Мусульманская правовая система (семья)

Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и становления раннефеодального государства на западе Аравийского полуострова.

Мусульманское право - одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит: а) теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить и б) шариат, означающий в переводе "путь следования" и составляющий то, что называют мусульманским правом.

Однако следует иметь в виду, что мусульманское право хотя и связано с религией ислама, но не сливается с ней. Поэтому мусульманское право можно рассматривать в качестве юридического явления, которое относится к правовой, а не религиозной системе. Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными, моральными нормами и с обычаями.

Принципом шариата мусульманская теория считает братство, подчеркивая социальный характер ислама. К числу принципов шариата мусульманские правоведы также относят свободу, обычно ссылаясь на суры Корана, позволяющие "неверным" сохранять свою религию. Наконец, принципом шариата считается справедливость, как обязанность общины и правителя обеспечить каждому мусульманину равенство перед судом. Правосудие осуществляется кади (судьями), которые выполняют волю Аллаха.

Важной особенностью мусульманского права является то, что, с точки зрения мусульманских юристов, оно имеет не территориальный, а персональный характер. Шариат притязает на то, что он не имеет государственных границ, все правоверные (мусульмане) составляют одну общину, где бы они ни жили, и должны руководствоваться в своем поведении нормами шариата.

В области источников права характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно, путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толкований. Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежит доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка. Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит непосредственно из Корана.

Мусульманское право имеет следующие источники, которые можно разделить на определенные группы.

К первой группе относятся те источники, которые сторонниками различных юридических школ ислама считаются бесспорными. Этими источниками являются совокупности юридических норм, содержащихся в Коране и сунне, получивших название шариат.

Ко второй группе источников мусульманского права относятся те юридические нормы, на которые нет бесспорных указаний в Коране и сунне, но которые, по мнению представителей той или иной богословско-юридической школы, вероятно, согласуются с духом Корана и сунны. Сюда относятся:

- иджма - согласованное мнение мусульманских авторитетов по каким-либо вопросам;

- кийас - суждения по аналогии;

- фатва - решения высших мусульманских духовных руководителей, облеченных соответствующей властью по отдельным религиозным и юридическим вопросам;

- иджгихад - творческая разработка и толкование правовых и религиозных норм основателями богословско-юридических школ и их ближайшими преемниками.

Третью группу источников составляют обычаи и традиции исламизированных народов, не противоречащие основам мусульманского права.

К источникам мусульманского права можно еще отнести фирманы (указы, нормативные акты) главы государства ислама в пределах, допустимых мусульманским правом, не нарушающих его.

Коран, сунна и иджма являются основными источниками мусульманского права, но это источники разного плана.

Коран - священная книга ислама, состоящая из высказываний Мухаммеда, и преданий, собранных после его смерти.

Сунна содержит высказывания, решения и действия Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные им. Основные правовые нормы содержатся в сунне.

Исходя из содержащихся в Коране и сунне основных положений, богословы ислама установили нормы шариата.

Но на сегодня Коран и сунна - это только исторические источники права, так как судья не должен использовать непосредственно Коран и сунну, поскольку их окончательное толкование дано в иджме. Только книги права, одобренные иджмой, в наши дни должны использоваться для изучения мусульманского права. Современный судья ищет мотивы для решения не в Коране или сунне, а в книгах, в которых изложены решения, освященные иджмой. Только будучи записанными в иджму, нормы права независимо от их происхождения подлежат применению.

Мусульманское право в целом - это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные меры и нравственные критерии. К частноправовым отраслям относятся: гражданское право, регулирующее вопросы собственности; личное семейное право, которое содержит нормы ритуального и религиозного поведения, всегда считавшиеся наиболее важными в шариате.

Публично-правовая отрасль "властных норм" регулируют государственные и административно-правовые (в том числе и финансовые) отношения в современном понимании.

Мусульманское гражданское право, регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется предание Мухаммеда о том, что некоторые объекты (вода, земля) не могут быть предметом частной собственности.

Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама.

С мусульманским (религиозным) правом не следует смешивать позитивные правовые системы мусульманских стран, необходимо различать понятия "мусульманское право" и "право мусульманской страны". В настоящее время в сферах, которые не затрагивают священные основы, применение норм мусульманского права уступило место применению либо романо-германской, либо англосаксонской правовых систем. Это явилось в большей части результатом колонизации европейскими государствами мусульманских стран. Во многих мусульманских странах (Египет, Алжир, Йемен) были созданы такие отрасли, как конституционное право, административное право, гражданское и торговое право, уголовное и трудовое право. Все эти отрасли сохранили лишь небольшое число норм, относящихся к мусульманскому праву.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение правовой системы (семьи).

2. Назовите основные признаки романо-германской правовой семьи.

3. В чем заключаются особенности семьи общего права?

4. В чем заключаются особенности мусульманской правовой системы?

Литература:

1. Фридмен Л. Введение в американское право. М., 1993.

2. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.

4. Саидов А. Сравнительное правоведение. М., 2007.

5. Карташов В.П. Теория правовой системы общества. Ярославль, 2005.

6. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2001.

7. Раймон Леже. Великие правовые системы современности. М., 2009.

Наши рекомендации