Переход от присваивающей экономики к производящей. Расслоение общества, появление собственности, классов и ранних государств

Благодаря успехам археологии и этнографии, представления об этапах и тенденциях развития первобытного общества к настоящему времени существенно обогатились.

Прёодолён евроцентристский взгляд на историю, когда знания об истории Европы распространялись на весь остальной мир. В XX веке в орбиту научного осмысления была включена история всех регионов земного шара. Теория государства и права становится, таким образом, действительно наукой об общих закономерностях возникновения и развития государства и права. Она базируется на данных, полученных со всех регионов мира.

Особую методологическую ценность для теории государства и права представляет периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества "неолитическую революцию" (от слова "неолит" - новый каменный век), когда произошёл переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, керамическому производству. Он изменил всю материальную основу жизни первобытного общества, её социальную и духовную организацию и потому справедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколько тысячелетий*(3).

Производящая экономика характеризуется таким взаимодействием человека и природы, при котором человек начал создавать прибавочный продукт, т.е. производить больше, чем потреблять. Возникновение и присвоение прибавочного продукта ведут к становлению новых форм собственности - коллективной, групповой, частной, к дальнейшему социальному расслоению общества. Новая организация производящей деятельности способствует социальной дифференциации общества: происходит отделение его верхушки от основной массы производителей, неучастие этой верхушки в материальном производстве. "Неолитическая революция", переход человечества к производящей экономике, таким образом, приводит объективно к социальному расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению государства.

Первоначально они возникают как города-государства. Посёлок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из некоторой группы селений и постепенно перерастает в административно-хозяйственный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью и становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

Такое государство знает уже чёткую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально - появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления - лица, занимающиеся организацией производства, учёта общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п.

Многообразие и многочисленность реализуемых городом-государством функций уже на первых этапах привели к возникновению разветвлённого бюрократического аппарата: в некоторых древнейших небольших городах-государствах IV-III тысячелетия до н.э. начитывалось, по письменным источникам, от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуры делят здесь общество на знать, зажиточных горожан, свободных лиц.

С течением времени определяется и классовая природа первичных государств, когда расслоение общества, классообразование приводили к захвату государства тем или иным классом и приспособлению его к своим интересам, нуждам. Процессы образования классов и государства не следует понимать упрощённо - так, будто сначала возникли классы, затем их антагонизм привёл к появлению государства.

Эти процессы идут параллельно, взаимодействуя друг с другом. Не только классообразование стимулирует появление первичных государств (у шумеров, майя, ацтеков, инков, в Древнем Египте, Индии, Китае и т.д.), но и само первичное государство, как пишет А.Б. Венгеров, выступает мощным катализатором классообразования, способствуя возникновению раннеклассового общества*(4).

Таким образом, в конкретно исторической действительности раннеклассовое государство не возникло как результат деятельности только господствующего класса. Оно результат определенного развития общества на этапе становления производящей экономики. Разумеется, тот или иной класс, захватив государство, мог стать при помощи государства и господствующим классом.

Аппарат государства с самого начала имеет разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определённых средствах, которые в виде налогов, дани, в иных формах поступают ему от общества.

Для выполнения своих функций особый слой людей - аппарат государства - наделяется властью, т.е. возможностью, когда возникает необходимость с помощью принуждения, насилия подчинять другие слои населения своей воле, обеспечивать достижение тех или иных целей. Для этого в первичном государстве, в отличие от социальной организации первобытного общества, появляются такие специфические социальные инструменты как суды, тюрьмы, полиция, армия, другие органы государства, ориентированные на возможность принуждения.

В юридической литературе совершенно обоснованно говорится, что для возникновения государства имеется множество факторов (предпосылок), каждая из которых у того или иного народа могла быть решающей, главной, или напротив, дополнительной, второстепенной*(5).

Это были экономические, географические, политические, военные, религиозные, идеологические, психологические факторы.

Марксистская концепция отдаёт приоритет только экономическим факторам. Но возьмём, например, религию. Общеизвестен факт, что она консолидировала многие разрозненные племена, способствовала возникновению единых наций, народностей, а затем и появлению государств. В некоторых случаях очень трудно отдать предпочтение какому-либо одному фактору. Возникновение многих государств имеет свою собственную историю, отличающую его от других, даже самых ближайших (Мексика и США, например).

Наши рекомендации