Идентификации молодежи в сфере гражданских отношений
С чем ассоциируется понятие «гражданство» | К2 | Ранг |
С принадлежностью к государству С долгом, обязанностью С национальным достоинством С конституционными правами С безопасностью, защищенностью С патриотизмом | 5,09 4,87 4,84 4,69 4,52 4,37 |
Примечание: К2 — среднеранговый коэффициент по семибалльной шкале.
Гражданство для современной молодежи идентифицируется прежде всего с принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Вместе с тем чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны занимают высокие (вторую и третью) позиции в структуре идентификаций.
Отождествление молодыми людьми понятия «гражданство» с конституционными правами, обеспечивающими им безопасность и чувство защищенности, занимает четвертую и пятую позиции. И завершает ранговый ряд идентификаций позиция гражданина-патриота. То есть идентичности молодежи, соответствующие современным представлениям, как бы чередуются с традиционными. Еще более рельефно это можно проследить на распределении ответов на вопрос: «Что означает для вас быть гражданином России?».
Первые два места занимают типично современные идентификации (страна, где живет респондент, и малая родина). С любовью к Родине, с готовностью ее защищать и с причастностью к ее истории, занимающими соответственно третью, четвертую и пятую позиции, связаны традиционные идентификации.
Отразилась эта тенденция и в отношении молодежи к своей стране. На вопрос: «Гордитесь ли вы своей страной?» — 39,3% опрошенных сказали, что «скорее да», а 22,3% — «скорее нет» (опрос 1999 г.), в то время как остальные воздержались от ответа или полностью отрицали.
Незыблемые в недавнем прошлом высшие духовные ценности поколеблены. Сыновье отношение любви к отечеству, гордости за него, готовность защищать его вытесняется прагматизмом: родина там, где мне хорошо. Таким образом, в подобной гражданской позиции молодежи, как и в ее политическом сознании в целом, нашло отражение противоречие между пробивающими себе дорогу демократическими, либеральными ценностями, характерными для современного общества и еще достаточно прочными, укрепившимися в историческом сознании молодых людей традиционными ориентациями.
Рассмотрим факторы, определяющие состояние и направленность изменения политического сознания молодежи.
1. Постоянное снижение жизненного уровня. Это оказывает влияние на политические ориентации молодых и на их отношение к властным структурам. Сравнительный анализ показал, что доверие Президенту и Правительству РФ среди малообеспеченных слоев молодежи в 3—5 раз ниже, чем в высокообеспеченных слоях. Отрицательно относятся к курсу проводимых реформ 2,4% молодых людей с высоким достатком и 75,6% с низким. Три четверти (78,3%) молодежи с низким достатком считают, что необходимо радикальное изменение политической системы российского общества.
2. Ориентация на будущее. Большинство молодых людей выросли в новых социально-экономических условиях. Их интересы и ценности все больше расходятся с родительскими. Почти половина (49,4%) из них не хотят возвращения к ушедшему прошлому. Апелляция к прошлому, попытки достучаться до сердец современных юношей и девушек, используя ценности старших поколений, не встречают у них понимания. Наоборот, большим успехом у молодых пользуется призыв к будущему. При этом каждый второй (52,5%) видит его как результат особого для России пути развития и каждый пятый (23,2%) — сторонник западных моделей общества.
3. Характер межпоколенных отношений. Процесс обнищания населения, хоть и не обошел стороной большинство молодежи, но психологически легче переживается молодыми в силу их возраста и материальной поддержки со стороны родителей. Более 80% молодежи в той или иной мере находятся в экономической зависимости от родителей, что заметно сглаживает остроту ее материального положения, поэтому неоднозначное влияние на молодых людей оказали как агитация с классовых позиций, так и оголтелый антикоммунизм. В силу этих причин не возымела действия и попытка использовать межпоколенный конфликт в политических целях.
4. Влияние референтной группы. Значительная часть молодых людей, особенно в крупных городах; сумела приспособиться к новым условиям; сформировалась, хотя численно и небольшая (около 2% молодежи), но быстро растущая экономически продвинутая группа, референтная для молодого поколения в целом. Глядя на преуспевающих сверстников, многие надеются и на собственный успех. Этим объясняется бесперспективность дискредитации в настоящее время «новых русских» в глазах молодежи и популярность в ее среде тех лидеров, которые выступают за развитие всех форм частного предпринимательства, особенно мелкого бизнеса.
5. Собственный опыт рыночных отношений. В отличие от отцов и дедов молодые лишь понаслышке могли судить о реальностях прошлого своей страны, однако зачастую имеют более непосредственный опыт рыночных отношений в современной жизни. Отсюда высокая мотивационная зависимость молодежи от степени включенности в предпринимательскую деятельность. Группа молодых предпринимателей заметно выделяется среди других категорий молодежи как в оценках властных структур, так и в своих политических ориентациях.
6. Влияние средств массовой информации. Хотя 41,2% молодежи высказали недоверие средствам массовой информации, влияние их на молодых людей остается высоким, а зачастую решающим. Учитывая политическую ангажированность телевидения, радио и большинства газет, отсутствие плюралистической молодежной прессы, молодые люди получают весьма одностороннюю, часто искаженную информацию, становятся жертвами манипулирования их сознанием.
7. Региональные факторы. Характеристики политического сознания, в том числе и молодежи, сильно различаются в отдельных регионах. Это связано с различиями условий жизни, с социальным составом населения, со сложившимися политическими традициями, с активностью тех или иных политических сил. Часто решающее влияние оказывает этнонациональный фактор. Как правило, наибольших успехов добиваются те политические лидеры и партии, которые строят свою политику на стремлении решать конкретные региональные проблемы.
Что касается политического сознания молодежи, то решающая роль в его формировании принадлежит рассмотренным выше групповым ее особенностям. Они могут корректироваться с учетом различных факторов, однако не утрачивают своей специфики. Не случайно, даже в регионах так называемого красного пояса политическая «окрашенность» сознания молодежи заметно «розовее».