Германия в IX — начале XI в
Восточно-Франкское королевство. Политическое обособление восточной части каролингской империи началось в ходе разделов франкской державы между потомками Карла Великого в 843—880 гг. На престоле нового королевства, называвшегося современниками Восточной Францией (Francia orientalis), сменяли друг друга государи из дома Каролингов. Они то соперничали с государями Западно-Франкского королевства, то помогали им. Один из «восточных» Каролингов — Карл III (876—888) — был приглашен и на западно-франкский престол. Подчинив себе затем Северную Италию, он на короткое время объединил в своих руках всю державу Карла Великого. Как Карл III, так и некоторые другие государи «Восточной Франции» отправлялись в походы на Рим, чтобы по традиции франкских государей, заложенной Карлом Великим, получить там императорский титул.
Хотя «Восточная Франция» не представляла собой чего-то единого, она отличалась от прочих земель империи прежде всего двумя особенностями. Там, во-первых, преобладали не романские, а германские диалекты, а во-вторых, хозяйство и общественные отношения были куда архаичнее, чем в Италии или к западу от Рейна. Это отставание проявилось прежде всего в том, что процесс феодализации на востоке находился на начальной стадии. В частности, здесь сохраняла силу старая, хотя и несколько видоизменившаяся, племенная организация, какую уже невозможно было встретить (за исключением, может быть, отдельных окраинных областей) в более развитой западной половине франкской империи. Крупнейшие германские герцогства — Саксония и Бавария — представляли собой как раз наиболее сложившиеся племенные объединения, во главе с герцогами из местной племенной знати.
На основе племени тюрингов герцогство так и не смогло сформироваться, поскольку тюринги быстро оказались в подчинении у саксонских герцогов.
Швабское герцогство, напротив, сложилось, но населявшие его швабы (аламанны), в отличие от баварцев и саксов, не достигли племенного единства — в их земле ряд знатных семейств не без успеха оспаривал власть у местных герцогов.
Герцогство Лотарингия носило совсем иной, не племенной, характер. Лотарингия появилась в результате чисто политических комбинаций и разделов, не имела собственной этнической основы и включала в себя на западе области с преобладанием не германского, а романского населения.
Вдоль р.Майн сложилось Франконское герцогство. Еще при Меровингах Майн стал удобной дорогой, по которой франки охотно переселялись на восток и густо заселяли оба берега реки, ассимилируя осевших там ранее аламаннов и баваров. Для соседних племен этот смешанный народ так и остался «франками», а их земля — Франконией.
Отдаленное и очень архаичное по своим порядкам племя фризов, занимавшее часть побережья Северного моря и ряд ближайших островов, сыграло большую роль в развитии мореходства и торговли (как, впрочем и пиратства) в раннее средневековье. Однако в силу своего окраинного положения фризы почти не участвовали в политической жизни Восточно-Франкского королевства.
Социальные отношения. Если на юге и особенно западе страны (прежде всего в Лотарингии), т.е. в областях с заметным римским и каролингским наследием процесс социального расслоения и феодализации к X—XI вв. сделал заметные успехи, то в большинстве других земель (и в особенности в Саксонии, Фрисландии и приальпийских районах) сохранялось архаическое, слабо дифференцированное в имущественном и социальном отношении общество. Это естественное стадиальное отставание означало, в частности, наличие масс свободных собственников — главной основы сильных армий восточно-франкских государей, а также отсутствие как многочисленной феодальной знати, так и связанных с ней тенденций к феодальной раздробленности, к тому времени уже господствовавших и в Западно-Франкском королевстве, и в Лотарингии.
Появившиеся после франкского завоевания на юге и западе Германии огромные и широко разбросанные вотчины каролингского типа (см. гл. 4) сохраняются в X—XI вв., а в отдельных случаях и дольше, что также может рассматриваться как пережиток. В западных областях бывшей франкской империи каролингские вотчины к тому времени по большей части распадаются на частные феодальные владения.
Германская деревня в тех регионах, где уже начался процесс феодализации, предстает весьма пестрым социальным организмом, где бок о бок сосуществуют и хозяйства, втянутые в ту или иную форму зависимости от совершенно разных крупных вотчин, центры которых могут располагаться на большом расстоянии от самой деревни, и владения вотчинников (как правило, мелких), «выросших» из числа самих местных жителей, и дворы самостоятельных землевладельцев и держателей, весьма разных по своему общественному положению. Соответственно даже факт проникновения вотчинных отношений в германскую деревню на этом этапе еще не означал подчинения деревни и ее традиционной организации вотчине и ее владельцу.
Хотя бычно именно в крупных монастырских хозяйствах, действительно, раньше всего вводились всевозможные новшества, в монастырском землевладении даже на западе страны наряду с трехпольем встречается еще и архаичное двухполье. О победе трехполья в Германии к востоку от Рейнской области к началу X в. говорить тем более нет оснований. По всей видимости, тогда одновременно сосуществовали самые разные типы землепользования.
Обитатели деревни описываются в источниках преимущественно терминами «варварских правд»: свободные, литы, сервы. В реальности X в. за каждым из этих понятии стоят группы лиц весьма различного статуса. Особенно существенна неопределенность понятия «свободный»: оно может обозначать и светского вотчинника и мелкого самостоятельного аллодиста, и человека, находящегося в той или иной слабой форме зависимости. Постепенное сближение разных групп земледельческого населения как по их реальному правовому статусу, так и в сознании современников происходит по мере выделения и оформления особого слоя служилых людей, занимающихся только военным делом. Обобщенное понятие «крестьянин» — rusticus, Bauer — появляется только в XI в. и свидетельствует о том, что грань между невоюющими земледельцами и не работающими на земле профессиональными воинами в обществе в целом определилась. Другой стороной того же процесса стало некоторое повышение статуса самых низких групп населения, в частности рабов. Главными поставщиками рабов в Германию были фризы. Они покупали или захватывали рабов в основном у языческих племен, живших по берегам Балтики. Убийство рабов в принципе запрещалось, но на практике, видимо, не являлось чем-то исключительным. Впрочем, уже переход раба в христианство улучшал его положение. Только с XI — начала XII в. рабы как социально-значимая категория населения постепенно исчезает.
Германская знать представляла собой совокупность более или менее обширных родственных групп, взаимоотношения которых между собой во многом определили как политическую историю Германии вообще, так и пути становления германского королевства, в частности. Насколько можно судить, знатность приносила земельные богатства, а не обладание землей доставляло знатность. С течением времени соотношение между старой племенной знатью и уже вполне феодальной, выросшей из среды свободных на службе у короля или герцога, начинает меняться в пользу последней. Однако для периода ранее середины XI в. не удается обнаружить, из каких именно центров известные по письменным источникам знатные германские семейства осуществляли свою власть. Возможно, это связано с тем, что возводить бурги — укрепления из дерева и земли, а позже и из камня — до той поры считалось исключительной прерогативой короля.
Объединение восточно-франкских земель саксонскими герцогами.Восточно-франкские короли, герцоги и знать довольно удачно сдерживали натиск викингов на свои владения. Зато появление в Подунавье кочевых племен мадьяр (венгров) оказало самое тяжелое воздействие на оседлые народы Центральной Европы. Под ударами венгров погибла так называемая Великая Моравская держава — крупное объединение славян, соседствовавшее на западе с Баварией. Постоянные набеги мадьяр нанесли тяжелый ущерб и всем германским землям. Вместе с тем венгерская угроза, по всей видимости, способствовала объединению германских герцогств в одно королевство.
После смерти последнего государя Восточно-Франкского королевства из династии Каролингов впервые королем был избран представитель местного знатного рода — франконский герцог Конрад I (911—918). Он натолкнулся на решительное сопротивление большинства других герцогов и умер, по сути дела потерпев поражение в борьбе с ними. После его смерти королями почти одновременно были провозглашены герцоги двух сильнейших, хотя очень разных по уровню хозяйственного, культурного и политического развития герцогств — Баварии и Саксонии. Корона в конце концов осталась за саксонским герцогом Генрихом, но ему пришлось отказаться от всякого вмешательства в баварские дела. С провозглашения королем Генриха I принято начинать историю германского королевства.
Генрих I (919-936) сумел успокоить страну после десятилетий бесконечных смут и добиться в своем королевстве относительного мира. Ради его достижения король всячески стремился заручиться симпатией и поддержкой германской знати. Чтобы подчеркнуть свою близость к ней, он даже отказался от обычного у франкских королей церковного помазания на царство и коронации — обрядов, возвышавших «помазанника Божьего» над всеми знатными людьми его королевства. При поддержке знати Генриху удалось в очередной раз «переподчинить» Восточно-Франкскому королевству развитую и богатую Лотарингию. Генрих сумел наладить неплохие отношения с церковью, объединить германские племена и разные группировки знати для отпора венграм и добился первых успехов в борьбе с этими опасными кочевниками благодаря широкому строительству бургов и организации сравнительно многочисленной тяжелой конницы. Возникновение такого конного войска (на первых порах в основном из лично зависимых от короля или герцогов людей) было важным этапом складывания феодальной знати и преобразования социальных отношений в германском обществе в целом.
Сын Генриха I Оттон I (936-973) продолжал политику отца в деле организации отпора мадьярам. Его войску из немецких и чешских тяжеловооруженных конников удалось в 955 г. нанести на р. Лех у Аугсбурга настолько сокрушительное поражение венграм, что те навсегда оставили в покое германские земли. Однако в остальном Оттон I порвал со многими традициями Генриха I. Так, уже начиная со своей подчеркнуто торжесгвенной коронации в Ахене, Оттон I стремился во всем утвердить превосходство короля над герцогами и всей прочей знатью. Платой ему за это были восстания и мятежи, потрясавшие германские земли много лет подряд.
Итальянские походы и римская коронация Оттона I.Решение начать военные походы в Италию Оттон I принял скорее всего просто потому, что видел в себе достойного преемника франкских государей, продолжателя их давней традиции коронования в Риме. В X в. распад каролингской империи вовсе не представлялся окончательным. Напротив, именно при Оттоне I, имевшем сильное влияние и в Западно-Франкском королевстве, возрождение державы Карла Великого могло казаться вполне вероятным. Приобретение императорского титула «по всем правилам» в Риме было в этих обстоягельсгвах действием вполне логичным.
Во время первого похода за Альпы в 951 г. Оттон I не смог достичь Рима, но зато освободил из заключения законную наследницу итальянского королевства, женился на ней и был провозглашен местной знатью королем Игалии.
В 962 г., воспользовавшись приглашением римского папы Иоанна XII, оказавшегося в весьма загруднительном положении, Оттон I прошел, не встречая сопротивления, через всю северную Италию и вступил в Рим. В «Вечном городе» он был торжественно провозглашен императором. Современники Оттона I видели в этой церемонии только обновление давней франкской традиции. Но впоследствии римская коронация 962 г. стала представляться событием рубежным: с этого года принято отсчитывать историю новой, теперь уже германской, империи.
Имперская церковь.Осуществление власти на больших территориях было на протяжении всего средневековья труднейшей задачей. Для средневекового монарха самым надежным способом реализовать свою волю в той или иной точке страны было его личное присутствие там. Это одна из причин, почему императоры из Саксонской династии, точно так же, как и многие другие государи, находились в постоянных разъездах. В столь обширной державе, как империя Оттона I, однако, явно требовались и другие средства управления.
Самым эффективным способом осуществлять власть, опробованным еще Карлом Великим, было использование в интересах королевства церковной организации. Если Генрих I больше опирался на светскую знать, то для Оттона I и его преемников главным средством управления страной становится именно церковь. Оттон I систематически наделял имперские монастыри и епископства обширными землями и широкими привилегиями, при этом назначая епископами и аббатами верных себе людей. (Каноническое избрание не отменялось, но становилось простой формальностью). От поставленных королем прелатов требовалось исполнение в интересах империи широкого круга чисто светских обязанностей — от судебных до фискальных и военных. Начиная с Оттона III епископы стали получать даже графские полномочия. Как и в пору расцвета Каролингской империи, до трех четвертей тяжелой конницы в оттоновское войско приводили с собой епископы и аббаты.
Щедрыми дарами церкви германские государи отнюдь не подрывали материальные основы собственной власти. До тех пор пока короли могли распоряжаться высшими церковными должностями по собственному усмотрению, они были в состоянии ставить все ресурсы церкви себе на службу. Эти ресурсы за счет новых дарений постоянно возрастали, поскольку церковное имущество, в отличие от светского, не могло делиться между наследниками и, следовательно, дробиться. Отчуждалось оно также крайне редко. В отличие от «светских» феодов, принадлежащее церкви не могло со временем превратиться в собственность какого-либо знатного рода. Вполне логично, что в германских землях именно императора, щедро одаривающего церковь, но и по своей воле распоряжающегося церковными должностями, привыкли считать главой церкви и даже наместником Христа на земле. Церковная opганизация, подчиненная императорам и составляющая основу их власти, получила в историографии название «имперской церкви».
«Римская империя» Оттонов. Оттон II (973-983) старался продолжать политику своего отца, но ему меньше сопутствовала удача. Предприняв попытку подчинить своей власти юг Италии, Оттон II потерпел сокрушительное поражение от арабов и едва избежал византийского плена (982). В отношениях между империей Оттонов и Византией вражда чередовалась с попытками заключить союз. Оттон I добился для своего сына — будущего Оттона II - руки византийской принцессы Феофано (Теофано), правдa, как оказалось, не порфирородной (а следовагельно, не приносившей супругу прав на константинопольский престол). После смерти мужа Феофано с удивительным мастерством семь лет управляла империей в малолетство своего сына.
По рождению наполовину сакс, наполовину грек, считавший себя потомком Карла Великого и византийских василевсов, получивший по своим временам очень хорошее образование, Оттон III(994 -1002) был уверен в том, что ему самой судьбой предназначено возродигь Римскую империю во всем ее былом величии. Немедленно после объявления совершеннолегия Оттон III устремился в Италию, где сумел быстро получить корону итальянского королевства и впервые в истории возвести немца на папский престол. Новый папа Григорий V тут же короновал своего государя в Риме. Отгон III мечтал о создании единой христианской мировой державы с центрами в Риме и Ахене, а возможно, и в Константинополе. Он устроил себе постоянную резиденцию в Риме на месте, где когда-то стоял дворец римских императоров, и завел двор по византийскому образцу. Римских пап Отгон III решил поставигь под прямой и постоянный конгроль, а потому не стал подтверждагь привилегий, полученных апостольским престолом от Пипина и Оттона I, и даже назвал фальшивкой «Константинов Дар». После смерти Григория V император посгавил папой под именем Сильвестра II своего наставника в науках и старшего друга ученого Герберта из Орильяка.
Всемирную «Римскую империю» Оттон III представлял, вероятно, как совокупность самостоятельных христианских королевств, подчиненных власти единого императора. Политические проекты Оттона III не встретили сочувствия среди знати Германии, которой отводилось место лишь одного из королевств, сосгавлявших империю. Еще хуже относились к идеям императора в Италии, поскольку они самым серьезным образом затрагивали интересы многих влиятельных сил — ог римского духовенства до соперничавших между собой многочисленных семейств итальянских нобилей. В конце концов в Риме поднялся мятеж, Оттон III бежал из города и вскоре в возрасте двадцати двух лет скончался, не оставив наследника. Королевская корона перешла к представителю боковой ветви Саксонской династии Генриху II (1002-1024), совершенно чуждому романгическим полигическим фангазиям своего предшественника.
Отношения государей Саксонской династии с их восточными соседями. На востоке германские племена вдоль всей границы своего расселения, от Балтики до Адриатики, соприкасались с разными по уровню развития славянскими племенами. Наиболее беспокойной издавна была граница между саксами и ободритами, часто опустошавшими земли друг друга. Первый же король из Саксонской династии Генрих I предпринял большой поход на племена заэльбских славян (929) и подчинил в той или иной форме многие из них. Оттон I сделал следующий шаг — он образовал ряд марок на славянском пограничье и начал активную христианизацию славян, создав для этого на их землях несколько епископств. Оттон I основал и новое архиепископство с центром в Магдебурге специально ради организации широкого миссионерства среди язычников-славян. Распространение христианства должно было прочно включить вчерашних язычников в имперскую церковную организацию, а значит, и в саму империю. Кроме того, борьба с язычеством считалась прямой обязанностью всякого императора — главы христианского мира — уже в силу его сана. Первым архиепископом Магдебургским Оттон I назначил «епископа русов» Адальберта, ездившего в 961—962 гг. по приглашению послов княгини Ольги с миссионерскими целями в Киев, но обманувшегося в своих надеждах и вынужденного быстро вернуться.
Однако усилия Оттона I по христианизации прибалтийских славян оказались напрасными. В 983 г. заэльбские племена подняли восстание, в ходе которого освободили свою землю, уничтожили там все церковные учреждения и вернулись к язычеству. Им удалось даже разгромить Гамбург. После эгого более столетия все попытки как немцев, так и поляков вновь насадить христианство у ободритов и соседних племен и подчинить их себе оставались безуспешными.
Оттон III в отличие от своего деда, не стремился включить все новообращенные земли на Востоке Европы в систему немецкой церковной организации. При его согласии были созданы независимые от немецких прелатов архиепископства в Гнезно и Эстергоме. Приобретенная таким образом церковная самостоятельность Польши и Венгрии послужила одной из важных основ складывания в этих странах самостоятельных королевств. Близким ко двору Оттона III был и миссионер Бруно Кверфуртский, в 1008 г. отправившийся проповедовать христианство печенегам и посетивший по дороге Киев.
«Оттоновское возрождение». По сравнению с «темной» порой развала каролингской державы конца IX — начала X в. правление Оттонов ознаменовалось некоторым подъемом образования и культуры. Этот подъем опирался как на традиции «каролингского возрождения», сохранившиеся в таких аббатствах, как Фульда или Санкт-Галлен, так и на резко участившиеся контакты германской знати с Италией и Византией в рамках имперской политики государей Саксонской династии. В особенности усилила византийские культурные влияния в придворных кругах женитьба Оттона П на Феофано. Оттон III сумел привлечь к своему двору из разных стран нескольких известных современников, самым знаменитым из которых был Герберт Орильякский — папа Сильвестр II.
В Германии центрами образования и культуры, как и раньше, были крупные аббатства (Лорш, Корвея и др.), но наряду с ними все большее значение начинают приобретать и центры некоторых епископств (Хильдесхайм, Падерборн).
Хотя «Оттоновское возрождение» было слабым даже по сравнению с «возрождением» Каролингским, оно отмечено серьезными успехами по крайней мере в историописании. Приближенный к семье Оттонов монах Видукинд из знатного саксонского рода в своей «Истории саксов» прославляет прошлое и настоящее родного племени. Характерно, что к далеким итальянским предприятиям Оттона I отношение у саксонского «патриота» Видукинда весьма прохладное. Крупнейший исторический памятник поры саксонских императоров — «Хроника» Титмара, епископа Мерзебургского. Начатая как история отдельного епископства, «Хроника» превратилась в уникальное сочинение, описывающее исторические события как по всей империи, так и у ее соседей на востоке, в том числе и на Руси.
Очень своеобразной фигурой «Оттоновского возрождения» была монахиня Росвита (Гросвита), которую часто называют первой немецкой писательницей. Она сочинила несколько латинских поэм и драм как церковного, так и светского содержания, а также апологетическую историю правления Оттона I в стихах.