Теологическая (божественная) теория

Это одна из первых теорий происхождения государства. Тезис о божественном происхождении государства выдвигали многие религиозные деятели Древнего Востока, а позже средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви. В середине XIII в. эту теорию разрабатывал видный представитель средневековой политической мысли, доминиканский монах, философ-богослов Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274 гг.). Теологическую модель происхождения государства связывают именно с его именем, так как он разрабатывал её на весьма серьёзном для своего времени теоретическом уровне.

Теологическая теория происхождения государства изложена Ф. Аквинским в трактате "О правлении государей". Он перенял положение из учения Аристотеля о том, что человек по своей природе является "животным общительным и политическим", то есть стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе, так как индивид в одиночку не может удовлетворять собственные потребности. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. Однако, в то же время государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Фома Аквинский выдвигает положение о том, что деятельность монарха схожа с деятельностью бога. Монарх, подобно Богу, изначально учреждает и устраивает государство и только потом начинает управлять им. Государство - результат божественного промысла, оно вечно, как и сам Бог. Другой сторонник этой теории Иоанн Златоуст также отмечал, что существование властей - это дело Божьей премудрости, и поэтому "должно возносить великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судии".

Оценивая эту теорию, созданную в XIII вв., следует отметить, что она была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в тот исторический период. Папство тогда достигло своего наивысшего могущества. В более позднее время данную теорию откровенно стали использовать для обоснования неограниченной власти монарха.

Естественно-правовая теория происхождения государства (теория общественного договора)

Отдельные положения этой теории развивались ещё в V-XIV вв. до н.э. софистами Древней Греции. Выдающимися представителями, главными теоретиками данной модели происхождения государства являются: Г. Гроций (1583-1645 гг.), Т. Гоббс (1588-1679 гг.), Дж. Локк (1632-1704 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), А.Н. Радищев (1749-1802 гг.).

Хотя взгляды у всех вышеуказанных теоретиков имеют некоторые различия, но общей позицией у них является наличие свободы в естественном состоянии человека. Именно свободой они пожертвовали, ограничив себя в правах. Люди отказались отчасти своих прав во имя спокойствия и стабильности и заключили договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы, позволяющей установить мир. Люди делегировали часть собственных прав государству, которое теперь приобрело меры принуждения для реализации этих законов. Таким образом был заключён общественный договор с публичной властью.

Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта (общественного договора), который является порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка.

Вопрос о соответствии данной теории реальной практике происхождения государства ставится под сомнение многими представителями историко-правовой науки. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что представители договорной теории происхождения государства редко становились на точку зрения исторической действительности, поскольку общественный договор был для них только методологическим приёмом. "Для них не важно, было ли так в истории или нет, для них важно доказать, какой вид должно принять общество, если предположить, что в основании его лежит общественный договор, обусловленный согласием всех"*(7).

Следовательно, можно утверждать, что договорная теория происхождения государства неадекватна практике государственного строительства. Хотя некоторые её сторонники приводят в пример США и СССР, говоря о том, что в основе их государственности находится подобие общественного договора. Более глубокое изучение истории возникновения США и СССР позволяет утверждать, что не договор о создании США и СССР явился первопричиной их образования, а напротив, конкретные экономические, политические, геополитические условия явились причиной заключения договора об образовании этих государств. СССР, например, образовался как союз уже существовавших государств. Таким образом, договорная теория происхождения государства не в состоянии дать адекватное отражение государственного строительства, поскольку не соответствует реальной исторической практике.



Наши рекомендации