Основные причины и закономерности появления права
Традиционно теория государства и права при изучении происхождения права акцентировала внимание на том, что право возникает там и тогда, когда возникают классы, появляется государство, когда возникает необходимость осуществлять государственное принуждение.
В возможности принуждения видели основной способ регулирования поведения членов классового общества, защиты частной собственности, классового господства, эксплуатации. Ценность права как системы поддержания нового состояния общества считалась второстепенной. Государственное принуждение к выполнению установленных правил считалось точкой отсчёта, водоразделом между доправовой и правовой организацией общества.
Новые исторические данные не позволяют ограничиваться только такими сторонами правообразования. Данные свидетельствуют о более глубоком, качественном отличии регулирования поведения людей в раннеклассовом обществе от регуляции в первобытном обществе, причём не только по содержанию, но и по способам регулирования.
Появление законов, защищающих интересы не только богатых, уже на самых первых этапах правового развития объясняется тем, что борьба народных масс временами тормозила процесс правообразования, направленный только на усиление эксплуатации. Такая борьба и находила отражение в древнейших юридических актах (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы XII таблиц). Именно в этой связи в некоторых западных политико-антропологических работах и делается вывод о понимании раннего права как системы регулирования, одной из функций которой было установление справедливости и социального мира.
Однако только такой подход был также идеалистическим и преувеличением некоторых реальных процессов правообразования, поскольку право уже на самых первых этапах своего возникновения, наряду с выполнением общесоциальных функций, выступало и в роли нормативно-классового регулятора, т.е. регулирования общественных отношений с позиций господствующего класса*(6).
Процедуры как формы обеспечения и осуществления правил поведения в раннеклассовых обществах также приобретают качественно новый характер. Для разрешения споров создаётся специальный государственный орган - суд. Он же используется для поддержания законов, наказания их нарушителей.
Появляются и люди, профессией которых становится удостоверение тех или иных соглашений, доверенностей и иных процедурных документов. Отныне государство вмешивается в экономический оборот, договорные отношения. В то же время в раннеклассовых обществах действуют и обычаи, перерастая затем в обычное право если эти обычаи начинает признавать и защищать аппарат государства, в том числе суды.
Основные отличия права как регулятора общественных отношений от родовых обычаев заключаются в следующем. Право выражает волю и интересы не всего общества (как обычай), а волю господствующего класса или сил, стоящих у власти.
Нормы права санкционируются либо создаются государством и охраняются государством, а обычаи поддерживались всем родом, общественным мнением, традициями, авторитетом.
Право, в конечном счёте, создаётся в основном в интересах господствующего класса, поэтому оно нередко носит характер устрашения. Для поддержания его безусловности, общеобязательности сразу же создаются специальные органы, в задачу которых входит охрана права от нарушения. В.И. Ленин писал: "Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к исполнению норм права". Право существует уже не в сознании людей, а имеет свои формы выражения: писаные законы, указы, а обычаи передавались из поколения в поколение по памяти, они были в сознании каждого члена рода. Подобный регулятор отношений стал непригоден в классовом обществе, его заменило право - более эффективный регулятор и более надёжный инструмент охраны интересов господствующего класса.
Санкции правовых норм теперь существенно отличаются от тех, которые применялись на предыдущем этапе. В раннеклассовом праве они уже обеспечивают возникающее имущественное и социальное неравенство. Проявляется это в резком ужесточении санкций, защищавших собственность социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности - в зависимости от статуса личности (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации привилегий.
Подобная дифференциация наказаний была широко распространена во всех раннеклассовых обществах.
Санкции избавляются от религиозных элементов. При этом санкции осуществляются государством, его специальным аппаратом, а не жрецами и другими служителями культов.
Таким образом, право объективно возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ закрепления собственности, социального неравенства, регулирования труда общинников-земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс труда и распределения его результатов.
В длительном диалектическом процессе становления государств, классов право становится способом осуществления функций государства. С расслоением общества, развитием классов, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т.е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (это осуществляется прежде всего ужесточением санкций, защищающих собственность).