Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.
Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.
В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В.М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.
Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М.И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов.
К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.
Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;
2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний;
3) метод рекомендаций, т.е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;
4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д. Так, в ч. 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;
5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.
В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечения законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права;
6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т.д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния возможно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.
Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействующими на функционирование государства.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под функциями государства?
2. Какие факторы влияют на содержание функций государства?
3. Как можно классифицировать функции государства?
4. Какие функции государства могут быть отнесены к внутренним и каково их содержание?
5. Назовите внешние функции государства.
6. В каких формах и какими методами регистрируется функции государства?
Литература:
1. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М.: Спарк. 2000. 279 с.
2. Радько Т.П., Пожарский Д.В. Понятие и классификация функций государства. М., 2005.
3. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М., 2002.
4. Марченко М.П. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008.
Глава 23. Форма государства
Понятие формы государства
Вопрос о форме государства исследуется юридическими и политическими науками довольно длительное время. Еще Аристотель на основе анализа государственного управления в греческих государствах, сделал вывод о том, что имеют место различные формы государственного правления и устройства. Он считал, что существуют шесть форм правления: демократия, олигархия, тирания, аристократия, монархия и полития.
В настоящее время в понятие формы государства вкладываются три аспекта проявления сущности и содержания государства.
Первый аспект - порядок образования высших органов власти, ее структура, т.е. организация высших органов власти, а также степень участия населения страны в их формировании;
Второй аспект - территориальное устройство государства, определенный порядок взаимоотношений между центральной, региональной и местной властью (соотношение государства как целого с его составными частями, способ его политического, национального и территориального деления);
Третий аспект - совокупность приемов и способов осуществления государственной власти (режим осуществления власти).
На форму государства оказывают влияние различные факторы, т.е. причины приобретения каждым конкретным государством определенной формы (монархии, республики и т.д.). Таковыми причинами являются соотношение политических сил, их расстановка по силе, возможности влияния на установление формы государства, исторические условия (международные, внутренние), национальные традиции, политическое и правовое сознание общества, его культура, территория, национальный состав и т.д.
Все эти причины так или иначе делают каждое государство уникальным по форме, особенно по деталям этой формы.
Теория государства и права как наука об общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права определила три наиболее общих квалифицирующих элемента, характеризующих форму любого государства - это форма правления, форма государственного устройства и государственный режим.
Почти во всех работах о государственности отмечается, что каждое государство представляет собою единство именно этих трех элементов. Вместе с тем необходимо учитывать, что данное единство не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным. Каждый из указанных трех элементов государства обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно.
Например, форма правления может сохраняться, не исчезать, в то время как сущность государства принципиально меняется. Так, сегодня нет рабовладельческих и деспотических государств, практически исчезли феодальные государства, а формы, присущие этим давним государствам, - республики и монархии - существуют до сих пор. Как видим - сущность исчезла, а форма сохранилась. Это обстоятельство свидетельствует о подвижности элементов формы государства, их качественной устойчивости и способности к выживанию (сохранению), несмотря на меняющиеся исторические условия. В наибольшей степени качество устойчивости присуще форме государства, в меньшей степени - его сущности и содержанию.
Вместе с тем в самой форме государства имеются, как уже говорилось, три составных элемента, которые также могут быть самостоятельны, каждый по себе может развиваться и изменяться независимо от других. Так форма правления может сохраниться, а форма устройства или политический режим измениться. Например, конституционная монархия в Великобритании сохранилась, а колониальная империя распалась; во Франции уже пятая республика по счету, режим в каждой их них был существенно различным и т.п. В основном из-за государственно-политического режима и ведется счет этим республикам.
"Форма государства" как объективная реальность и как понятие, включает в себя в обязательном порядке три безусловных элемента: форму правления, форму государственного устройства и государственный режим. Эти три элемента в совокупности образуют качественно новое понятие, новый реальный феномен - форму государства. Они составляют единое целое в данном состоянии, а форма государства соответственно представляет органическое единство. Следует иметь в виду, что указанные три элемента - это не три формы государства, а три составные части, три аспекта единой формы государства. Каждый из них влияет на форму государства, в каждом конкретном государстве он своеобразен, имеет свои характерные черты, отличия от аналогичных элементов другого государства. Поэтому в мире такое многообразие государств, практически не существует двух абсолютно одинаковых стран, каждая из них обладает характерными отличиями, признаками уникальности, которые содержаться в том или ином элементе формы государства.
Следует согласиться с И.А. Ильиным в том, что каждому народу должны быть свойственны "своя особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов и не должно быть одинаковых форм и конституций..."*(71).
Прав он был и в том, что государственная форма есть не отвлеченное понятие и не политическая схема, а строй жизни и живая организация народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел именно так организовываться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию.
Поэтому государственная форма зависит прежде всего от уровня народного правосознания, от исторического, нажитого народом политического опыта, от силы его воли и от его национального характера*(72).
Форма правления
Форма правления представляет собой систему и структуру высших органов власти государства, порядок их образования, распределения компетенции между ними, степень участия граждан страны в их формировании.
При анализе формы государства рассматриваются следующие вопросы:
- какие взаимоотношения существуют в данном государстве между высшими органами власти и населением страны;
- какова организация высших органов власти (верховной власти), каков порядок их образования, т.е. как создаются высшие органы власти;
- как строятся взаимоотношения органов власти между собой, какова компетенция высших органов власти.
В последние годы к числу важнейших показателей формы правления совершенно обоснованно относят организацию и структуру высших органов власти, которые обеспечивают права и свободы граждан.
Основными формами правления в современном мире являются монархия и республика. Именно в этих формах правления наиболее четко прослеживается, кто и как правит в государстве, т.е. кто осуществляет в нем верховную власть.
Исторически эти две формы правления возникли и существуют параллельно.
Монархия характеризуется следующими признаками:
- главой государства является монарх - единственный правитель;
- власть приобретается по наследству и сохраняется пожизненно;
- монарх (император, царь, король, султан, шах) олицетворяет верховную власть государства;
- монарх не несет ответственности перед своими подданными.
Монархии возникли с появлением первых государств. Они имели место в рабовладельческих формациях, были очень распространены при феодальном строе и сохранились до настоящего времени. Правда, сейчас их немного - несколько десятков из двухсот государств нашей планеты. Монархии, как и многие общественно-политические явления, разнообразны, даже иногда индивидуальны по своим характерным признакам. Так, монархии на Древнем Востоке отличались особой жестокостью по отношению к подвластным и жестокостью государственного управления. Монарх в этих государствах имел неограниченные права, в его ведении имелись мощные военные формирования и сильный бюрократический аппарат (Египет, Вавилон, Ассирия и др.).
Истории известны монархии абсолютные, сословно-представительные, конституционные.
Абсолютная монархия - форма правления, при которой власть полностью принадлежит монарху. Он руководит своим бюрократическим аппаратом, назначает и освобождает чиновников по своему усмотрению, издает законы, отменяет их, собирает налоги и расходует средства без какого-либо контроля. Принято считать, что абсолютная монархия сыграла положительную роль в истории. Она позволила преодолеть феодальную раздробленность, укрепить государственный механизм, исключала разновластие, положительно повлияла на национальное самосознание народа.
Сословно-представительная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (собранием, сенатом, собором и т.п.). В состав таких органов, как правило, входили представители высшей знати (дворянство, бояре, духовенство, иногда купечество). Функции этих органов в основном совещательные, рекомендательные, одобряющие по отношению к действиям и намерениям монарха. Сословно-представительные органы не могли принципиально повлиять на деятельность монарха и всецело подчиненного ему государственного аппарата (армии, полиции, исполнительных и судебных органов власти).
Наряду с сословно-представительными и абсолютными монархиями существуют дуалистические монархии.
Дуалистическая монархия - форма правления, при которой существуют два высших органа власти - монарх и парламент. Глава государства - монарх, он возглавляет (назначает, контролирует) исполнительную власть, в частности, правительство, которое несет ответственность перед монархом.
Парламент имеет законодательные полномочия, но влиять на процесс формирования правительства и контролировать его деятельность не может. В свою очередь монарх имеет право вето по отношению к законодательным актам парламента. Таким образом, дуалистическая монархия - это государство, в котором высшая государственная власть поделена между двумя субъектами - монархом и парламентом, но большая часть полномочий принадлежит все же монарху.
Другой вид монархии, где власть монарха ограничена - парламентская (или конституционная) монархия. Но в таких государствах ограничение власти монарха довольно существенно, здесь о дуализме можно говорить лишь условно, т.к. по существу его нет. В парламентских монархиях власть монарха ограничена конституцией или другими законодательными актами (как, например, в Великобритании) во всех сферах государственной деятельности, т.е. не только в сфере законодательства, но и в других направлениях государственного управления, особенно во взаимоотношениях с правительством.
Парламентские монархии - это следствие политического компромисса между новыми и старыми политическими силами. Поэтому степень ограничения власти монарха соответствует степени соотношения политических сил в период установления парламентских монархий. Эти периоды бывают иногда одномоментными, а иногда растягиваются на длительное время (в первом случае Япония, Испания, во втором - Великобритания).
Парламентские монархии характеризуются такими основными признаками:
- правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
- правительство осуществляет исполнительную власть;
- правительство формируется парламентом, хотя формально считается, что министры - это министры правительства его (ее) величества, т.е. монарха;
- законодательные акты принимаются парламентом. Формально они подписываются монархом, но это скорее его символический акт, нежели его властное решение.
В парламентских монархиях монарх "царствует, но не правит". Он является символом нации в силу сохраняющихся идей монархизма в сознании народа и исторических традиций. Монарх также считается главой государства, хотя как было показано выше, власть его существенно ограничена как в сфере законодательства, так и в других сферах государственного управления.
Республика как форма правления возникла еще в античном мире, но настоящее свое признание, распространение и закрепление получила лишь в XIX-XX вв., после свершившихся во многих странах буржуазных революций и освободительных войн (движений).
Республике как форме правления присущи определенные характерные признаки:
- выборность, т.е. представительный характер верховной власти;
- сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов;
- срочность полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, состава парламента);
- ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.
Для республиканской формы правления характерно формирование высших органов власти на демократической основе, с обязательным условием деления власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). Поэтому считается, что республика - это такая форма правления, в которой высшая государственная власть является выборным, сменяемым и ответственным перед народом органом власти.
Республики, с точки зрения исторического развития, подразделяются на аристократические и демократические. Первые были характерны для античных государств (Рим, Спарта) и средневековых государств-городов (Генуя, Флоренция). Вторые являются распространенной формой правления в современных государствах. В аристократических республиках привилегированные группы, знатная олигархия управляют государством практически без участия населения.
Демократическая республика обычно признает официальным источником власти волю народа. Это означает формальное признание равенства между гражданами и право на их участие в государственном управлении.
Демократические республики - самые распространенные формы правления современных государств, они приходят на смену феодальной государственности, ликвидируя их остатки в современном мире.
В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того, какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают республики президентские и парламентские. Некоторые авторы выделяют еще и "промежуточную" форму правления - смешанную или полупрезидентскую республику.
Характерным для президентской республики является то, что в руках президента соединены полномочия и главы правительства и главы государства. Представительный орган - парламент - обладает законодательной властью, но не имеет, как правило, влияния на процесс формирования правительства, в руках которого находится исполнительная власть. Президент может самостоятельно сформировать правительство (кабинет министров), назначать министров. В свою очередь они ответственны за проводимую работу перед президентом, поэтому парламент не может объявить вотум не доверия правительству. Президент же имеет право наложить вето на принимаемые парламентом законы, которое (в случае отлагательного вето) может быть преодолено парламентом при повторном рассмотрении данного закона.
Президент избирается населением страны и сосредотачивает в своих руках весьма широкие полномочия во всех сферах общественной жизни. Это право назначать референдумы по наиболее важным общественно-политическим вопросам и право введения чрезвычайного положения, право законодательной инициативы и право утверждения законов путем их подписания, право издания нормативных актов и право объявления войны и заключения мира и многие, многие другие.
Примером президентской республики являются США. В эту группу также можно внести Францию, Бразилию, Мексику и некоторые другие страны.
В парламентских республиках исполнительная власть подчинена парламенту, избираемому населением в ходе выборов. Здесь преобладает верховенство парламента осуществляющего и законодательную деятельность. Правительство формируется парламентом (а точнее партией или партийной коалицией, располагающей большинством голосов) и несет ответственность перед ним. Во главе правительства стоит премьер-министр, который обычно является лидером партии, пришедшей к власти. В этом случае вотум недоверия может быть вынесен парламентом либо всему правительству, либо отдельным его членам.
Главой государства в парламентской республике является президент, который избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Президент не является главой правительства и не несет ответственности за его деятельность. Он представляет государство на внешнеполитической арене, однако все его действия должны быть согласованы с правительством. У него отсутствуют право назначать референдумы, право вводить чрезвычайное положение, налагать вето на законы, принятые парламентом, и др. К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Грецию и др.
Смешанная форма правления. В последние годы в юридической литературе предлагается различать не две (монархия и республика), а три формы правления, дополнив их смешанной формой правления*(73).
Первые рассуждения о смешанной форме правления встречаются еще у Полибия (VI в. до н.э.), когда он писал о соединении в одном государственном управлении монархии, аристократии и демократии.
Смешанная форма правления была известна и использовалась в средние века, она имеет место и в настоящее время.
Активными сторонниками смешанной формы правления для России были М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, поскольку такое правление, по их мнению, исключило бы крайности российской государственности. "Монархия представляет начало власти; народ и его представители - начало свободы; аристократическое собрание - постоянство закона, и все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать для достижения общей цели" (Б.Н. Чичерин).
Смешанную форму правления в современных государствах подробно рассматривает В.Е. Чиркин в работе "Государствоведение"*(74).
"Смешанная форма правления, - считает Л.М. Волосникова, - является реальным фактом истории и современного конституционализма... Эта форма правления неоднократно оказывала услуги общественному развитию, способствуя политической стабилизации, достижению социального компромисса". С данным суждением трудно не согласиться.
Смешанная форма правления возникает тогда, когда элементы одной формы, например республиканской, проникают, внедряются в другую форму правления (монархию) и наоборот. Подобное взаимопроникновение форм правления в истории случалось и случается нередко. Поэтому появление в XX веке конституционных монархий, полупрезидентских и полупарламентских республик стало очевидной тенденцией государственно-политического строительства.
Характерные черты смешанной формы правления можно проследить на примере полупрезидентской республики.
Название "полупрезидентская" не означает слабой власти президента, но она действительно немного слабее, чем в чисто президентских республиках. Поэтому рассматриваемую форму правления точнее было бы назвать президентско-парламентской (В.Е. Чиркин).
Характерные черты полупрезидентской республики:
- президент избирается непосредственно избирателями, что дает возможность президенту иметь некую свободу действий по отношению к парламенту, позволяет быть ему во многом быть независимым от парламента;
- президент самостоятельно формирует правительство, т.е. назначает министров, утверждает структуру правительства и т.д. Но премьер-министра, как правило, он назначает с согласия парламента;
- правительство несет ответственность перед президентом;
- парламент может объявить вотум недоверия правительству;
- парламент может объявить импичмент президенту, т.е. поставить вопрос об отстранении президента от должности.