Глава 7. Нормы права. Понятие и классификация

Понятие нормы права

Норма (от лат. "norma" - "правило", "образец") - понятие распространенное: правило поведения в определенных обстоятельствах; правило обращения с чем-либо; правило использования предмета, вещи; правило написания предложения, слова и т.д. В более широком смысле слово "норма" означает правило практической деятельности людей. Можно сделать вывод, что норма - это не только правило поведения людей, их взаимоотношений, но и правило обращения людей с предметами материального мира, орудиями труда, различными приборами и т.п. Все нормы делятся на две большие группы: технические и социальные.

Технические нормы - правила, регулирующие действия людей по отношению к природным процессам и явлениям (например, обязательное установление громоотвода на определенных объектах) и позволяющие человеку лучше использовать технику, приборы, устройства (например, регулярность заправки автомобиля, его смазки, замены деталей). Технические нормы - это правила наиболее целесообразного обращения с чем-либо, более эффективного использования чего-либо.

Технические нормы предопределяют поведение людей, а поэтому связаны с их волей и сознанием. Такие нормы созданы людьми в процессе научных открытий, практического опыта при использовании техники, познания природных процессов (норма высева семян на 1 га, норма загрузки транспортного средства). Несоблюдение этих норм может отрицательно сказаться на жизни и здоровье людей, повлиять на порядок в обществе. Именно поэтому технические нормы нередко санкционируются государством, в этом случае их называют технико-юридическими. За нарушения таких норм устанавливается юридическая ответственность; их соблюдение - обязанность тех, на кого они распространяются. Наиболее известные технико-юридические нормы - правила техники безопасности на производстве, а также различные ГОСТы, СНиПы и т.п.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, их отношения между собой, причем не только поведение отдельных личностей, но и больших социальных групп (коллективов). Эти нормы, имея различные источники происхождения, различную степень устойчивости, различные временные параметры, выражают интересы социальных групп. К их числу относятся традиции, обычаи, нормы права, морали (нравственности), нормы организаций (корпоративные нормы), религиозные нормы. Важнейшее место среди социальных норм занимают правовые - правила поведения, установленные либо санкционированные государством. Правовые нормы принципиально отличаются от других социальных норм.

Во-первых, основной источник их формирования - государственная власть, а не общественное мнение, привычки, традиции, желания коллектива, как это имеет место при возникновении норм морали, обычаев или корпоративных норм.

Во-вторых, правовые нормы выражают волю и интересы сил общества, осуществляющих государственную власть, т.е. нормы права выражают государственную волю.

В-третьих, правовые нормы защищены от нарушений силой государственного аппарата, для их поддержания и соблюдения создаются специальные государственные органы - суд, прокуратура, полиция (милиция) и т.п., т.е. они охраняются государством.

Следовательно, правовые нормы имеют такой характерный качественный признак, как общеобязательность, т.е. их предписания обязательны для всех. Это могут быть граждане государства, иностранцы, лица без гражданства, организации - все, кто попадает в сферу действия норм права.

Общеобязательность означает также то, что правило, содержащееся в норме, распространяется не на одного человека или организацию, не на какое-то конкретное лицо, а на неопределенное их число, т.е. на всех, кто станет субъектом (участником) регулируемого этой нормой отношения. В силу этого правовые нормы в определенной степени всегда имеют абстрактный характер. Они предусматривают типичные, многократно повторяющиеся ситуации в жизни людей.

Общий (абстрактный) характер правовой нормы означает также, что не любое лицо и не в любой ситуации должно подчиниться этой норме, а именно то лицо, которое является или может стать в будущем участником отношения (дарение, купля-продажа и т.п.), регулируемого данной нормой. Например, установлено, что купля жилого дома должна быть оформлена в письменной форме и удостоверена нотариусом. Это общеобязательное правило действует во многих странах уже много лет. На его основе совершены сотни тысяч действий, и в каждом конкретном случае этой норме должен был следовать не какой-то случайный человек, а именно тот, кто покупал дом. В норме не указано непосредственно, что это должен быть Петров или Зайцев. Однако любой человек, ставший участником регулируемого данной нормой отношения, обязан совершать предписанные ею действия: оформить куплю дома в письменной форме и удостоверить это нотариально.

Другой важнейший признак нормы права - ее предоставительно-обязывающий характер, означающий, что в норме права всегда содержится указание на права и обязанности участников регулируемых отношений. В отличие от других регуляторов общественных отношений (например, обычаев, морали) нормы права устанавливают права и обязанности, обеспеченные (гарантируемые) государственной властью. Каждому праву соответствует (корреспондирует) обязанность, и, наоборот, каждой обязанности соответствует чье-либо право. Предоставительно-обязывающий характер норм права означает незыблемое положение, состоящее в том, что нет обязанностей без прав и нет прав без чьих-либо обязанностей. Например, праву следователя на вызов граждан для дачи показаний соответствует обязанность граждан являться по вызову следователя. Нередко в одной конкретной статье закона не указывается обязанность. Значит, она есть или подразумевается в другой статье. Например, в ст. 42 Конституции РФ записано, что "каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". В этой статье нет соответствующего указания на обязанность государства, его органов, должностных лиц и самих граждан обеспечивать благоприятную окружающую среду, не совершать действий, наносящих ущерб природе. Однако в Конституции РФ есть ст. 58, в которой прямо записано: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Кроме того, и в ст. 53 устанавливается обязанность государства возмещать вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Таким образом, праву граждан России на благоприятную окружающую среду, установленному ст. 42 Конституции РФ, соответствует обязанность всех граждан сохранять природу и обязанность государства, его должностных лиц возместить в необходимых случаях причиненный ущерб, если он стал следствием их незаконных действий. Важно знать, что норма права, как общее правило поведения, не исчерпывается одним случаем применения, не приостанавливает свое существование и действие после какого-либо одного факта реализации. Норма права продолжает действовать независимо от количества случаев применения до тех пор, пока не будет отменена или приостановлена решением компетентного органа, т.е. число случаев ее применения на долговременность действия нормы не влияет.

Норму права совершенно обоснованно называют моделью, образцом поведения, поскольку она представляет собой указание на желательный, предусматриваемый вариант действия. Это типичное правило (модель) поведения является результатом учета нормотворческими органами интересов общества, государства и граждан, выраженного в форме нормативного предписания. Каждая норма права издается для того, чтобы урегулировать разнообразные отношения в обществе, упорядочить эти отношения, придать им необходимую стройность, оформленность, установить границы поведения, которые были бы оптимальны для всех участников регулируемых отношений. Норма права - это мера, масштаб поведения субъектов права; одновременно она является также мерой свободы их действий в регулируемых отношениях.

Данное свойство правовых норм объясняется необходимостью сосуществования и деятельности людей в обществе, их взаимосогласия, хотя, разумеется, не в той степени, как это объяснил Т. Гоббс, утверждавший, что люди по своей природе враждебны друг другу, их первоначальное состояние - это война каждого против всех, поэтому индивиды отказались от личной свободы ради собственного выживания и порядка, создав государство - Левиафан.

Значение норм права как регуляторов общественных отношений, как модели поведения хотя и состоит в их упорядочении, но вовсе не по причине извечной вражды людей, а вследствие объективной и неизбежной необходимости их сосуществования, удовлетворения взаимных интересов, взаимодействия, взаимоподдержки.

Как писал известный русский юрист Н.М. Коркунов, "юридическая норма всегда определяет, кто, чем и в каком объеме может пользоваться, она всегда указывает, что и как должно быть сделано". В этом состоит огромный, можно сказать, основной смысл и назначение правовых норм. Каждая правовая норма - отдельная клеточка права, из таких клеточек складывается система права в государстве; будучи реализованными, они образуют должную упорядоченность в общественных отношениях, именуемую правопорядком.

Таким образом, норма права - это общеобязательное правило, рассчитанное на множество случаев применения, а именно:

- это правило, установленное либо санкционированное государственной властью, поэтому в нем всегда выражена воля тех, кто стоит у власти: класса, социальной группы, военной хунты, монарха;

- это установленная модель поведения для тех, кто подпадает под ее действие; она определяет рамки дозволяемого и запрещаемого поведения;

- это властное веление, охраняемое от нарушений силой государственного аппарата.

В итоге может быть сформулировано следующее краткое определение нормы права: норма права - это установленное (санкционированное) государством общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений силой государственного аппарата.

Структура нормы права

Каждую правовую норму характеризует цельность, единство, иначе ей трудно было бы выступать в роли общеобязательного веления, доступного и понятного многочисленным исполнителям. Каждая правовая норма имеет внешнюю форму своего изложения - статью нормативного акта. Вместе с тем она имеет и внутреннее строение (содержание) - логическую структуру, состоящую из трех частей (элементов): гипотезу, диспозицию и санкцию. Каждая часть имеет свое особое функциональное назначение. История развития юридической науки свидетельствует, что первоначально такое понимание структуры правовой нормы относилось лишь к нормам гражданского права, поскольку именно в них чаще всего усматривались перечисленные выше части: если наступают (складываются) соответствующие обстоятельства (гипотеза), то стороны (субъекты) обязаны совершить такие-то необходимые действия (диспозиция), а иначе наступят неблагоприятные для них последствия (санкция). Более кратко это логическое строение можно изложить так: если - то - иначе. Все три элемента в совокупности и составляют правовую норму в целом.

Гипотеза - часть нормы, указывающая на жизненные обстоятельства, наступление которых повлечет "включение" действия той или иной правовой нормы. Ими могут быть события (например, пожар), конкретный результат действия (сдача рукописи в издательство), возрастной факт (60 лет - у мужчин появляется возможность ставить вопрос о назначении пенсии), время, место и т.п. Гипотезы бывают простые (одно условие, одно обстоятельство) и сложные (несколько обстоятельств, необходимых для действия нормы).

Диспозиция - центральная часть правовой нормы, содержащая само правило поведения, которому должны следовать участники регулируемого данной нормой отношения. В диспозиции чаще всего указываются права и обязанности сторон, содержится предписание (указание), как должны действовать те, кто подпадает под него, т.е. дается эталон желательного поведения. Диспозицию вполне обоснованно иногда именуют сердцевиной правовой нормы.

Санкция определяет вид и меру последствий, наступающих в результате соблюдения или несоблюдения диспозиции. С санкцией нормы права связывается прежде всего вид и мера принуждения, применяемого к нарушителям данной нормы. Однако есть определенное число санкций, предусматривающих положительный результат (получение премии, благодарности, награды) за совершение каких-либо особых, значительных действий в соответствии с предписанием правовой нормы.

При этом, как уже сказано выше, санкция - это часть нормы, предусматривающая прежде всего вид и меру принудительных мер, отрицательных, нежелательных для лица последствий. Нормы права имеют "прямую связь" с теми государственными органами, задачей которых является реализация (исполнение) санкций в случае нарушения кем-либо требований правовой нормы полицией, прокуратурой, судом.

Санкции, определяя вид и меру нежелательных последствий, определяют тем самым вид и меру претерпевания (несения) нарушителем этих неблагоприятных последствий.

В санкциях предусматриваются следующие возможности:

- лишение лица или органа определенных материальных ценностей (конфискация имущества);

- лишение лица (физического или юридического) принадлежащих ему благ или непредоставление тех благ, которыми пользуются другие субъекты права (тюремное заключение, запрещение выпуска нестандартной продукции, перевод в особый режим кредитования и т.п.);

- умаление чести и достоинства лица (объявление выговора, лишение звания, увольнение со службы);

- признание недействительными актов лица (физического или юридического), направленных на достижение определенных юридических результатов (признание сделки недействительной, отмена принятого в нарушение компетенции правового акта и т.п.).

Иногда в литературе санкцию ошибочно отождествляют с юридической ответственностью. Однако санкция - это элемент правовой нормы, реализуемый лишь при правонарушении, он существует всегда, а ответственность наступает лишь при реальном нарушении этой нормы (А.С. Пиголкин). Санкция как бы предваряет ответственность, предусматривая ее заранее, указывая правоприменительным органам вид и объем ответственности, которые можно применить к гражданину за совершенное им правонарушение. В свою очередь, правонарушителю санкция указывает меры, к которым могут прибегать соответствующие органы государства за совершенное правонарушение. Общепризнано, что санкции являются юридической основой всех видов ответственности.

В зависимости от возможности реализации санкции бывают простые и сложные. В простых предусмотрен один вид ответственности (претерпевание невыгодных последствий), а в сложных - несколько (например, лишение свободы и конфискация имущества).

В зависимости от степени определенности (категоричности) санкции делятся на определенные, относительно определенные и альтернативные.

В первом случае санкция имеет категоричное значение и не может заменяться другой (например, возврат определенной суммы долга). Во втором - орган, применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкции (например, от 3 до 15 лет лишения свободы). В третьем же случае правоприменительным органам предоставлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы).

Санкция - весьма важный элемент правовой нормы. Без нее норма теряет свой властный характер. Совершенно правильно считается, что без санкции норма права бессильна.

В зависимости от способа воздействия на регулируемые отношения санкции, делятся на поощрительные, компенсационные, правовосстановительные и карательные.

Поощрительные санкции направлены на стимулирование активного поведения, на совершение действий, которые являются примерными, образцовыми, обусловливая позитивный и приятный результат: премия, награда, благодарность и т.п.

Компенсационные санкции - важные, необходимые виды правового воздействия, определяющие виды и порядок компенсации потерпевшему от чьих-либо неправомерных действий или событий (возмещение ущерба от стихийного бедствия, несвоевременной или некачественной поставки продукции).

Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права (восстановление на службе незаконно уволенного, взыскание долга, возврат похищенного и т.п.). Подобные санкции применяются тогда, когда можно реально восстановить нарушенное право.

Карательные санкции - наиболее суровый вид санкций, которые устанавливаются для предупреждения нежелательных, вредных и опасных действий, а также для наказания правонарушителя, поскольку восстановить нарушенное право практически невозможно. К этим санкциям в первую очередь относятся уголовно-правовые и административно-правовые меры (штраф, лишение свободы и даже смертная казнь).

В юридической литературе санкцию понимают как указание на меру государственного принуждения, как юридические последствия нарушения требований правовой нормы или как указание на невыгодные последствия, наступающие для субъектов, нарушивших правовую норму (О.Э. Лейст, П.Е. Недбайло).

Как одна из форм непосредственного охранительного воздействия, санкция устанавливается прежде всего для того, чтобы придать правилу поведения, выраженному в диспозиции нормы, властный характер. Уже только этим она оказывает воздействие на участников общественных отношений, независимо от того, совершаются или не совершаются караемые в соответствии с ней правонарушения. Посредством установления санкций строго определяется вид и мера государственного принуждения, которое может быть применено в случае нарушения правовой нормы, что весьма важно для укрепления законности и правопорядка.

Однако было бы неправильным сосредоточивать внимание только на этих свойствах санкций. Их значение и роль не исчерпываются тем, что они представляют угрозу принуждения, указывают на вид и меру ответственности и т.п. При определенных условиях санкция выступает как самостоятельное правовое предписание. Например, санкции норм уголовного права - это своего рода диспозиции для государственных органов, осуществляющих охрану правопорядка (Н.Д. Дурманов). Всегда, когда эти органы обнаруживают, что действия какого-либо лица являются уголовно-наказуемыми, они должны принять меры к их пресечению и к тому, чтобы это лицо претерпело последствия, предусмотренные санкцией. В особенности это свойство санкций имеет значение для деятельности суда, для которого санкции являются предписаниями вида и меры наказания, которые суд может определить правонарушителю.

Роль санкций в регулировании общественных отношений состоит еще и в том, что они служат одной из предпосылок возникновения особых охранительных правоотношений. Такие отношения должны возникать только при наличии правонарушения и санкции, установленной за это правонарушение. Попытки создавать охранительное правоотношение в целях привлечения к юридической ответственности кого-либо из субъектов права в тех случаях, когда не установлена санкция за совершенные ими действия, всегда должны рассматриваться как грубейшие нарушения закона. Иными словами, ни один человек не должен быть привлечен к юридической ответственности, если за совершенное им действие не предусмотрена санкция, выступающая одной из обязательных предпосылок ответственности.

Какова должна быть санкция за тот или иной противоправный проступок, зависит от сущности нарушенного общественного отношения и от оценки этого нарушения государством. В санкции сосредоточены объективный (общественные отношения) и субъективный (оценка) моменты. Важно, чтобы при установлении санкции не было разрыва между объективным и субъективным. Пользуясь тем, что оценка действия находится в руках государственных органов, господствующие политические силы нередко устанавливали суровые санкции за незначительные проступки, если таковые затрагивали их интересы, ничуть не задумываясь о должном балансе между содеянным и установленными за него мерами ответственности.

Строгость санкции, ее повышенный карательный характер определяются большей частью общественной значимостью объекта охраны (например, политический строй, жизнь человека и т.п.). Существенная общественная значимость объекта охраны - главный и постоянный признак, в соответствии с которым законодатель устанавливает вид и степень ответственности, предусматриваемый в санкциях правовых норм.

Кроме перечисленных выше, могут существовать дополнительные факторы, влияющие на виды характер санкции, например: повторность преступления, совершение его группой лиц и т.п. Иногда к числу таких факторов относят и распространенность противоправных поступков в стране.

Наши рекомендации