Тема № 6.Тюркские государства X- XII веков на территории Казахстана.
Цель и задачи:
- Определить основные тенденции развития тюркских государств в X- XII веков, культуры тюрков, ее взаимосвязи с другими культурами.
План:
6.1. Государство огузов.
6.2.Кимекская и кыпчакская государственность.
6.3. Социально-экономические и этнические процессы на территории Казахстана.
Ключевые понятия: икта, хасс, вакуф, диуан, институт коммендации, дуальная система власти, ташнау, левират – аменгерство, гурхан, Дешт- и Кыпчак.
Литература:
1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в 5 томах, Т.1.
Алматы,1996.
2. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан. Летопись трех тысячелетий.
Алма- Ата, 1992.
3. Байпаков К.М. По следам древних городов Казахстана. Алма-Ата, 1990.
4. Байпаков К.М. Средневековые города на Великом Шелковом пути. Алматы,
1998.
1. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно - тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.
Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.
Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство.
2.В IX-X веках здесь сложился раннефеодальный союз огузских племен. Процесс этногенеза огузских племен был длительным. В состав Огузского каганата вошли самые различные племена. Главным было деление на 2 фратрии – бузук и учук, которые в свою очередь делились на 22 родовых подразделения.
Главой огузского государства в IX-XI веках был верховный правитель с титулом «джабгу». Важнейшие внешнеполитические акции Огузов были направлены на сохранение контроля над торговыми путями.
Однако в XI веке государство Огузов пало под ударами усилившихся кипчаков. Часть Огузов ушла в пределы восточной Европы и Малой Азии, часть, оставшись на своих землях, покорилась Караханидам.
3. Кимекское государство сложилось к концу IX века. Первые упоминания о нем появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX- начало X веков ( в сочинениях Ал-Якуби, Ибн ал –Факиха). В кимекскую конфедерацию вошли эймуры, имаки, татары, байандуры, кипчаки, ланиказы, аджлады. Они освоили среднее течение Иртыша, северо-восточное Семиречье, Приуралье и прикаспийские степи.
Глава племенного союза носил титул «шад-тутук», а с конца IX века – хакан.
Огузское государство, кимекский каганат стали своеобразным мостом между государствами VI-IX и X-XII веков.
В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).
Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции.
4. Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.
Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.
Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.
Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.
Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.
Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.
Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.
Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.
Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласких текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.
Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.
Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году.
Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени).
Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон).
К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков».
В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание».
Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».
Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть.
Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.
Тесты к теме № 6
1. Период существования государства у огузов:
а) 9 – 10 века
б) 6 – 8 века
в) 9 – 11 века
2.Назовите столицу Огузов в 10 веке:
а) Янгикент
б) Суяб
в) Тараз
3. Какой титул носил наследник престола у Огузов?
а) инал
б) джабгу
в) ельтебер
4. Как переводится название поэмы Баласагуни «Кутадгу билик»?
а) «Благодатное знание»
б) «Книга мудрости»
в) «Мудрый государь»
5. В каком веке жил Махмуд Кашгари?
а) в 11 веке
б) в 9 веке
в) в 10 веке
6. На каком языке написан «Диуани хикмет» Ахмеда Яссауи?
а) на тюркском
б) на персидском
в) на арабском
7. Дайте определение суфизма:
а) течение в зороастризме
б) мистико-аскетическое течение в исламе
в) наука о религии
8.Назовите труд Ахмет Иугнеки:
а) «Вознаграждение истины»
б) «Философские трактаты»
в) «Наука о религии»
9.На какие фратрии делились огузы:
а) сары тюргеши и кара- тюргеши
б) бузук и учук
в) чигили и ягма
10.Автор «Диуан лугат-ат тюрк»:
а) Аль-Фараби
б) Жусуп Баласагуни
в) Махмуд Кашгари
Тема 7: Международные отношения в эпоху раннего средневековья.
Цель: раскрыть особенности международных отношений в эпоху раннего средневековья
7.1. Формирование принципов кочевого экспансионизма.
7.2.Тюркские завоевания второй половины У1 века. Дипломатия Тюркского и Западно-Тюркского каганатов.
7.3. Формирование антиарабской коалиции в Центральной Азии.
7.4. Взаимоотношения огузов с Древнерусским государством.
7.5 Западное направление кыпчакской экспансии.
Ключевые понятия: экспансионизм, коалиция
В момент наибольшей экспансии Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Керченского пролива. Тюркские правители Бумын - каган (551-552 гг.), Кара-каган (552-553 гг.), а затем и Муган - каган (553-572 гг.) стали создателями первой евразийской империи, политическое и культурное наследие которой оказало существенное влияние на историю Казахстана и Средней Азии, а также юго-восточной Европы. На протяжении 582 – 603 годов каганат постепенно распался на две части – восточную и западную, которые бесконечно враждовали между собой. Период усобиц завершился выделением Западнотюркского каганата (603-704 гг.). Правителем Западной части каганата стал Истеми, носивший титул ябгу-кагана, в дальнейшем ставший традиционным для западной ветви тюркской динатсии Ашина.
Западнотюркский каганат управлялся представителями рода Ашина. Ведущее положение в государстве занимал «он ок будун» - «народ десяти стрел». Он делился на две крупные группы по пять племен: нушиби и дулу.
Основной внешнеполитической линией западнотюркских каганов стала антииранская деятельность.
2.Тюргешский каганат (704-756 гг.). Племена, входившие в состав Западнотюркского каганата, начиная с тюргешей, стали выступать под собственными именами. Тюргеши были многочисленными и входили в состав каганата еще с начала VII века, занимали территорию между Чу и Или, контролировали отрезок караванных путей, проходивших через Жетысу. Делились тюргеши на две фратрии – сары-тюргеш и кара-тюргеш.
Основателем тюргешской династии стал глава сары-тюргешей Уч Элик-каган, правивший в 699-706 годах. Внешняя политика тюргешей носила антиарабскую направленность.
При сыне Уч Элиг-кагана Сакал-кагане (706-711 гг.) тюргеши проводили активную внешнюю политику, но восточным тюркам удалось захватить Сакала и казнить его. Этому способствовала и междоусобица между сары и кара-тюргешами. Воспользовавшись ситуацией, кара-тюргеши захватили трон, посадив на него Сулук Чабыша, который правил с 715 по 738 годы. Сулук – каган действовал против арабов решительно и смело, за что получил у арабов прозвище Абу Музахим (Бодливый). В итоге в 728 году арабы оставили Согд.
В 729 году арабы, объявив газават, двинулись к Бухаре. Однако победа осталась за коалицией. Так продолжалось до 737 года, когда арабам удалось нанести поражение тюрге-шам, отступившим в Чуйскую долину. В скором времени Сулук умер, и началась затяжная междоусобная борьба за верховенство кара и сары-тюргешей, приведшая к окончательному упадку каганата и переходу власти в регионе к карлукам.
3.Карлукский каганат (756-942 гг.). В древних текстах государство карлуков сохранилось как «Карлук будун» - «Народ карлуков» или «Уч карлук», то есть «Три племени карлуков». В карлукскую конфедерацию племен входили тюркоязычные племена тухси, чигиль, чарук, аргу, басхан, часть согдийцев, огузов, уйгуров.
Вождь карлуков носил титул «джабгу». Территория включала земли от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-куль, в долинах Или, Чу, Таласа. Арабский путешественник Абу-Дулаф в своих рукописях сообщает, что ему потребовалось 25 дней, чтобы проехать владения карлуков. . В 751 году карлуки сыграли значительную роль в Таласской битве, произошедшей между арабами и китайцами.
В 766-775 годах карлуки захватили Кашгарию, а в конце 8 века распространили влияние на Фергану. Одной из главных внешнеполитических линий карлуков была борьба с уйгурами.
4. В X веке на политическую арену Центральной Азии выходит новое государство, которое возглавила династия Караханидов (942-1210 гг.).
Первые правители Базыр Арслан-каган и Огулчак Кадыр-хан властвовали над западной и восточной частями государства, что свидетельствует об изначальном разделении на два больших улуса. Впервые дуальная система власти была реализована именно при их правлении. При Сатук Богра-хане, сыне Базыра, происходит важнейшее событие – принятие ислама господствующей религией.
В XI веке история каганата полна войн между восточной и западной ветвями правящей династии за верховенство. XII век обозначен в истории Караханидского государства борьбой против киданей (кара-китаев) и хорезмшахов. По сути, уже в начале XIII века государство Караханидов не представляло реальной силы в регионе. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно - тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казахстана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, включая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена бугу, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.
Большую роль в развитии этнических и политических процессов в Казахстане сыграли каракитаи, найманы и кереиты.
Формирование каракитаев тесно связано с центральноазиатскими племенами киданей. В XII веке они появляются на территории Казахстана под предводительством Елюй Даши. Система наследования у каракитаев была довольно своеобразной, допускалось воцарение женщин, получавших в этом случае титул гурхана. Перейдем теперь к истории найманов и кереитов. Это были родственные тюркоязычные племена, участвовавшие в формировании государства Караханидов. Хозяйство их – кочевое скотоводство.
2.В IX-X веках здесь сложился раннефеодальный союз огузских племен. Процесс этногенеза огузских племен был длительным. В состав Огузского каганата вошли самые различные племена. Главным было деление на 2 фратрии – бузук и учук, которые в свою очередь делились на 22 родовых подразделения.
Главой огузского государства в IX-XI веках был верховный правитель с титулом «джабгу». Важнейшие внешнеполитические акции Огузов были направлены на сохранение контроля над торговыми путями.
Однако в XI веке государство Огузов пало под ударами усилившихся кипчаков. Часть Огузов ушла в пределы восточной Европы и Малой Азии, часть, оставшись на своих землях, покорилась Караханидам.
3. Кимекское государство сложилось к концу IX века. Первые упоминания о нем появляются в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX- начало X веков ( в сочинениях Ал-Якуби, Ибн ал –Факиха). В кимекскую конфедерацию вошли эймуры, имаки, татары, байандуры, кипчаки, ланиказы, аджлады. Они освоили среднее течение Иртыша, северо-восточное Семиречье, Приуралье и прикаспийские степи.
Глава племенного союза носил титул «шад-тутук», а с конца IX века – хакан.
Огузское государство, кимекский каганат стали своеобразным мостом между государствами VI-IX и X-XII веков.
В начале XI века на территории от Иртыша до Волги установили свое политическое влияние кыпчаки. Кипчакское государственное объединение (начало XI – 1219г.) стало естественным преемником кимаков. В первой половине XI века государство стало называться Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков).
Внешнеполитические связи кипчаков были самого разнопланового характера. Долгое время (весь XI и начало XII века) они находились в союзнических отношениях с кереитами, меркитами, уйгурами, народами северного Кавказа и Средней Азии. История Кипчакского ханства завершилась с вторжением монгольских войск. Но именно кипчаки дольше всех сопротивлялись захватчикам, неоднократно поднимая освободительные восстания, ведя на протяжении многих лет партизанскую войну в тылу. Но об этом речь пойдет на следующей лекции.
1. Период существования государства у огузов:
а) 9 – 10 века
б) 6 – 8 века
в) 9 – 11 века
2.Назовите столицу Огузов в 10 веке:
а) Янгикент
б) Суяб
в) Тараз
3. Какой титул носил наследник престола у Огузов?
а) инал
б) джабгу
в) ельтебер
4. Как переводится название поэмы Баласагуни «Кутадгу билик»?
а) «Благодатное знание»
б) «Книга мудрости»
в) «Мудрый государь»
5. В каком веке жил Махмуд Кашгари?
а) в 11 веке
б) в 9 веке
в) в 10 веке
6. На каком языке написан «Диуани хикмет» Ахмеда Яссауи?
а) на тюркском
б) на персидском
в) на арабском
6. Между какими войсками произошла Таласская битва 751 года?
а) между арабами и китайцами
б) между карлуками и тюрками
в) между тюрками и китайцами
7. В чем состоит историческое значение Таласской битвы?
а) Танский Китай перестал вмешиваться в среднеазиатские дела
б) усилились антиарабские выступления тюрок
в) арабы заключили союз с Китаем
8. Назовите дату возникновения государства Караханидов:
а) 942 г.
б) 552 г.
в) 704 г.
9. В каком государстве на территории Казахстана ислам был объявлен государственной религией:
а) в государстве Караханидов
б) в Карлукском государстве
в) в Кипчакском ханстве
10. Кто ввел в научный оборот термин «Караханиды»?
а) Григорьев
б) Уалиханов
в) Бартольд