К классификации органов государства

Государственный орган – это элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаков государственного органа:

1. Хотя орган государства и обладает определённой самостоятельностью, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине своё место и прочно связан с другими её частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом, которые являются официальными и называются государственной службой.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объём и порядок использования ими властных правомочий также устанавливаются законом.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение. Они состоят из подразделений, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты; б) в обеспечении исполнения правовых актов органов государства путём применения различных методов, в том числе и методов принуждения;

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счёт в банке, источник финансирования.

7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Современная классификация органов государства:

По действию в пространстве органы государства подразделяются на
федеральные органы, органы субъектов федерации и местные.

По длительности функционирования делятся на постоянные (действующие на постоянной основе) и временные (созданные для решения задач, вызванных определёнными временными обстоятельствами).

В зависимости от срока полномочий есть органы государства, которые действуют постоянно, однако их состав обновляется через определённый срок, и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком.

По порядку образования различают органы, избираемые непосред­ственно населением (первичные), а также органы, формируемые други­ми государственными органами (вторичные), в которых должностные лица назначаются (примером такого органа является Конституционный Суд Российской Федерации).

В зависимости от внутренней организации государственные органы делятся на простые(в своей структуре не имеют самостоятельных структурных подразделений) и сложные.

По характеру выполняемых ими задач государственные органы мож­но подразделить на три основные группы: представительные органы (пар­ламенты, советы, собрания и т. д.); исполнительные органы (правитель­ства, кабинеты министров, администрации и т. п.); судебные, правоохра­нительныеи надзорные органы.

Понятие и признаки федеративной формы государственного устройства.

Виды федерации

Федерация- форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки большинства федеративных государств:

1. Территория состоит из территорий её субъектов;

2. Двухуровневая система органов государственной власти (федеральная и система органов власти субъекта Ф)

3. Две системы законодательства — общегосударственная и субъектов;

4. Субъекты федерации могут иметь свои конституции, наряду с общефедеральной;

5. Отсутствие у субъектов федерации права выхода из состава федерации;

6. Непризнание за субъектами федерации суверенитета.

7. Финансовая зависимость субъектов от федеральной власти;

8. Принцип двойного гражданства (не во всех федерациях);

9. В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов;

10. Двухканальная система сбора налогов:

11. Разграничение предметов ведения федерации и её субъектов;

12. Субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене.

Виды федераций.

В зависимости от способа формирования:

- союзная федерация — создаётся из нескольких государств путём заключении единого федеративного договора (Швейцария);

- смешанная федерация — начала формироваться как союзная, а продолжила своё формирование как альтернативная, либо наоборот (США, СССР).

- альтернативная федерация — создаётся на основе уже существующего унитарного государства, через усиление полномочий частей унитарного государства.

Альтернативные федерации в свою очередь, бывают:

- октроированные — статус субъекта определяется актами центральной власти;

- договорные — статус субъекта определяется договором между субъектом и центральной властью.

В зависимости от правовых оснований образования:

- договорные федерации — образуются на основе заключаемого членами федерации договора об образовании федеративного союза;

- конституционные федерации — основанием образования является факт закрепления в Конституции.

По способу образования субъектов федерации различают:

- территориальные федерации - субъекты не являются суверенными образованиями, не имеют права представительства в международных отношениях, запрещён односторонний выход из союза (США, Бразилия, Мексика, Германия).

- национальные федерации — субъекты объединены по принципу добровольности; формирование высших государственных органов из представителей субъектов (ранее — СССР, Югославия, Чехословакия).

Российская Федерация образованна на основе сочетания территориального и национального принципов.

Наши рекомендации