Этапы развития многопартийности в современной россии
Наиболее активный процесс образования партий и других политических объединений в России наблюдался в конце 80-х — начале 90-х годов. Данный краткий, но бурный период отечественной политической истории стал первым этапом формирования многопартийности в стране.
Этот процесс был обусловлен рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Одно из них — глубокое политическое отчуждение, назревшее в обществе по отношению к КПСС, которая как партия в единственном числе доминировала на советской политической сцене. Так, по данным Центра социологических исследований АОН при ЦК КПСС, в ноябре 1989 г. в пяти республиках СССР (в том числе в четырех регионах Российской Федерации) доля населения, разуверившегося в прогрессивной общественной роли КПСС, значительно превышала долю верящих в ее способность вывести страну из экономического тупика и политического кризиса. Не только большинство населения, но и 37% опрошенных членов КПСС высказались в пользу создания в стране многопартийной политической системы. Иначе говоря, монопольное положение КПСС в политической жизни было утрачено де-факто[15].
Своеобразие формирующегося спектра политических движений и партий в России на рубеже 80-х — 90-х годов в значительной мере было определено той особенностью, что существенная часть их образовалась в качестве оппозиции или даже антипода КПСС. Примером может служить Демократическая партия России (ДПР), возникшая в 1990 г. на основе Объединения «Демократическая платформа КПСС», и некоторые другие, отличающиеся друг от друга в основном степенью радикализма в неприятии прежних политической и экономической систем. Было принято относить их к правому флангу в расстановке политических сил, хотя ввиду различий между ними такая типизация весьма условна.
Образование многопартийной системы было связано также с дроблением КПСС на партии и движения социалистической ориентации, рассматриваемых обычно в качестве партий левого фланга. К ним принадлежала тогда Всесоюзная партия большевиков (ВКП(б)), Российская партия коммунистов (РПК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП) и др.
Все эти партии превратились в аутсайдеров политической жизни либо прекратили самостоятельное существование. Главные причины их развала — отсутствие социальной опоры и программ действий, адекватных этапу перехода российского общества от прежней к новой модели экономического и политического устройства.
Второй этап развития многопартийности охватывает период 1992—2000 гг., характеризуется как в значительном количественном умножении партий и политических движений, так и в стремлении многих из них обрести социальную базу в различных слоях населения. Возникновение партий «новой волны» тесно связано с активным проведением капитализации экономики и перекройкой структур государственного устройства, с общим изменением политической системы в стране, в том числе с развитием плебисцитарной демократии. Одним из существенных факторов создания партий была борьба между ними за получение депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
В этот период создавались также региональные партии и общественно-политические движения. Практически единственная цель их создания состояла в удовлетворении властных амбиций людей, претендовавших на посты административных руководителей субъектов Российской Федерации (президентов, губернаторов), а также в формировании лоббистских групп депутатов в законодательных собраниях субъектов Российской Федерации.
В этот период Министерством юстиции России было зарегистрировано более 200 новообразованных партий и политических движений. К их числу можно отнести прежде всего партии отчетливой социально-классовой ориентации. Обратимся к некоторым из них.
Первоначально немалого политического успеха добились упомянутая партия «Демократический выбор России» (ДВР), учрежденная в 1994 г., и Общественное объединение «Яблоко», созданное в 1995 г. Их идейно-политическое кредо выражается в ориентации на максимальную либерализацию экономики страны при доминировании интересов и свобод представителей частного капитала. В соответствии с этим они усматривают в качестве своей социальной базы представителей слоя частного бизнеса. Фактически обе эти структуры стремились и стремятся занять одну и ту же социально-политическую нишу.
В конце 90-х годов (накануне выборов в Государственную Думу Федерального Собрания РФ третьего созыва) была создана еще одна подобная политическая организация — «Союз правых сил» (СПС). Поэтому, естественно, в 2000 г. начался процесс их объединения с целью создания единой политической партии.
Социально-классовый характер носят Аграрная партия России и Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Обе они официально зарегистрированы в 1993 г. и имеют однотипные политические платформы. К концу 90-х годов КПРФ стала самой крупной по численности членов партией в Российской Федерации. На выборах в Государственную Думу федерального Собрания России последнего созыва (1999) она получила поддержку 16,2 млн избирателей, голосовавших по общефедеральному избирательному округу.
В 1992 г на волне роста политического плюрализма была создана Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В ее составе, по разным данным, насчитывается от 150 до 200 тыс. членов. Во время выборов в Государственную Думу первого созыва она имела наибольший успех: за нее проголосовали по общефедеральному округу 12,3 млн избирателей, а ее фракция составляла 63 депутата. Однако на выборах 1999 г. за эту партию проголосовали уже только 4 млн человек. Главная особенность ЛДПР, по данным социологических исследований, состоит в том, что ее поддерживают в основном представители маргинальных слоев населения, политическое поведение которых зависит от ситуативных факторов — задержек выплат заработной платы, колебаний уровня безработицы, массовых отключений электричества из-за задолженности предприятий и населения перед энергетиками и т.д.
В политической жизни 90-х годов предпринимались многочисленные попытки создания политических партий и движений, заявлявших о себе как о выразителях интересов: социально-демографических групп — Политическое движение «Женщины России», Российский Союз Молодежи; социально-профессиональных групп — Российская партия автомобилистов, Партия научно-технической интеллигенции; групп по интересам — Партия сторонников снижения налогов, Партия любителей пива; национальных общностей — Русская партия, Общественно-политическое движение «Конгресс русских общин»; религиозных общностей — Общероссийское общественно-политическое движение «Союз мусульман России (СМР), Российская Христианско-Демократическая партия; групп людей, объединенных общими идеями — Экологическая партия России «Кедр», Народно-патриотическая партия.
Создание многих, так сказать, протопартий и движений в весьма слабой степени было связано с потребностями политического развития и интересами населения. Фигурально выражаясь, эти партии и движения можно назвать партиями головастикового типа, т.е. за редким исключением они не имели действующих организационных структур на территории страны и функционировали только в Москве, в отдельных республиканских, краевых и областных центрах. Нередко такого рода партии и движения создавались как ширмы иной (не политической) деятельности или сугубо для реализации устремлений отдельных политиков и предпринимателей быть избранными в органы государственной власти. Поэтому вышеизложенная классификация их относительна, поскольку схожесть декларируемых большинством из них программных установок, социальных ценностей, а также клубный принцип организации и малочисленность состава обусловливают трудность типизации по политическим, организационным и иным основаниям. Многие партии (в том числе из упомянутых) сошли с политической сцены.
К концу 90-х годов процесс образования новых партий практически завершился, но еще не увенчался формированием эффективной партийной системы. Это объясняется переходным состоянием российского общества, которое связано с тотальной ломкой системы производственных отношений, с глобальными изменениями социальной структуры общества, образа жизни и политической культуры населения. В этих условиях абсолютное большинство партий было не в состоянии определить свою реальную социальную базу и соответственно осуществить представительство интересов конкретных групп людей в политической борьбе.
На рубеже 1999—2000 гг. наметился третий этап процесса становления многопартийной системы в России — этап укрупнения партий, четкого определения их политического лица и электоральной базы, отстранения квазипартий и политических движений от участия в политическом процессе.
Начало данному этапу было положено появлением в 1999 г. на политическом пространстве России нового избирательного объединения «Медведь», созданного по сути дела в кабинетах власти. Это объединение в декабре на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации получило поддержку 15,5 млн избирателей, голосовавших по общефедеральному округу. В дальнейшем объединение конституировалось в политическую партию «Единство». Судя по программным положениям указанная партия стремится привлечь на свою сторону слой предпринимателей, занять центристскую политическую позицию. В 2001 г. начался процесс объединения этой партии с аналогичным по сути и созданным одновременно с объединением «Медведь» общероссийским движением «Отечество» в единую партию. Подобно упомянутой партии «Демократический выбор России» и движению «Наш дом — Россия» «Единство» создавалось политическими верхами и претендует на роль «партии власти».
На процесс укрупнения партий существенное влияние оказывает принятие парламентом России закона о партиях. Среди его ключевых положений фигурируют такие, как отказ от регистрации партий, образованных на национальной и религиозной основах, а также региональных партий и партий, не имеющих широкого представительства в субъектах Российской Федерации. Эти и ряд других законодательных норм, несомненно, отражают объективные потребности формирования политической системы российского общества. Они ограничат возможности регистрации новых карликовых партий и подтолкнут существующие однотипные партии к объединению.
Надо сказать, что укрупнение партий и установление более четких правовых норм их деятельности может оказать положительное влияние на реализацию ими роли посредника между государством и населением с точки зрения более адекватного выражения интересов различных социальных слоев в государственной политике. Во всяком случае в том виде, в котором существовала многопартийность в 90-е годы, она мало устраивала большинство российских граждан.
В принципе в общественном сознании преобладают взгляды на многопартийность как на основу демократии. Абсолютное большинство населения имеет вполне определенное мнение о различных партиях. Это говорит о том, что многопартийная система при всей ее неразвитости вошла в политическую жизнь страны. Но не менее существенно и другое: то, что доля опрашиваемых, антипатично настроенных по отношению к партиям, в полтора раза превышает долю тех, кто выражает им симпатии. Более того, по данным исследования, проведенного Социологическим центром РАГС при Президенте РФ в мае 2000 г., у населения ширится мнение о полной ненужности многопартийности в политической системе российского общества[16] (табл. 10.1).
Таблица 10.1