Политические интересы социальных субъектов
Другая область взаимоотношений между политической властью и человеком, выступающая объектом социологического изучения, охватывает политические интересы и порождаемые ими политические ориентации, политические позиции социальных субъектов (отдельных индивидов и образуемых ими организаций и движений) в их взаимосвязи с деятельностью властных структур. Ориентируясь на собственные интересы, люди оценивают деятельность государственных и муниципальных органов власти, вырабатывают свои требования к ним, оказывают поддержку власти либо, напротив, вступают с ней в противоборство.
Интересы всегда выступают основной движущей силой любого поведения, любой человеческой деятельности. Человек стремится сделать что-то, приобрести какие-то блага лишь постольку, поскольку испытывает к тому интерес. В политическую деятельность он включается только в том случае, если она представляет для него интерес. Так, если у человека нет интереса, скажем, к деятельности муниципальных органов, то он не пойдет на избирательный участок при их выборах, а при высоком интересе станет активно участвовать в избирательной кампании или даже сам будет стремиться быть избранным.
Интересы, как и потребности, которые порождают их, многообразны. Далеко не все они, а, точнее сказать, большинство их не имеют политического характера и вообще не относятся к сфере политики. Изучаются такие интересы вместе с порождаемыми ими видами человеческой деятельности другими отраслями социологической науки. Однако во многих случаях интересы, лежащие в основе деятельности индивидов и социальных групп, имеют политический характер, являются или становятся политическими интересами. Это происходит, во-первых, когда объектом интереса оказываются те или иные феномены политической жизни: интерес к овладению властью, к приданию ей определенной направленности, к завоеванию доверия избирателей, к политическому облику общественных деятелей, к внутренней или внешнеполитической деятельности, к позициям политической организации, государственной власти. Во-вторых, когда интерес сам по себе направлен не на политические, а другие явления, но для их реализации требуется использовать политическую власть. Например, естественный интерес каждого человека и каждой социальной группы к повышению своего благосостояния сам по себе не является политическим, но зачастую борьба за реализацию этого интереса находит выражение в требованиях, обращаемых к правительству, парламенту, к местным органам власти. В подкрепление таких требований могут проводиться политические забастовки и другие массовые акции. Многочисленные примеры этого дает новейшая история России (политическая борьба горняков, учителей, жителей против коммунальных реформ).
Вся политическая, стратегическая направленность деятельности органов государственной и муниципальной власти, действия политических движений, партий и других организаций порождаются совершенно определенными интересами. На основе борьбы за их обеспечение у субъектов политической деятельности появляются и меняются союзники и противники. По выражению одного из крупнейших политических деятелей Великобритании, в политике нет ни постоянных друзей, ни постоянных врагов, а есть лишь постоянные интересы. На этом принципе строится вообще любая политика — и внутренняя и внешняя.
Следует иметь в виду, что в одних случаях открыто провозглашается, какие интересы преследует политическая деятельность и, следовательно, каковы цели и намерения тех, кто ее осуществляет; в других — напротив, реальные интересы тщательно скрываются, маскируются под видом разных идеалов, идеологических целей, ради которых якобы ведется политическая борьба. Так, история и современная практика знают немало примеров, когда борьба за своекорыстные интересы, связанные со стремлением заполучить или удержать власть и связанные с ней привилегии, изображается в виде борьбы за интересы народа, за утверждение высоких идеалов народовластия, социальной справедливости. Очень богата таким камуфляжем истинных интересов, а следовательно, целей и намерений, формулируемых в предвыборных программах, практика борьбы разных политиков и политических сил практически на всех уровнях социальной организации общества. Все клянутся, что борются за интересы населения страны, города, района, а на деле многие, придя к власти, начинают проводить политику в интересах узкой группы лиц.
Таким образом, одна из важнейших задач социологического анализа политики заключается в выявлении реальных интересов различных социальных субъектов, выступающих в рассматриваемой нами сфере в качестве субъектов политического действия: человека (людей), социальных групп, различных политических организаций и движений, наконец, самих властных структур.
Необходимо иметь в виду, что в различных исторических условиях интересы разных людей различаются между собой и нередко весьма существенно. Этим определяются и различия в их политических симпатиях и ориентациях, в их политических позициях — от крайне правых до крайне левых, включая многочисленные оттенки, как на этих флангах, так и в центральной части политического спектра. В соответствии со своими политическими симпатиями, ориентациями, позициями люди (конечно, те, которые проявляют вообще интерес к политике) включаются в деятельность политических организаций и в политические движения. Последние тоже распределяются в широком спектре: от крайне правых до крайне левых с множеством оттенков. Сказанное не относится лишь к политическим условиям тоталитарного строя, при котором граждане не могут открыто выражать свои политические симпатии и ориентации, не совпадающие с официальной идеологией и политикой.
Учитывая наличие идейно-политических расхождений в демократически устроенном обществе, можно видеть широкий спектр различных общностей людей, каждой из которых присущи свои, отличные от других политические интересы и порождаемые ими симпатии и политические ориентации. Политическая социология, используя применяемые социологической наукой методы эмпирического анализа, может раскрыть объективную картину, характеризующую весь этот спектр. Это важно и для более глубокого познания социально-политической реальности, и в чисто практических целях: чтобы предвидеть, какие доли населения на выборах органов государственной или муниципальной власти будут поддерживать политиков тех или иных ориентации.
Исследование реального спектра политических интересов и ориентации граждан — отнюдь не простая задача и не может строиться на умозрительной схеме, которая еще в недавнем прошлом была фактически общепризнанной. Суть ее в том, что политические интересы и ориентации людей в полной мере определяются их принадлежностью к определенному классу или социальной группе и интересы всех индивидов, принадлежащих к такой социальной группе, являются одинаковыми, общими для всех. Например, в публикациях еще сравнительно недавнего времени можно встретить утверждения такого рода, что интересы рабочего класса и его политических организаций в капиталистическом обществе заключаются в ниспровержении этого строя, в интернациональном объединении пролетариев всех стран. Между тем такие интересы и порождаемые ими политические ориентации присущи отнюдь не всем рабочим: многие из них руководствуются совсем другими интересами.
Весьма различными и порой противоположными оказывались политические интересы разных групп рабочего класса и при социализме, что ярко проявлялось всякий раз, как только социально-политическая обстановка позволяла им открыто проявиться. Яркий пример — события в Польше начала 80-х годов. И в современном постсоциалистическом обществе среди рабочих есть и заинтересованные в проведении политики рыночных преобразований, и такие, кто считает эти преобразования враждебными для себя в той или иной степени. Таким образом, разные части рабочего класса «распределились» по совершенно разным и во многом противоположным направлениям политического спектра.
То же можно сказать и о крестьянстве и об интеллигенции. Представителей этих больших социальных групп, и даже каждого из слоев внутри той или иной социальной группы, можно встретить среди придерживающихся разных, и даже противоположных, политических позиций.
Объективное положение социальных групп не просто и не прямо образует политические движения и организации, в которые люди включаются в соответствии со своими политическими интересами и социальными позициями. Процесс формирования этих интересов и позиций очень сложен: они складываются под влиянием не только объективных факторов, но и различных идеологических и социально-психологических воздействий. В силу ряда жизненных обстоятельств (влияния семьи, ближайшего окружения, средств массовой информации, полученного воспитания, ранее прочитанных книг и т.д.) одни люди оказываются более восприимчивы к воздействиям, например, демократической идеологии и соответствующим ей проявлениям общественной психологии, а другие, принадлежащие к той же социальной группе, в силу обстоятельств того же рода, но действовавших в ином направлении, впитывают отличные от первых, и даже противоположные им, воздействия. На этой основе формируются установки тех и других, что и определяет характер их политических интересов и позиций, а в конечном счете объединяет в разные по своим целям и направленности политические движения и организации.
Весь этот сложный механизм формирования политических интересов людей и связанные с ним процессы развития политических движений и деятельности политических организаций, весь спектр интересов, движений и организаций в разных странах и обществах разных типов — все это изучает политическая социология, используя методы эмпирического анализа. В результате можно в количественно выраженных характеристиках представить, какие интересы в данный момент в конкретном обществе присущи большинству его членов и различным его меньшинствам, какие интересы доминируют в разных социальных группах.
Располагая такими данными, можно выяснить, в какой мере интересам различных групп и категорий населения соответствует политика государства и других властных структур, а также чьи интересы преимущественно выражают различные политические организации и движения. Короче говоря, в какой мере политика служит человеку. Обоснованные выводы и заключения об этом нельзя сделать на основе того, что говорят сами о себе властные структуры, политические организации и движения. Вряд ли кто-то из них признает, что действует вразрез с интересами населения. То же можно сказать в большинстве случаев и о публикуемых аналитических материалах, претендующих на оценку реальной политики с точки зрения ее соответствия интересам народа, интересам простого человека. Такие материалы основываются обычно лишь на логическом осмыслении наблюдаемых явлений, зачастую на поверхностных впечатлениях и испытывают на себе сильное влияние личных симпатий и антипатий авторов. Объективными могут быть лишь заключения, основанные на социологическом анализе, сопоставляющем структурно представленное содержание политики, проводимой государственной властью, политическими движениями, партиями, со структурой интересов различных социальных групп. Структура этих интересов может быть выявлена с помощью методов эмпирического исследования.
Данные, полученные посредством социологического анализа политики, позволяют в необходимых случаях внести коррективы в нее с целью добиться поддержки или ее усиления со стороны определенных социальных общностей, расширения социальной базы этой политики. Такие данные побуждают субъектов политической деятельности развертывать целенаправленную работу среди населения по разъяснению сути своей политики (если она действительно служит интересам этих масс) и тех позитивных результатов, которые могут быть достигнуты благодаря ее проведению.