Метод теории государства и права и методология юридической науки
Вопрос о методе теории государства и права имеет значение в двух аспектах. Во-первых, в плане того, что эта наука в своих исследованиях всегда руководствуется определенным методом, опирается на определенные законы, принципы и категории. Во-вторых, теория государства и права относится к числу наук, которые активно развивают общий метод применительно к специфике собственного объекта исследования. Более того, это та наука, которая заключает в себе учение о методах познания государства и права, что очень важно для отраслевых юридических исследований. Отсюда приобретает значение определение метода и методологии науки.
Методология (от греческого "methodos" - исследование и "logos" - слово) - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Методология науки - это выявленная наукой совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний.
Метод (от греческого "methodos") - путь исследования, теория, учение - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Теория государства и права исходит из определенной философии и руководствуется ею, принимает ее как метод. Философское мировоззрение определяет общие методы теории государства и права и всех юридических наук. На протяжении долгого времени борются между собой идеалистический и материалистический методы познания, метафизика и диалектика.
Материализм известен много веков. Но концептуально основополагающие методологические положения, раскрывающие суть материалистического подхода к изучению государства и права, сформулированы К. Марксом в предисловии к "Критике политической экономии": "Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях... анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии". Государство и право, будучи в конечном счете обусловлены уровнем экономического и технического развития, оказывают на него обратное воздействие.
Идеализм, выраженный концептуально и наиболее полно, например, Платоном и Гегелем, напротив, видит первопричину и исходную базу развития государства и права в идеях. Объективный идеализм признает существование этих идей вне сознания людей, а субъективный идеализм находит соответствующие идеи в сознании человека.
Отсюда методологическое значение для теории государства и права имеют такие категории, как общественное бытие и общественное, сознание, базис и надстройка, производительные силы и производственные отношения, общество, производство, социальная революция, классы, нации, личность и т.д. Все они раскрывают на материалистической или идеалистической основе определяющие связи общественной жизни.
На протяжении тысячелетий идет спор о признании принципов диалектики - учения о развития и всеобщей связи явлений. Метафизики считали государство и право раз и навсегда данными, установленными Богом и не подверженными изменению. Напротив, Гегель на идеалистической, а марксисты на материалистической основе сформулировали законы и категории диалектики. Последние, хотя и обосновывали определяющую роль экономического базиса, не отрицали всеобщей связи государства и права и зависимости их от других, в том числе надстроечных, факторов. Отрицание необходимости рассматривать право в связи с экономикой, политикой, моралью, традициями, культурой и прочим, выведение права из самого права, что свойственно нормативизму, ведет в лоно одностороннего идеализма и совершенной неопределенности. И хотя такая позиция может кого-то удовлетворять, она противоречит действительности.
Государство и право рассматриваются не просто в развитии, а в последовательной смене одного исторического типа другим, как правило, более совершенным и прогрессивным. Ни один тип государства не может рассматриваться в качестве законченного образца организации общества.
Диалектика требует находить источник развития в борьбе противоречивых сторон действительности. При этом следует подчеркнуть, что развитие государства и права чаще всего определяется не столько борьбой своих собственных противоположностей, сколько противоположностями, определяющими характер государства, - борьбой различных классов и социальных слоев, национальностей, групп и отдельных индивидов.
Диалектика требует в изучении государства и права видеть проявление закона перехода количественных изменений в качественные. Скажем, расширение сферы применения мероприятий, проводимых государством по социальному страхованию, социальному обеспечению и т.п., укрепляет социальную функцию государства, а порой способствует изменению его сути и превращению государства в социальное.
Диалектика требует находить элементы преемственности в развитии государства и права. Здесь действует закон "отрицание отрицания", который диктует исследователю находить в новой государственно-правовой системе определенные элементы от старой, даже если идет речь о революционной смене одного типа государства и права другим.
Точно так же и категории диалектики наполняются конкретным содержанием и обогащаются в ходе изучения государства и права. Например, категории "содержание" и "форма", а также "возможность" и "действительность" позволяют отвергать разрыв между "сущим" и "должным", что свойственно позитивистской методологии, которая относит право к сфере должного, не связанного с "сущим". Между тем право, правовая норма (правовое долженствование) порождена "сущим" - материальными и иными потребностями общественного развития - и переходит в "сущее" - правомерное поведение и правопорядок.
Сохраняют свое значение любые положения об историзме в развитии государства и права и историческом подходе к их изучению. Исторический метод свойственен, например, идеологам "исторической школы права" в XIX в. В то же время не утратили своей актуальности положения о том, что в научном исследовании нельзя забывать основной исторической связи и смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Заслуга Гегеля состоит в развернутом указании на единство исторического и логического методов освоения действительности. Но современная теория рассматривает логическое производным от исторического. Историческое есть содержание, а логическое - форма исторического. Здесь мы видим еще две категории и соотношение между ними, описание связи между ними может влиять на достижение истинного результата проводимого исследования.
Теория государства и права в соответствии со спецификой предмета отдает предпочтение логическому методу исследования. Вместо того чтобы прослеживать государственно-правовое явление от момента его возникновения и во всех подробностях (как это делает история государства и права), теория отвлекается от частностей или берет данное явление с момента его зрелости.
Логический метод включает в себя анализ, синтез, индукцию и дедукцию.
Анализ предполагает разложение целого на части. Например, систему права рассматривать по каждой отрасли права отдельно.
Синтез, наоборот, предполагает воссоздание целого из его составляющих - например, системы права из отраслей и институтов, ее составляющих.
Индукция как метод требует восхождения от частных, отдельных и особенных знаний к общему - например, знаний о государствах разных континентов и стран к понятию государства вообще.
Дедукция же, напротив, требует, отталкиваясь от общего знания, идти к знанию частному - знание признаков романо-германской семьи правовых систем позволяет, например, сделать вывод об отнесении к ней правовой системы России.
Теория государства и права вскрывает суть явления. Это достигается путем абстрагирования, т.е. своеобразным процессом выделения главных, существенных свойств явления и отвлечением от случайного и побочного в его истории. Скажем, история знает много государств, и в истории каждого из них было достаточно зигзагов и поворотов, но что собой представляет государство вообще, что представляет собой демократия или деспотия - вот вопросы, на которые должна отвечать теория.
Если отвлечься от агностицизма, т.е. оставить в стороне те, в общем-то, немногочисленные теории, согласно которым природа государства и права совершенно непознаваема, становится очевидным, что основное расхождение между политическими учениями различных эпох в области методологии познавательной деятельности сводится в итоге к различной оценке чувственного и рационального. Особенно это проявляется в рационализме и эмпиризме - известных философских течениях, давняя дуэль между которыми продолжается до сих пор.
В рамках юридического мировоззрения эта дуэль выразилась, в частности, в конкуренции естественно-правовых учений и догм юридического позитивизма. Последний разуму отводил весьма ограниченные функции классификатора и регистратора явлений, не более, что приводит к антиинтеллектуализму в правовых исследованиях. Иррационализм и психологизм проникают теперь даже в те доктрины, которые ранее отличались последовательным рационализмом.
Магистральное направление науки выражено в широко известной формуле: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Но при этом необходимо учитывать, что государство, подобно айсбергу, лишь частью своей открыто непосредственно взору. Большая часть государственности, особенно внутренняя ее сторона, недоступна для чувственных восприятий и может быть постигнута только рационально.
Признание государственно-правовых явлений в качестве объективной реальности влечет за собой признание определенных закономерностей в их развитии, на что и направлено использование методологического инструментария. Однако в последнее время уделяется большое значение синергетическому методу, который исходит из вероятностного подхода, придавая основное значение в происходящем случайности.
На основе общих (философских) методов теория государства и права использует сама и разрабатывает для отраслевых юридических наук методику использования частных (т.е. более узких по своему значению) методов исследования государства и права.
В познании языка права используется формально-юридический метод. Это традиционный (и специфический) для юридической науки метод с его приемами толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение права помогает описать, обобщить, классифицировать и систематизировать право. Но это только ступень в научном познании права.
Сфера сознания - сфера правовой идеологии и правовой психологии - требует использования психологических приемов изучения. Успех их применения находится в прямой связи с концепцией зависимости общественного сознания от бытия и обратного воздействия различных форм сознания на реальные общественные отношения.
Сфера жизни государственно-правовых институтов, их функционирование, реальное действие изучаются с применением конкретно-социологического метода. Он охватывает целый ряд приемов: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, статистический анализ, эксперимент и т.д.
Важное значение в изучении государства и права придается сравнительному методу. В зависимости от объектов познания (например, разные государства одной системы или правовые системы государств различных типов) на первое место выдвигается выявление общих или противоположных черт, но и в том, и в другом случае сравнение помогает открыть истину, совершенствовать государственно-правовую практику.
В исследовании государства и права нельзя отвергать ни один из рассмотренных методов. Уместно интегративное видение проблемы, которое предполагает достижение истины использованием наибольшего числа исследовательских приемов, которое каждый метод оценивает в зависимости от объекта, от условий места и времени. Отсюда вытекает значение комплексного подхода (системного метода), который, в свою очередь, предполагает генетический метод (акцент на возникновение явления, причинность появления) и функциональный метод (упор на механизм функционирования государства и права).
Рассматриваемые во всей полноте и системно результаты классических исследовательских методов обрабатываются с помощью формализованных математических и кибернетических методов, использующих количественные показатели и технические алгоритмы. В плане хранения, обработки и поиска правовой информации компьютер сегодня прочно занял свое место и в офисах официальных органов, и в студенческих аудиториях.
Контрольные вопросы:
1. Дайте характеристику предмета науки и учебного курса "Теории государства и права".
2. Объясните место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
3. Дайте характеристику методологии теории государства и права.
4. Какие научные методы используются в теории государства и права?
Литература:
1. Керимов Д.А. Методологические функции философии права. Государство и право. 1995, N 9.
2. Козлов В.А. Проблемы предмета и методология общей теории права. - Л., 1989.
3. Луковская Д.И., Гуцериев Х.С., Козлов В.А., Поляков. А.В. Введение в теорию права (историко-методологический аспект), СПб., 1996.
4. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки их соотношение. Государство и право. 2004, N 7.