Российский опыт благотворительной помощи многодетным семьям
Тема развития благотворительности и добровольчества всегда актуальна. Ни один субъект России никогда самостоятельно не сможет закрыть проблемы всех нуждающихся – на это элементарно не хватит бюджетных средств. Поэтому столь важно поддерживать и развивать работу в формате государственно-общественного партнерства.
Исходя из анализа регионального законодательства, можно сделать вывод, что в ряде субъектов РФ в последние десятилетия благотворительность получила активное развитие. В частности[41]:
- установлены налоговые преференции и предоставляются субсидии (Челябинская, Самарская области, Пермский край);
- созданы общественные советы по вопросам благотворительности при исполнительных органах власти (Республика Татарстан, Самарская область, Пермский край);
- утвержден Почетный знак «За милосердие и благотворительность» (Саратовская, Пензенская, Самарская, Тверская, Кировская области);
- проводятся благотворительные марафоны, конкурсы СМИ на лучшее освещение благотворительной деятельности (Республика Татарстан, Челябинская область).
В Республике Башкортостан в декабре 1997 года был принят Закон РБ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[42], но, к сожалению, в 2001-м он был признан утратившим силу.
В настоящее время благотворительные организации осуществляют свою деятельность самостоятельно, в большинстве случаев не взаимодействуют между собой
Огромное количество семей нуждается в помощи со стороны. Многие благотворительные фонды готовы оказывать поддержку не только конкретному больному человеку, но и помощь нуждающимся семьям. Довольно не односторонне в обществе рассматривается положение многодетных семей. Можно встретить множество негативных комментариев в сторону таких семей, в большинстве случаев они намекают на то, что многодетные семьи сами виноваты в своем непростом положении, а вот про помощь нуждающимся семьям разговоры можно встретить не так часто. Нельзя сказать, что подобные высказывания в адрес людей, которые нуждаются в неотложной помощи – корректны.
С поддержкой со стороны благотворительные фонды способны оказать помощью нуждающимся семьям даже в самых сложных ситуациях.
Естественно каждая семья имеет право на хорошую жизнь. Ведь социальной помощи нуждающейся семье не хватает, а говорить о безбедном существовании вовсе не приходится. При этом семья, которая нуждается в помощи, всегда может обратиться за помощью к благотворительному фонду. Ни один благотворительный фонд не может дать сто процентные гарантии, но в частности многие многодетные семьи могут получить необходимую помощь, обратившись в благотворительную организацию. Конечно, помощь нуждающимся семьям может быть оказана не так срочно, как раковым больным, но в целом шанс получить поддержку остается довольно большим.
На данный момент наиболее яркие представители российских благотворительных фондов, оказывающих поддержку многодетным семьям:
- интернет-фонд Помоги.Орг
Благотворительный интернет-фонд Помоги.Орг объединяет усилия пользователей интернета в разных странах для максимально эффективного сбора и распределения целевых пожертвований на острые и неотложные социально-медицинские нужды (операции, дорогостоящие курсы лечения, помощь детским и лечебным учреждениям в России).
Фонд оказывает помощь нуждающимся независимо от их возраста, заболевания, места регистрации и гражданства.
Одной из основных программ фонда является «Поддержка многодетных и малоимущих семей (помощь в решении бытовых вопросов)».
Стипендиальная программа «Отличники из многодетных семей»
Проект «Отличники» создан для помощи детям, воспитывающимся в многодетных малообеспеченных семьях, чтобы создать максимально равные условия в получении образования и развития личности. Стипендия в размере 30 000 рублей может расходоваться на оплату нужд, связанных с получением образования, например, приобретение компьютерной техники, книг, школьной мебели, оплату кружков и дополнительных занятий, дистанционного образования.
- Воронежская областная общественная благотворительная организация «Многодетная семья»
Организация создана с целью оказания содействия 40 районным и городским обществам многодетных семей в защите социальных и правовых интересов, повышения их престижа, созданию условий и равных прав для всестороннего духовного и физического развития детей, оказания адресной материальной помощи, развитию семейного предпринимательства, реализации Указа Президента РФ № 431 от 05.05.1992 г. «О мерах социальной поддержки многодетных семей» и др.
Здесь сразу необходимо отметить, что деятельность Организации основывается на решении социальных проблем, требует финансирования программ, a, следовательно, сотрудничества не только с общественными организациями и отдельными гражданами, деятельность которых направлена на социальную защиту семей с детьми, но, в первую очередь, со всеми уровнями исполнительной и представительной властей, комитетами социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и т.д.
Только благодаря областному фонду социальной поддержки было начато и осуществлено строительство жизненно важных для многодетных семей овощехранилищ в Северном микрорайоне Воронежа, осуществлялось финансирование приобретения новогодних пригласительных билетов, билетов в цирк, театры, продуктовых наборов с дотационной доплатой на каждого ребёнка. Оказывалась также организационная помощь в проведении всех крупных мероприятий Организации: конференций, круглых столов, праздников Дня Семьи, Дня Матери и многое другое. Т.е. здесь очевидно понимание проблем многодетных и, по возможности, содействие их решению.
Организация получила через комитет социальной защиты населения администрации области весь перечень оборудования, предусмотренный проектом ТАСИС согласно договору.
Итогом работы явилось введение 4 октября 1999 г. в действие «Многофункционального центра по оказанию услуг многодетным» по двум адресам для приближения услуг к месту жительства многодетных семей на большой территории Коминтерновского p-на и других районов г. Воронежа.
Руководителями центра установлен порядок получения услуг для родителей из многодетных семей с учетом имеющихся возможностей.
При этом варианты оказания услуг по мере работы изменяются.
- благотворительная общественная организация «Красногорский союз многодетных» (КСМ)
Целями Союза в соответствии с Уставом КСМ являются:
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовного развития личности.
Для достижения этих целей КСМ:
- поддерживает и защищает членов Союза, включая улучшение материального положения малообеспеченных;
- направляет средства, полученные от благотворительной деятельности на повышение материального благосостояния малоимущих членов Союза;
- организует сбор благотворительных пожертвований в денежной и иной форме;
- организует целевые благотворительные акции;
- реализует благотворительные программы.
Целью государственной политики в области социальной защиты населения является повышение уровня материальной обеспеченности отдельных категорий населения, которые по объективным причинам нуждаются в государственной поддержке, это – семьи с детьми, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и другие.
В 1 полугодии 2012 года всего на реализацию государственной политики в области труда и социальной защиты населения было направлено 7714,7 млн. рублей, в том числе, на обеспечение государственных гарантий в сфере социальной поддержки населения - 6738,9 млн. руб., на развитие социального обслуживания населения – 901,1 млн. руб. Все меры социальной поддержки населения, предусмотренные федеральным и республиканским законодательством, были предоставлены своевременно и в полном объеме.
В Республике Башкортостан одним из главных приоритетов социальной политики была и остается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
В целях повышения уровня материального обеспечения семей с детьми с 1 января 2012 года на 6 % повышены размеры отдельных видов пособий, выплачиваемые за счет средств федерального и республиканского бюджетов, а именно:
- пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- пособие женам военнослужащих; пособие по беременности и родам;
- пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности и ежемесячное пособие на ребенка,
- на 6,5 % - пособие по уходу за ребенком- инвалидом.
По сравнению с 1 полугодием 2011 года расходы на выплату пособий семьям с детьми возросли на 41,1 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - на 37 млн.рублей, из бюджета республики (на выплату пособия по уходу за ребенком –инвалидом) - на 4,1 млн.рублей.
В 1 полугодии 2012 года за счет средств федерального и республиканского бюджетов выплачено пособий более 254 тысячам семей, имеющих детей, на сумму свыше 1,4 млрд. рублей. В том числе дополнительные виды ежемесячных пособий из бюджета республики, установленные законодательством Республики Башкортостан отдельным категориям многодетных семей, семьям, проживающих в сельской местности, семьям, имеющим ребенка-инвалида, ежемесячного пособия на ребенка до 16-18 лет, выплачены свыше 215 тысячам получателей пособий на общую сумму 434 млн. рублей.
На 1 января 2012 года в республике проживает 33,7 тысяч многодетных семей, в которых воспитываются 112 тысяч детей.
За 1 полугодие 2012 года через органы социальной защиты населения 19,2 тыс. многодетных семей получили меры государственной поддержки на общую сумму – 104,4 млн. руб., что на 8% превышает уровень предоставленных мер государственной поддержки на 1 июля 2011 года. За отчетный период 120 многодетных семей награждены медалью «Материнская слава».
За 2012 год 4 многодетным семьям были вручены микроавтобусы типа «ГАЗель», 35 семьям - жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья.
Также в 2012 году через систему социальной защиты организован отдых и оздоровление порядка 5,5 тыс. детей в период летних, осенних и зимних каникул. По состоянию на 1 июля 2012 года отдыхом и оздоровлением охвачены 1,6 тыс. детей.
С 1 января 2012 года увеличен предельный размер социального пособия малоимущим гражданам со 125 руб. до 132,5 руб. Более 90% получателей социального пособия – это дети из многодетных семей и неполных семей. Социальное пособие по состоянию на 1 июля 2012 года предоставлено на сумму 66,5 млн. рублей, в среднем 83,3 тыс. получателей. Также в среднем 2,3 тысячи малоимущих учащихся государственных учреждений начального профессионального образования и студентам государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования получили пособие на диетическое питание на сумму 5,5 млн. рублей, специальное социальное пособие семьям студентов и аспирантов, имеющим детей, предоставлено в среднем 109 человек на сумму 0,2 млн.руб.
В соответствии с законодательством Республики Башкортостан гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, оказывается материальная помощь в виде денежных средств за счет бюджета Республики Башкортостан. По состоянию на 1 июля 2012 года указанную материальную помощь получили 7,4 тыс. человек на общую сумму 18,3 млн. руб.
В условиях повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги особое значение имеет предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам с низкими доходами. За 2012 год субсидии получили 72,5 тыс. семей на общую сумму 458,9 млн. руб. Средний размер субсидии на одну семью в месяц составил около 1244,94 рублей.
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 2011 года «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, в которых одновременно родились двое и более детей» разработан проект постановления Правительства Республики Башкортостан «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячного детского пособия до достижения детьми возраста трех лет семьям, в которых с 1 января 2012 года одновременно родились двое и более детей и среднедушевой доход которых не превышает двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Республике Башкортостан».
Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей». Законом предусматривается с 1 января 2013 года дифференцированное повышение для семей с детьми, относящихся к наиболее социально уязвимым категориям, размера ежемесячного пособия на ребенка путем объединения в одно указанное пособие определенных видов социальной поддержки, включая:
- социальное пособие детям из отдельных категорий малоимущих семей;
- пособие детям из семей, проживающих в сельской местности (с одновременным введением адресности при его предоставлении);
- «монетизированные» натуральные льготы многодетным семьям по бесплатным физкультурно-спортивным услугам и услугам в области культуры (с одновременным введением адресности при их предоставлении), проезду учащихся.
Объединение указанных видов социальной поддержки в одно ежемесячное пособие на ребенка позволит обеспечить комфортность и доступность предоставления данного пособия за счет упрощения процедуры его оформления, связанной со значительным уменьшением количества представляемых документов.
Перевод из натуральной формы предоставления в денежную (монетизация) льгот, предусмотренных законодательством для многодетных семей, обеспечит конституционный принцип равенства граждан при реализации ими гарантий, установленных законом, равной доступности названных услуг гражданам, проживающим в городской и сельской местности, выбора самими семьями поставщиков данных услуг, усилению помощи многодетным семьям в воспитании детей и проведении совместного досуга.
Законом предусматривается также расширение круга получателей ежемесячного пособия на ребенка за счет учащихся очной формы обучения государственных учреждений начального профессионального образования, а также увеличения размера ежемесячного пособия на ребенка (взамен социального пособия) – за счет детей, у которых оба родителя являются учащимися очной формы обучения государственных учреждений начального профессионального образования, расположенных на территории Республики Башкортостан.
Указ Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенствованию законодательства Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей», которым был введен в республике с 1 января 2013 года предусматривает для малоимущих семей ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума на ребенка, устанавливаемой ежегодно Законом Республики Башкортостан, на рожденного после 31 декабря 2012 года третьего или последующего ребенка до достижения ребенком возраста трех лет.
По данным Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан в республике по итогам 2012 года зарегистрировано 253 благотворительных организаций и фондов. Кроме того, огромное количество организаций и граждан, оказывающих благотворительную помощь самостоятельно.
Благотворительные организации осуществляют свою деятельность самостоятельно, в большинстве случаев не взаимодействуя между собой. Это приводит к тому, что помощь зачастую носит разовый характер, отсутствует системный подход в организации помощи.
У нас в республике нет единого уполномоченного органа, который бы содействовал деятельности благотворительных организаций. Например, в регионах ПФО - Республике Татарстан, Самарской области, Пермском крае созданы общественные Советы по вопросам благотворительности при исполнительных органах власти.
2.3.Деятельность благотворительных организаций по оказанию социальной помощи многодетным семьям в Республике Башкортостан (на примере «Российского детского фонда», «Красного креста» и фонда «Наши дети»)
В Республике Башкортостан введена награда для матерей, подаривших жизнь пятерым детям. Вообще, в регионе сегодня более 34 тысяч семей считаются многодетными. В них как минимум трое детей. И большинству из них воспользоваться государственной поддержкой пока не удается. Эти многодетные родители (в основном – матери) разместили в Интернете открытое письмо к президенту России Дмитрию Медведеву, в котором требуют у власти внимания к проблемам.
Возмущение у многодетных семей вызвал законопроект о бесплатном выделении земли для этой категории. Законопроект, подготовленный местным Госсобранием, предусматривает, что участок получат только те семьи, в которых третий ребенок родился после 1 января 2011 года. Остальные, выходит, претендовать на землю не могут. И, хотя Рустэм Хамитов вроде бы пообещал внести поправки, согласно которым в категорию претендующих на землю включат и остальные семьи, родители пока в это не очень верят.
На территории г.Уфа функционируют несколько благотворительных фондов и организаций. Рассмотрим какие меры поддержки оказываются многодетным семьям в рамках благотворительной деятельности.