусульманами. Сам король участвовал в шестом крестовом походе (в котором участвовал и Рубрук). Рубрук предпринял путешествие из Палестины, через Константинополь в Крым, через донские и волжские степи в Среднюю Азию, а оттуда в Монголию. В 1254 г. он достиг Каракарума. Рубрук встречался с Бату и последним всемонгольским Великим ханом Менгу.
Марко Поло в 1271-75 гг. совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. Потом морем вернулся в Италию, где с его слов и была записана «Книга».
Великая Яса (Яса Чингисхана). Яса – закон. Свод правил, правовых установлений, обнародованный Чингисханом в 1206 г. на курултае во время избрания его великим ханом всех монгол. Яса представляла собой кодификацию неписанного обычного права монгол. Она содержала преимущественно перечень наказаний за преступления. В период завоеваний монголов Яса дополнялась, в нее вносились изменения. Яса в подлиннике не сохранилась. Известны только ее фрагменты в сочинениях персидских, арабских авторов.
История монголо-татарских племен до основания империи. Сразу следует отметить, что этноним «монголы» до образования Монгольской империи не употреблялся. Первое его точное упоминание относится к 1206 г. когда на курултае Чингисхан был провозглашен Великим ханом объединенной Великой степи и на котором сам Чингисхан провозгласил создание «Великой Державы Монголов». На счет происхождения названия «монголы» имеется много версий (А. Доманин, с. 35-38). Этноним «монголы», как название рода, мог появиться за несколько столетий до образования империи. Затем с разрастанием рода и его дроблением это название перестало употребляться. Но это название могло сохраняться в генеалогической памяти народа.
Интересная информация на этот счет содержится в сочинении Рашит ат-Дина. Он отмечал, что сначала имя «монголы» носил один род, за 400 лет от него произошло множество ответвлений и по своей численности они стали превышать другие народы. Вследствие их могущества и другие племена, проживавших в других местах стали принимать это имя.
Исследователи полагают (В.С. Таскин – переводчик китайский текстов; Л.Н. Гумилев), что к протомонголам относятся кочевые племена дунху, известными по китайским источникам как соседи хунну. Дунху общее название ряда племен: ухань, сяньби, кидань, и др.
В «Сокровенном Сказании» говорится, что древнейшим «предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Высшего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис (внутренне море). Кочевали у истоков Онон-реки». Исследователи относят это событие к VI в. н.э. Тенгис, возможно, Байкал (?).
Есть основания предполагать, что впервые значительную часть потомков Борте-Чино объединил дед Чингисана Хабул-хан, но называлось ли это объединение монголами неизвестно.
Более достоверным является тот факт, что Чингисхан объединил всех потомков древнего рода монголов и «извлек это почти забытое слово из глубин исторической памяти и назвал им объединенные под его началом народы». С этого времени название монголы получает широкое распространение.
К монголам относят народы, которые говорили на наречиях монгольского языка. В таких источниках, как «Сокровенное сказание» и сочинение Рашид ат-Дина монгольские племена до объединения их Чингисханом разделялись на две группы: на лесных жителей и степных (XI-XII вв.). Лесные племена занимали верховья Енисея и Иртыша и территории у Байкала (Владимирцев, 1934). Кочевые племена занимали более южные степные районы. Лесные племена занимались охотой и рыболовством, добывали соболя и белку, торговали мехом. Лесные племена постепенно подвергались влиянию своих кочевых соседей и переходили к кочевым формам хозяйства. Из истории ойратов известно, что раньше они были лесными обитателями, а затем стали степными кочевниками.
Собственно монгольские племена занимали территории северной и северо-восточной Монголии и Южное Забайкалье. К западу от них в Центральной Монголии кочевали кераиты (видимо, монголоязычныые). Отличающиеся от монгол. Они еще в 1007 г. приняли христианство несторианского толка. (Несторианство течение в христианстве, основанное константинопольским патриархом Несторием (426-431 гг.). Он утверждал, что Иисус Христос будучи рожден человеком, лишь в последствии стал сыном божьим (мессией). Несторианство было осуждено как ересь (Эфесский собор, 431 г.). Несторианство пользовалось значительным влиянием вплоть до 13 в. в Иране, Средней Азии, вплоть до Китая. Сейчас сохраняется в Иране, Ираке, Сирии). Кераиты обладали более высокой культурой, чем монголы. Они еще раньше образовали свой союз племен во главе с ханом. Полагают, что под влиянием кераитов институт ханской власти начал формироваться и у монгол. Кераиты были союзниками монгол в борьбе против татар. Впоследствии они вошли в состав монгольского улуса. Из их числа вышло не мало близких соратников Чингисхана.
Севернее монголов, в Забайкалье, обитали воинственные племена меркитов. Спор среди исследователей о том, принадлежали ли меркиты к монгольским или тюркским народам. Однако соседство с монголами, частичное смешение в связи с заключением браков, переселениями способствовали утверждению у меркитов монгольского языка. С монголами их связывали своеобразные отношения. Будущая мать Чингисхана Оэлун была выдана замуж за меркитского воина (по любви). Но ее похитил Есугэй-Багатур – отец Чингисхана. Позднее меркиты взяли в плен жену Чингисхана Борте. Ранее считалось, что старший сын Чингисхана Чжучи фактически не был его сыном, его иногда называли «наследником меркитского плена». Первый свой поход еще Тимучин совершил против меркитов. Меркины оказывали монголам ожесточенное сопротивление. Даже потерпев жестокое поражение, они продолжали сопротивляться, пока не были поголовно истреблены.
Территорию к востоку и юго-востоку от монголов, ближе к Китаю, занимали татары. Татары испытывали влияние Китая (Чжурчжэнская империя). Часто выступали союзниками Китая против других степных народов, в том числе и монголов. Этническая принадлежность татар вызывает споры. Благодаря китайцам название соседних татар переносилось на большую часть населения степи. Дословный перевод сочинения Чжао Хуна « Полное описание монголов, которые татары» Название «татары» степного азиатского народа закрепилось в Иране, Индии, Средней Азии, название «монголы» им было мало известно. Русские летописи также говорят о нашествии татар на Русь. Впоследствии был введен нелепый термин «монголо-татары». На самом же деле монголы и татары были непримиримые враги.
Организация монгол в доимперский период (по Владимирцеву). Основным элементом древнего монгольского общества был род – союз кровных родственников. Род был экзогамным. Браки совершались с представителями других неродственных родов (запрещались браки и между родственными родами). Каждый род вел свое происхождение от одного предка. Один предок мог быть у нескольких родов в связи с разветвлением первоначального рода и образованием новых родов. Рашид ат-Дин отмечал, что каждый монгольский род имел свою родословную, таким образом, сохраняя сведения о своих предках. Каждому ребенку растолковывалось его происхождение. Поэтому, говорил Рашид ат-Дин среди них нет никого, кто бы ни знал своего происхождения. И далее он отмечал, что « … у монголов издревле существует обычай … хранить корень и род свой». Возможно, научились у китайцев.
У монгол было многоженство, но первая жена считалась старшей. Жены переходили в род мужчины. Дети рожденные не от главной жены считались в монгольской семье законными и признавались братьями и сестрами детей от старшей жены. Род был патриархальным. Возможно, сохранялись когнатные (матриархальных) отношений. Так во время сватания юноша должен был некоторое время прожить в семье невесты.
Особенности имущественных отношений у монголов в это время было таковыми. Каждая семья владела своим имуществом, основу которого составлял скот. Достояние отца или матери делилось между сыновьями, причем младшему предоставлялись особые права. Ему доставалось личное имущество отца, юрта, с ним оставались жены отца. Младшего сына именовали «хозяин, владыка. Рашит ат-Дин говорил: « Монгольский обычай есть таков, что меньшего сына называют Эджен; по той причине, что он находится в доме, имущество, хозяйство и домоводство ему назначается». Но особыми правами пользовался и старший сын, особенно если другие были малолетними
Вдовы, оставшиеся с малолетними детьми, единовластно управляли имуществом семьи до тех пор, пока их сыновья не женятся. Эта традиция сохранилась и в имперский период. Вдовы получали уделы и управляли войском, эти функции переходили к их взрослым сыновьям. Вдовы императоров и правителей улусов после их смерти становились регентшами.
У монгол было две формы кочевания – аильная и куренная. Аильная (аил – монг. «кочевой двор», это семейная группа) форма – это кочевание отдельных семей. Куренная форма (курень – монг. «стойбище» – это кочевание табором (многими аилами). Многое в выборе формы кочевания зависело от политической обстановки. Если в степи складывалась мирная ситуация кочевали отдельными аилами, так было удобнее. В сложной ситуации предпочиталось куренное кочевание. Рашид ат-Дин отмечал: «Значение куреня есть таково: когда в поле кибитки во множестве стоят кругом в виде кольца, то название это курень». Курень по его данным предполагал защиту от неожиданного нападения.
Исследователи отмечали, что куренная форма кочевания больше была распространена в период до образования империи, когда различные кочевые группировки враждовали между собой. В период существования империи, когда в устанавливается политическая стабильность стала преобладать аильная форма кочевания.