Главное — не допустить к власти коммунистов?» и их оценками собственного материального положения
(табличные данные в абсолютных цифрах без учета неответивших)
Мнения о высказывании Б.Н. Ельцина | Самооценки материального положения | Доля в числе опрошенных | |||||
Живут богато | Живут прилично | Живут от зарплаты до зарплаты | Не сводят концы | Живут в нищете | |||
Прав Не прав Затруднились ответить Итого по колонке | 1 441 | (27%) 1 331 (45,6%) (27,4%) (100%) |
Kendall’s Tau-b 0,09035
Kendall’s Tau-c 0,08961
Из общего распределения ответов видно, что 786 (27,0%) из опрошенных избирателей одобрили антикоммунистическую позицию, заявленную Б.Н. Ельциным в избирательной кампании, и 1331 (45,6%) — не одобрили ее. Кластерный анализ показал картину, согласно которой относительно сплоченные и устойчивые группы (кластеры) сформировались прежде всего в зависимости от определенного уровня жизни. При этом эмпирически подтвердилось, что богатые и обеспеченные группы поддерживали антикоммунистическую линию Б.Н. Ельцина, в то время как те, кто уже не сводит концы с концами или живет практически в нищете, явно не разделяли таких убеждений.
Последующие исследования подтвердили отмеченную связь между социально-политическими установками людей и их социально-экономическим статусом. Обратимся к результатам общероссийского опроса населения, проведенного социологическим центром РАГС при Президенте РФ в октябре 2000 г., в котором изучалась связь между социально-экономической дифференциацией населения и его политической поляризацией, проявляющейся в отношении людей к режиму власти и государственной политике, в партийных симпатиях и антипатиях, в голосовании на выборах и многих других ипостасях[18].
В частности, по данным так называемой линейной статистики опросных материалов, эта связь проявилась в виде следующей тенденции: чем ниже уровень благосостояния групп населения, тем чаще в соответствующих группах проявляется социальный и политический негативизм. Для наглядности обратимся к двум примерам. По данным опроса, целиком негативно оценили период экономических реформ в группе материально обеспеченных людей 13,9%, в группе со средним достатком — 34,8%, а в группе малообеспеченных — 47,2%. Считают, что в управлении государством нарастает беспорядок, в первой группе — 8,3%, во второй — 14,9%, в третьей — 29,2%.
Однако подобные (хотя и менее выраженные) зависимости обнаруживаются также в случаях, когда оценочные переменные соотносятся с рядом других социальных признаков. Скажем, увеличивается доля критических суждений о власти и государственной политике по мере увеличения возраста или по мере снижения уровня образования респондентов и в других комбинациях. Поэтому возникает необходимость выявления доминирующих социальных связей, определяющих характер общественных процессов.
Решение этой задачи обеспечил кластерный анализ социологических данных, позволяющий агрегировать опрошенных по совокупности однотипных социальных признаков и суждений. Основные выводы этого анализа сводятся к следующему. Во-первых, оценки характера политического руководства страной и самооценки материального положения оказались наиболее взаимосвязанными и обусловили формирование статистических групп населения, именуемых кластерами. Это не означает, что каждый конкретный человек обязательно оценивает, например, политическое руководство страной в прямой зависимости от уровня своего материального статуса. Но качественный анализ преобладающего состава кластерных групп показал, что они отличаются друг от друга по известным в науке и практике классовым (прежде всего социально-статусным) признакам и при этом противостоят друг другу по ключевым оценкам текущей политической и экономической ситуации в стране. В групповом сознании каждой из кластерных общностей в один комплекс увязаны экономические и политические проблемы страны, роль В. Путина в качестве Президента РФ и материальный статус.
Во-вторых, в настоящее время по количественному составу кластерные общности равны между собой и составляют примерно по 1/3 от всей выборки. Еще раз отметим, что они противостоят друг другу в плане позитивных и негативных оценок экономической и политической ситуаций и происходящих изменений в управлении государством. Это является показателем процесса политической поляризации российского общества, привязанного к процессу формирования новой социальной структуры.
Треть респондентов остается пока за пределами двух противостоящих кластерных когорт. По умонастроению эти респонденты стоят ближе к группе, которая негативно оценивает развитие политической и экономической ситуаций в стране. Такая близость имеет объективные предпосылки: 72% опрошенных оценили свое материальное положение как среднее (денег хватает лишь на основные продукты и одежду) и плохое (крайняя нужда). По численности данная категория населения значительно больше кластерной когорты «негативистов». При ухудшении социально-экономической ситуации в обществе потенциал негативизма может быстро увеличиться за счет тех людей, которые пока не выражают какой-либо четкой социально-политической позиции.
Данные ряда исследований показывают и другое: характер социального расслоения, происходящего в российском обществе, вызывает заметное смещение политических установок у российских граждан по сравнению с «нормой» социального порядка, при которой профессиональная структура населения служит относительно устойчивой базой партийной политической приверженности. Прежде всего заметно проявилось отсутствие значимой корреляции (точнее, наблюдается явный разрыв) между уровнем жизни избирателей и их профессиональным статусом, уровнем образования и рядом других социально значимых показателей, служащих основанием в определении общественного статуса той или другой социальной группы.
Отмеченные тенденции имеют непосредственное отношение к политической дифференциации российских граждан и формированию электоральных баз партий. Рассмотрим в этом плане сопоставимые результаты двух опросов, проведенных по однотипной методике в октябре 2000 г. и в июне 2001 г.[19] В частности, опрашиваемым был задан вопрос: «Какие из указанных партий и объединений, представители которых являются депутатами Государственной Думы, будут, на Ваш взгляд, защищать интересы таких людей, как Вы?». Распределение ответов представлено в табл. 10.3.
Как видим, распределения ответов достаточно устойчивы. Наибольшее доверие у населения вызывает партия «Единство», на втором месте по показателю доверия — КПРФ, на последнем месте из числа партий и движений, имеющих депутатские фракции в Государственной Думе, — ЛДПР.
Таблица 10.3
Отношение населения к политическим партиям и объединениям
(% от количества опрошенных без затруднившихся ответить)
Партии и политические объединения | Будет защищать | Не будет защищать | ||
«Единство» КПРФ «Отечество» «Союз правых сил» «Яблоко» ЛДПР | 35,3 21,9 19,9 20,5 18,2 8,1 | 30,3 25,3 13,1 21,5 18,6 8,8 | 26,5 43,9 37,9 38,9 37,8 57,5 | 32,1 44,7 46,8 42,4 42,4 59,9 |
По данным этих же опросов, ни одна из перечисленных политических организаций не имеет строго однородной социальной базы, представленной, скажем, рабочими, предпринимателями или представителями интеллигенции. Можно говорить лишь о том, что в некоторых социальных слоях разные политические партии и движения пользуются относительно большей поддержкой. Например, в базе поддержки КПРФ относительно велик удельный вес работников наемного труда, занятых на государственных предприятиях и в бюджетных учреждениях (образования, культуры, науки), лиц старших возрастов, малообеспеченных людей и сельского населения. Напротив, «Союз правых сил» относительно чаще пользуется поддержкой представителей крупного и среднего бизнеса, а также жителей крупных городов. «Яблоко» имеет поддержку в среде гуманитарной интеллигенции и у молодежи, особенно у студентов. И все же было бы преувеличением считать, что, например, КПРФ — это партия рабочих или, как часто говорят, партия, за которую голосуют в основном пенсионеры. Точно так же не имеют пока строго однородной социальной базы другие партии и политические объединения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы социологические предпосылки возникновения и развития
политических партий?
2. Какие критерии классификации различных типов партий применяются в
социологическом исследовании?
3. Какие партии доминируют в системе политических отношений
современного российского общества и чем это объясняется?
4. Какое влияние оказывают партии на избирателей при проведении
выборов высших федеральных институтов государственной власти в
России?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Партии в политической системе общества.
2. Критерии и показатели типизации политических партий.
3. Становление многопартийности в России.
4. Специфика социологического подхода к изучению партий.
5. Взаимодействие политических партий с населением.
Глава 11