Ава —коллегия магистрата, ведавшая судом по уголовным делам. 1 страница

ларион— первый киевский митрополит из русскогодуховенства (с 1051), ранее — пресвитер при церкви в княжеском селе Берестове под Киевом. Его утверждение митрополитом было связано с попыткой освободиться от опеки Византии в церковных делах. После смерти князя Ярослава Мудрого (1054) смещен с поста главы Русской православной церкви. Известен как писатель, автор «Слова о законе и благодати» — церковно-политического трактата, прославлявшего Киевскую Русь и ее князей — Владимира I и Ярослава Мудрого. Был активным сторонником независимости Русской церкви от Константинополя.

Иоанн I Цимисхий — византийский император (969—976). Вел напряженную войну с Киевской Русью, в ходе которой ему удалось вытеснить с Балканского полуострова киевского князя Святослава и присоединить к империи Придунайскую Болгарию (971).

Климент Смолятич, Клим Смолятич — киевский митрополит (с 1147), предположительно, родом из Смоленска. Был поставлен в митрополиты киевским князем Изяславом Мстиславичем без санкции константинопольского патриарха. После смерти князя (1154) был вынужден оставить митрополичью кафедру. Выступал за независимость Русской церкви от Византии. Был высокообразованным человеком, выдающимся церковным писателем. Сохранилось лишь одно его сочинение — «Послание к смоленскому пресвитеру Фоме».

Кончак —половецкий хан второй половины XII в. Создал мощное объединение половецких племен. В 1172, 1180 гг. поддерживал северских князей в их борьбе с другими княжествами. Совершил ряд походов на Переяславскую землю (1174, 1178, 1183). В 1185 г. разбил дружину новгород-северского князя Игоря Святославича на реке Каяле и взял его в плен. В этом же году и в 1187 г. орды Кончака нападали на Киевскую и Черниговскую земли. Борьба русских князей с Кончаком стала сюжетом знаменитого «Слова о полку Игореве».

Мал —древлянский князь. В 945 г. возглавил народное восстаниепротив киевского князя Игоря, вызванное чрезмерными поборами. После убийства Игоря, опасаясь возмездия, сватался к его вдове, княгине Ольге. По летописным данным погиб при разгроме древлян войском Ольги и взятия Искоростеня, главного города древлян.

Малуша —раба, ключница княгини Ольги, наложница, князя Святослава и мать Владимира I, которого нередко корили плебейским происхождением.

Мстислав Владимирович — великий князь киевский (1125—1132), сын Владимира Мономаха. С 1088 г. княжил в Новгороде, Ростове, Смоленске и др. Продолжал политику отца, участвовал в княжеских съездах, успешно оборонял русские земли от половцев, пресекал междоусобицы.

Олег —варяг, воевода Рюрика, великий киевский князь (882—912). После смерти Рюрика с 879 г. начал княжить в Новгороде. В 882 г. предпринял поход на Киев, захватил его и сделал столицей Руси. В 883—885 гг. покорил древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. В 907 и в 911 гг. (по летописным данным) совершил походы на Византию, заключил с ней исключительно выгодный для Руси договор. Летописец, основываясь на устном предании, называет его «Вещим» и приводит рассказ о смерти князя, предсказанной волхвом.

Олег Святославич, «Гориславич»— князь владимиро-волынский (1073—1076), тмутараканский (1083—1094), черниговский (1094—1096), новгород-северский (1097—1115). Внук Ярослава Мудрого. В 1073 г. получил от отца Ростово-Суздальскую землю, затем княжил на Волыни. После смерти отца (1076) находился в Киеве, где на престоле сидел его дядя Всеволод Ярославич. В 1078 г. бежал в Тмутаракань и с помощью половцев захватил Чернигов. В битве с объединенным войском Изяслава и Всеволода Ярославичей потерпел поражение и снова бежал в Тмутаракань. В 1094 г. навел половецкие орды на Русь, овладел Черниговом и вступил в длительную борьбу за Киев со Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом. Союз Олега с половцами и его многочисленные «крамолы» вызвали осуждение летописца и дали основание автору «Слова о полку Игореве» назвать его «Гориславичем».

Ольга — киевская княгиня (945—969), жена князя Игоря, мать князя Святослава. Жестоко подавила восстание древлян (945). Правила в малолетстве сына и во время его походов. Упорядочила сбор дани в государстве. Совершила путешествие в Царьград (около 957), где приняла христианство.

Рогволод— первый исторически достоверный полоцкий князь (?—980). Вел борьбу с киевским князем Владимиром Святославичем. В 980 г. после взятия Полоцка Владимиром был убит вместе с женой и двумя сыновьями. Его дочь Рогнеда стала наложницей Владимира.

Рогнеда —полоцкая княжна,дочь князя Рогволода (?—1000). Являясь невестой киевского князя Ярополка, отказала сватам Владимира Святославича, будущего Владимира I. После захвата Полоцка Владимиром (980) и убийства ее отца и братьев по принуждению стала женой Владимира и получила славянское имя Горислава. Пыталась организовать заговор против него, мстя за смерть отца и братьев. Мать Изяслава Владимировича, родоначальника полоцкой ветви Рюриковичей, и Ярослава Мудрого. По преданию, после крещения Владимира и ликвидации его гарема отказалась воспользоваться его разрешением вторично выйти замуж и постриглась в монахини под именем Анастасии.

Свенельд — варяг, воевода князя Игоря, пользовался правом сбора дани с древлян. Участвовал в покорении уличей, в войнах с Византией (941, 944). Служил также Святославу Игоревичу, участвовал в походах на Византию и в Закавказье. Был ближайшим советником Ярополка Святославича.Умер после 977 г.

Святополк I Окаянный— князь туровский (с 988), киевский (1015—1019). Сын Ярополка, усыновленный Владимиром I. После его смерти занял киевский стол. Стремясь удержать его, начал междоусобную войну, в которой убил трех из пяти своих братьев: Бориса ростовского, Глеба муромского, Святослава древлянского и завладел их уделами. В 1017 г. был изгнан из Киева Ярославом Мудрым, но в 1018 г. с помощью польского короля Болеслава I снова захватил великокняжескую власть. В союзе с печенегами воевал с Ярославом Мудрым, но в 1019 г. был разбит им на реке Альте и окончательно лишился великого княжения.

Святополк II— князь полоцкий (1069—1071), новгородский (1078—1088), туровский (1088—1093), великий князь киевский (1093—1113).Отличался жестокостью и корыстолюбием. Во время его правления продолжались междоусобицы, обострились социальные конфликты, вызванные усилением ростовщичества и разорением торгово-ремесленного населения. Политика Святополка явилась причиной народного восстания в Киеве (1113).

Святослав I — великий князь киевский (около 945—972), сын князя Игоря и Ольги. Известен как талантливый полководец. С 964 г. совершал походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Подчинил вятичей, освободив их от владычества хазар, в 965г. разгромил Хазарский каганат, в 967 г. воевал с Дунайской Болгарией. В 969—970 гг. в союзе с ней вел войну против Византии и в 971 г. заключил с ней мирный договор. В 972 г. на днепровских порогах войско его было разбито печенегами, а сам Святослав убит.

Святослав II — князь черниговский (с 1054), великий князь киевский (1073—1076). Сын Ярослава Мудрого. Совместно с братьями участвовал в дальнейшей разработке законодательства. В ходе династической борьбы вместе с братом Всеволодом изгнал Изяслава Ярославича из Киева. Успешно защищал южные рубежи Руси от половцев.

Тугоркан— половецкий хан, объединивший приднепровские орды. Совершал набеги и грабил южные окраины Древнерусского государства, доходя до Киева. Выдал свою дочь замуж за киевского князя Святослава Изяславича.

Шарукан— половецкий хан, глава племенного объединения Шаруканидов. Совершал грабительские набеги на русские земли. Потерпел поражения от киевских князей Святослава Ярославича (1068) и Владимира Мономаха (1106 и 1111).

Ян Вышатич— киевский тысяцкий, видный представитель знати. Сын Вышаты, воеводы князя Ярослава Мудрого, который участвовал в походе русских дружин на Византию в 1043 г. Должность киевского тысяцкого, видимо, получил по наследству от отца. При князе Изяславе Ярославиче был первым среди киевских бояр. В 70-х гг. ездил на Белоозеро, где жестоко подавил восстание смердов. В 1093 и 1106 гг. участвовал в походах на половцев. Его рассказы об этих событиях были использованы в киевском летописании. Умер в 1106 г.

Ярополк I — киевский князь (972—980), старший сын князя Святослава I. Одним из первых в Киеве принял христианство. В 977 г. в междоусобной ссоре убил своего брата, древлянского князя Олега, но в 980 г. был побежден Владимиром.

Ярослав Мудрый —великий князь киевский (1019—1054), сын Владимира I. Участвовал в борьбе за великокняжеский престол после смерти отца. Изгнал из Киева Святополка I. Совершил ряд успешных походов на печенегов, обезопасил западные границы Руси. В годы его княжения Киевская Русь достигла расцвета: строились храмы и города, расширялись международные связи (в том числе и династические) со многими европейскими странами. С именем Ярослава связано составление первого общерусского законодательства — «Русской Правды».

IV

Альта (Льто, Олта) —название реки, впадающей в Трубеж, и ее урочища к юго-востоку от Киева. По сообщению летописи, в этой местности, в ходе династической борьбы, начавшейся после смерти великого князя Владимира I между его сыновьями, по приказу Святополка в 1015 г. был убит Борис. В 1018 г. Ярослав на Альте разбил объединенные воска Святополка и печенегов. В 1068 г. здесь состоялась битва между войсками князей-Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) и половцами, в которой братья были разбиты и бежали. Эти события вызвали народное восстание в Киеве.

Бояре— в древней Руси привилегированная часть общества, землевладельцы, «княжи мужи и вассалы князя. Боярство формировалось из потомков родоплеменной знати и высшего слоя княжеской дружины. Имели своих вассалов, пользовались правом феодального иммунитета. Составляли совет при князе — Боярскую думу.

Вассал — слуга, феодал, получивший от сеньора (более крупного феодала) земельное владение (феод, вотчину) за несение службы, в основном военной, и занимавший зависимое положение.

Вассалитет(вассально-ленная система) — система отношений подчинения феодалов-вассалов феодалам-сеньорам. Начинает формироваться в древней Руси в конце XI — начале XII в.

Вече —народное собрание в древней Руси. Наиболее активно действовало во второй половине XI—XII в. В его состав входили бояре, церковные иерархи, купцы, горожане или жители сельской местности. Вече решало вопросы войны и мира, законодательства, призывало князей, заключая с ними «ряд», и изгоняло их, если условия «ряда» не выполнялись. Уходящее своими корнями в племенной строй и эпоху военной демократии, вече являлось основным органом участия народа в управлении государством.

Вечные люди, вечные бояре (вечники)— участникивечевых собраний.

Византия — Восточная Римская империя, Византийская империя (IV—XV вв.). Образовалась при распаде Римской империи в ее восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица — Константинополь (Царьград). Наибольшего территориального расширения достигла при императоре Юстиниане I, превратившись в могущественную средиземноморскую державу. Вела активную торговлю со Скандинавией и Киевской Русью. Неоднократно подвергалась нападениям киевских князей (в 860, 907, 911, 944, 970 гг.), отстаивавших военные и торговые интересы Руси в Причерноморье. В 980 г. при участии Византии Русь приняла христианство.

Вира— денежный штраф за убийство свободного человека в Киевской Руси. Взимание вир заменило обычай кровной мести.

Вирник— представитель княжеской или боярской администрации, «княж муж», который занимался сбором судебных штрафов (вир).

Волжская Булгария (Волжско-Камская Булгария) —первое государственное образование народов Среднего Поволжья и Прикамья, сформировалась в X в. в борьбе с хазарами. После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом (965) окончательно освободилась от власти хазар. Столица — город Булгар. Находилась на важных торговых путях, связывающих Восточную Европу с Востоком и активно торговала с Арабским халифатом, Византией, Русью. В 1066 г. был заключен русско-булгарский торговый договор. Киевские князья неоднократно совершали походы на Волжскую Булгарию (977, 985, 994, 997). С XI в. ее основным соперником стала Владимиро-Суздальская Русь, что вызывало военные конфликты и повлекло перенесение столицы в город Биляр. В 1241 г. была подчинена монголами и вошла в состав Золотой Орды.

Булгары — тюркские племена. Объединялись в союз, который в VII в. разделился на несколько групп. Часть кочевала в Приазовье и на Северном Кавказе. Другая группа проникла на Балканы, где слилась с местным славянским населением. Третья осела в Среднем Поволжье, подчинила ряд финно-угорских племен и возглавила полиэтничное государственное образование — Волжско-Камскую Булгарию.

Волость —административно-территориальнаяединица в древней Руси. Иногда совпадала с границами земли или княжества, иногда составляла только часть. Подчинялась городу как административному и политическому центру. Термин также употребляется в значении полусамостоятельного удела, управляемого князьями-вассалами киевского правителя.

Волостель —должностное лицо на Руси в XI—XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князя и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, «кормился» за счет тяглого населения волости, взимая «кормы» в виде натуральных продуктов и различных пошлин. Вспомогательным персоналом при нем были тиуны, доводчики, праведчики. Его власть в иммунитетных владениях ограничивалась жалованными грамотами.

Волхвы, чародеи, «кощунники» — жрецы, служители языческого культа у восточных славян. Принадлежали к верхушке общества. Волхвам приписывалось влияние на силы природы, лечение болезней, предсказание будущего. Впервые упоминаются в летописи под 912 г. в связи с предсказанием смерти князю Олегу. После принятия христианства руководили антицерковной оппозицией и подвергались гонениям со стороны государства и церкви. В XI в. неоднократно возглавляли народные восстания (в Суздальской земле, Киеве, Белоозере).

Вотчина— вид феодальной земельной собственности. В древней Руси возникла в конце X — XI в. путем княжеского пожалования, захвата общинных крестьянских земель или выделения из общины владений богатых крестьян. Известны княжеские, боярские, монастырские вотчины. Владелец вотчины мог передавать ее по наследству, продавать, закладывать и т. п. Термин происходит от слова «отчина», т. е. отцовская собственность.

Гривна— денежная единица в Киевской Руси. В XI в. составляла приблизительно 49, 25 г. серебра.

Гридь, гридин, гридень —младший княжеский дружинник, телохранитель князя. Гриди составляли основные кадры княжеских дружин, участвовали в управлении княжеским хозяйством, жили при княжеском дворе в специальных помещениях — гридницах.

ань — натуральный или денежный налог. В древней Руси являлась формой зависимости побежденных или добровольно покорившихся киевским князьям племен. Сбор дани осуществлялся в форме полюдья. Право сбора получали княжеские воеводы, знатные дружинники в качестве платы за службу. Таким образом, право на дань реализовывало вассальные отношения в древней Руси. Регламентация и упорядочение сбора дани были впервые осуществлены княгиней Ольгой в 947 г. во время ее походов в древлянскую и новгородскую земли. Нормы сбора дани были зафиксированы в «Уставах» княгини Ольги — сборниках правовых норм.

Десятина —десятая часть всех доходов даней (штрафов), выделяемая князем на устройство и содержание церкви. Была учреждена Владимиром I одновременно с введением христианства. Взималась с населения в размере десятой части урожая или иных доходов.

Дружина — вооруженный отряд при князе, его ближайшее окружение, привилегированный слой общества. Дружина являлась основой, ядром военных сил древней Руси и в то же время участвовала в политическом управлении, входя в совет при князе — думу. Дружинники также осуществляли управление личным хозяйством князя. Дружина делилась на «старшую» («княжи мужи», «нарочитые мужи») и «молодшую» («гриди», «отроки», «детские»). Социальное положение «старших» и «молодших» дружинников было различным.

Закупы — категория феодально-зависимого населения; лица, взявшие купу и обязанные отработать ее в хозяйстве заимодавца своим инвентарем. «Русская Правда» различает «ролейных» закупов (работавших на пашне) и скотников. При попытке бегства закуп превращался в холопа. Правовое положение закупов определено «Уставом о закупах», изданном Владимиром Мономахом в 1113 г.

Изгои —лица, изгнанные или вышедшие из своей социальной среды: разорившиеся и покинувшие общину крестьяне; вольноотпущенные или выкупившиеся холопы («пущенники» и «прощенники»), князья, изгнанные из своих уделов и лишенные наследства. Известны городские и сельские.

Иммунитет — право землевладельца осуществлять в своих владениях некоторые присущие центральной власти функции (суд, сбор податей и т. д.). Запрещал доступ княжеской администрации во владения бояр и монастырей. Давался великим князем киевским, а затем владимирским крупным светским и духовным вотчинникам и оформлялся специальными грамотами.

Каяла — река, упоминаемая в «Слове о полку Игореве» как место поражения русских войск во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем от половцев в 1185 г. Какая из приазовских рек носила в XII в. это название, точно не установлено. Одни исследователи предполагают в ней Калку, другие — Кагальник, Сухую и Мокрую Ялы, Кальмиус.

Киевская Русь —раннефеодальное государство, возникшее на землях восточных славян в IX в. (в восточных, византийских источниках и Бертинских анналах — каганат). Условной датой его образования считается 882 г., когда новгородский князь Олег объединил Новгород и Киев — два центра древнерусской государственности. Достигла расцвета в конце X — XI в. при князьях Владимире I и Ярославе Мудром. Во второй половине XI в. княжеские междоусобицы и набеги половцев привели кослаблению государства. Во второй четверти XII в. Киевская Русь вступила в завершающую фазу распада на отдельные княжества и земли.

Куна — денежная единица древней Руси, в XI в. составляла приблизительно 1, 97 г. серебра.

Купа —ссуда, предоставляемая землевладельцем крестьянину-смерду в виде денежной суммы, зерна и др. под проценты.

Ловище —место пушной охоты или рыбной ловли, где взималась часть дани пушниной или рыбой.

Любечский съезд— съезд русских князей (1097) в городе Любече на Днепре, в котором принимали участие 6 князей (Святополк Изяславич киевский, Олег и Давид Святославичи, Владимир Мономах, Давид Игоревич волынский, Василько Ростиславович). Съезд был вызван необходимостью организации совместной борьбы с половцами в условиях начавшегося удельного дробления Руси. Князья заключили между собой мир и постановили в дальнейшем не допускать междоусобных распрей. Важнейшее постановление съезда было выражено в формуле: «кождо да держит свою вотчину», что официально признавало существование независимых друг от друга княжеств, являвшихся наследственными владениями. Однако решение съезда не только не прекратило княжеские раздоры, но и развязало новую междоусобную войну, поводом к которой стало ослепление теребовльского князя Василька киевским князем Святополком Изяславичем и волынским князем Давидом Игоревичем.

Митрополит — один из высших церковных санов, подчиненный непосредственно патриарху. Киевская митрополия, учрежденная в 888 г., была частью Константинопольской патриархии. Первым киевским митрополитом был Анастас Корсунский. В древней Руси митрополичий престол занимали обычно греки, дважды — русские: Иларион (1051) и Климент (1147).

Ногата — мелкая денежная единица в древней Руси. В XI в. составляла приблизительно 2, 46 г. серебра.

Номоканон— сборник норм церковного права православной церкви, содержащий правила внутреннего распорядка, быта, семейной жизни. В него включались постановления Вселенских соборов, законы византийских императоров по церковным вопросам и др. С IX в. Номоканон стал переводиться на славянские языки. На Руси был переработан и дополнен с учетом местных условий и получил название Кормчей книги.

Огнищанин —термин, производный от «огнище» (очаг), «княж муж», боярин, управляющий княжеской вотчиной. Бояре-огнищане входили в состав «старшей» дружины князя, владели землей и пользовались привилегиями. Огнищане, возможно, ведали дворцами князей также в городах. Огнищанами называли и княжеских дружинников, выполнявших административные функции. Эти лица находились под особой охраной закона. Убийство огнищанина каралось штрафом в 80 гривен. В Новгородской земле огнищанами называли средних и мелких землевладельцев, хозяев подсеки («огнища»).

Печенеги— союз тюркских и других кочевых скотоводческих племен в VIII—IX вв. в заволжских, в IX в. — в южнорусских степях. Совершали грабительские набеги на Русь. В 1036 г. были разгромлены князем Ярославом Мудрым, после чего племенной союз распался.

Погост— распространенный в источниках термин, имеющий на протяжении X—XVI вв. различный смысл. В первоначальном значении погостом назывались сельские общины на периферии Киевской Руси, а также центры этих общин, где велась «гостьба» (торговля). Постепенно это название в Киевском государстве распространилось на административные единицы, состоящие из многочисленных сел, а также их центры. Во главе погостов были поставлены специальные должностные лица, ответственные за регулярное поступление дани. С распространением на Руси христианства в погостах обычно строили церкви, близ которых находились кладбища. Размеры погостов были различны: от нескольких десятков до сотни деревень.

Подъездной (подъездной княж)— княжеский или боярский администратор, объезжавший земли и осуществлявший сбор податей.

Половцы (кипчаки, куманы) — тюркская народность, кочевники (в X в. — на территории Казахстана). В XI в., продвигаясь в степи Северного Причерноморья, вытеснили печенегов. С 1055 г. совершали опустошительные набеги на Русь. В 1103—1116 гг. нападения прекратились в результате совместных походов русских князей, но возобновились во второй половине XII в. В XIII в. половцы были разгромлены и покорены монгольскими завоевателями. Частично переселились на соседние земли.

Полюдье — форма сбора нефиксированной дани. Объезд князем или его воеводы с дружиной подвластных земель.

Посадник —наместник князя в землях Киевской Руси в X—XI вв.

Прощенники— категория зависимого населения в древней Руси, упоминаются в памятниках церковного права. По мнению большинства исследователей — бывшие холопы, получившие свободу с условием работать на церковных землях, а также люди, поступившие в зависимость от церкви после «прощения» (исцеления) их болезней.

Пущенники— категория зависимого населения в древней Руси, упоминаются в уставе новгородского князя Всеволода Мстиславича на том месте, где в других памятниках употреблен термин «прощенники». В позднейших источниках этот термин употребляется в значении «вольноотпущенные».

Ратники, ратные люди, вои— народное ополчение в древней Руси, называвшиеся так в отличие от дружинников — постоянного войска князей и бояр. Ратники набирались на время ведения войн и походов из городского населения и крестьян.

Резана — мелкая денежная единица в древней Руси. В XI в. составляла приблизительно 0, 98 г. серебра.

«Русская Правда» — свод законов древнерусского общества, важнейший источник по социально-экономической истории Киевской Руси и русских княжеств периода раздробленности. Составлялась в течение XI—XII вв. Известна более чем в 100 списках (копиях). По своему содержанию делится на 3 редакции: «Краткую», «Пространную» и «Сокращенную». «Краткая Правда» состоит из «Правды Ярослава», «Правды («Устава») Ярославичей», «Покона (закона) вирного», «Урока мостникам». «Пространная Правда» делится на «Суд Ярославль Владимерич», «Правда Руская» и «Устав Володимер Всеволодич». «Сокращенная Правда» не содержит новых разделов и представляет вариант «Пространной». «Русская Правда» регулировала правовые отношения в древней Руси, охраняя жизнь и имущество различных слоев древнерусского общества.

Ряд — договор, соглашение, имеющее юридическую силу. В древней Руси регулировал отношения между князьями, а также между различными категориями населения.

Рядовичи — лица, нанимавшиеся на cлужбу к землевладельцу по «ряду» (договору). Занимали мелкие административные должности в боярских или княжеских вотчинах.

Сеньор — 1. Крупный земельный собственник, собственник сеньории (вотчины). Как феодальный собственник имел в подчинении крестьян, а также горожан, живших на территории сеньории. 2. В системе вассалитета — господин группы вассалов. Верховный сеньор территории (король, князь) назывался сюзереном. Различались светские и духовные сеньоры.

Смерды — крестьяне-общинники в древней Руси. Изначально свободные, по мере развития феодального вассалитета и захвата общинных земель попадали в экономическую зависимость от князей и бояр.

Совет — совещательный орган при великом киевском князе (дума). В его состав входили «думцы»: «княжи мужи», бояре, высшее духовенство (в мирное время), а во время войны — руководители союзников. В ведении совета находились вопросы законодательства, отношений с церковью, внешней политики.

Становище —административный центр, место пребывания должностных лиц и взимания княжеских сборов.

Старая чадь— родовые старейшины, племенная знать, влившаяся в социальную структуру Киевской Руси и составившая часть правящего класса. Играла заметную роль в управлении на местах.

Староста— в древней Руси представитель низшей княжеской или боярской администрации, обычно из холопов. В «Русской Правде» упоминаются сельский и ратайныйстаросты. Сельский староста, по-видимому, ведал сельским населением вотчины и был исполнителем распоряжений высшей администрации. Ратайный ведал вотчинной пашней.

Съезд князей— орган политического управления в Киевской Руси, совещание, в котором участвовали великий киевский и удельные князья. Съезд решал вопросы общегосударственного характера: защиты русской земли от внешних врагов, регламентировал отношения между князьями, обсуждал внутреннее устройство Руси. Наиболее значительные общерусские съезды — Любечский (1097) и Долобский (1103).

Тиун — княжеский или боярский слуга, управляющий различными отраслями хозяйства. Мелкая административная должность в вотчине. Известны тиуны: огнищный (ведал домом, «огнищем», двором); конюший (ведал конюшнями и табунами); сельский (управлял селами); ратайный — пахотными работами и т. д. Большинство тиунов были несвободными людьми, если свободное состояние не оговаривалось условиями договора (ряда).

Тмутаракань — древний русский город X—XII вв. на Таманском полуострове. Играл большую роль в торговых связях Руси с Востоком. До X в. находился под властью хазар. После разгрома Хазарского каганата (конец X в.) вошел в состав Киевского государства как столица Тмутараканского княжества. В ходе феодальной династической борьбы (середина XI в.) был оплотом сепаратистки настроенных князей. В начале XII в. в связи с усилением натиска Византии и половцев был отрезан от других земель Руси и прекратил существование.

Тысяцкий— военачальник, возглавлявший древнерусское городское ополчение («тысячу»). Назначался князем из числа старших дружинников, иногда по согласованию с городским вечем.

Урок— постановление, определявшее нормы дани, штрафов, пошлин и других отчислений в пользу князя.

Устав — сборник правовых норм, предназначавшийся для судебных органов и княжеской администрации.

Холопы —категория лично зависимого населения, по положению близкого к рабам. Изначально не имели своего хозяйства и выполняли различные работы для своих владельцев. Из них состоял штат домашней прислуги, ремесленников, вотчинной администрации, формировались боевые дружины феодалов. Древнерусские источники различают две разновидности холопства: полное (обельное) и неполное. В обельные холопы попадали в результате плена, продажи за долги, брака с холопом или холопкой «без ряду». Неполное холопство оформлялось договором (рядом) при свидетелях и ограничивалось его условиями.

Челядь (в ед. числе — челядин) — общее название лиц, обслуживавших княжеский или боярский дом и хозяйство: холопы, рядовичи, закупы.

Черные клобуки— племенное объединение, сложившееся из остатков тюркских кочевых племен (печенегов, торков, берендеев), вассалов Руси, около середины XII в. Занимали лесостепные районы (в основном по реке Рось). Создание объединения в значительной мере было вызвано необходимостью защиты от половцев. Как вассалы Руси черные клобуки были обязаны охранять ее южные границы, участвовать в походах киевских князей против внутренних и внешних врагов. Под влиянием соседнего оседлого населения они постепенно перешли от кочевого скотоводства к земледелию. В XIII в. частично смешались с русским населением, частично откочевали в степи и перестали упоминаться в источниках.

Наши рекомендации