Политические партии и партийные системы

Цель: дать понятие о политических партиях как негосударственных политических институтов, механизме их функционирования. Показать классификацию партий М. Дюверже и типологию партийных систем Дж. Сартори.

Ключевые понятия: негосударственный политический институт, политическая партия, классификация партий, идейные и организационные основы партий, партийная система, группы интересов.

Вопросы для обсуждения

1. Политические партии: происхождение, функции, структуры, типология.

2. Партийные системы и их характеристики.

3. Российская партийная система.

Обязательная литература

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, – 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 205-212.

Политология: Учебник / под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2007. С. 336-362.

Дополнительная литература

Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис. 2004. № 1.

Гельман В.Я. Политическая оппозиция в России: вымирающий вид // Полис. 2004. № 4.

Гельман В.Я. Политические партии в России: от конкуренции – к иерархии // Полис. 2008. № 5.

Глебова И.И. Партия Власти // Полис. 2004. № 2.

Дюверже М. Политические партии: пер. с анлг. М.: Академ. проект, 2000.

Кувалдин В.Б., Малютин М.В. От «электоральной пирамиды» к «партии власти» // Полис. 2004. № 1.

Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Полис. 2006. № 6.

Макаренко Б.И. Постсоветская партия власти: «Единая Россия» в сравнительном контексте // Полис. 2011. № 1.

Малинова О.Ю. Партийные идеологии в России: атрибут или антураж? // Полис. 2000. № 5.

Медведев Ю.С. Партийные выдвижения кандидатов в одномандатных округах на выборах в российские региональные законодательные собрания // Полис. 2006. № 3.

Мелешкина Е.Ю. Политические партии на постсоветском пространстве: опыт коллективного исследования // Полис. 2006. № 6.

Региональные отделения политических партий в Пермском крае: Справ. / Под ред. С.В. Неганова. Пермь: Кн. изд-во, 2006.

Феномен многопартийности в российском обществе. Саратов: Научная книга, 2006.

Шувакович У. Политические партии как традиционный механизм репрезентации в современном обществе // Полис. 2010. № 2.

ТЕМА 7.

ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Цель: дать понятие о выборах как политическом институте. Показать сущность и особенности мажоритарной и пропорциональной избирательных систем: возможность их сочетания. Выделить закономерности сочетания формы правления и избирательной системы. Подчеркнуть специфику российской избирательной системы.

Ключевые понятия: электорат и электоральные системы, электоральный процесс, мажоритарная и пропорциональная системы, партийные коалиции, фронты, избирательные комиссии.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и функции института демократических выборов. Типы избирательных систем.

2. Электоральное поведение. Основные стадии избирательного процесса.

3. Российская электоральная система: эволюция и современное состояние.

Обязательная литература

Политология: учебник для студентов вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, – 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 303-342.

Политология: Учебник / под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2007. С. 272-297.

Дополнительная литература

Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Полис. 2007. № 6.

Гринберг Т.Э. Политические технологии: PR и реклама: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2005.

Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. Механизм «политического инвестирования», или как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Полис. 2006. № 2.

Воронцова А., Звоновский В. Административный ресурс как феномен российского избирательного процесса // Полис. 2003. № 6.

Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедия / Авт.-сост. А.А. Танин-Львов. М.: РОССПЭН, 2001.

Иванченко А.В. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М.: Аспект-Пресс, 2006.

Колосов В.А., Бородулина Н.А. Электоральные предпочтения избирателей крупных городов России: типы и устойчивость // Полис. 2004. № 4.

Нечаев В.Д. Избиратель: покупатель, продавец или вкладчик? // Полис. 2001. № 6.

Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб.: Питер, 2003.

Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. 2008. № 5.

Политическая имиджелогия: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2006.

ТЕМА 8.

Наши рекомендации