Имперское столетие 1815—1914 гг.
o Азия, Конкуренция с Россией, Африка, от Кейптауна до Каира.
4. Мировые войны (1914—1945)
o 1 Первая мировая война
o 2 Межвоенный период
o 3 Вторая мировая война
5. Деколонизация и распад «Второй империи» (1945—1997)
o 1 Начало независимости
o 2 Суэцкий кризис и его последствия
o 3 Ветер перемен
o 4 Конец империи
Начиная с XVIII века сложилось деление колоний на два типа — завоеванные и переселенческие; тип колонии определял соответствующую модель управления ею.
Управление завоеванными колониями. Завоеванные колонии характеризовались преобладанием в них “цветного” населения. Они не обладали политической автономией и управлялись от имени короны непосредственно правительством Великобритании через органы метрополии. Как правило, в завоеванных колониях устанавливался режим национальной, расовой дискриминации. С целью ослабления национально-освободительной борьбы в колониях Англия широко использовала методы натравливания одних народов на другие, сталкивала их в кровавых распрях между собой (политика “разделяй и властвуй”).
Типичным образцом завоеванной колонии являлась Индия. Эксплуатация этой богатейшей колонии (“самой блестящей и драгоценной жемчужины в короне английского короля”, по выражению У. Черчилля) облегчалась тем обстоятельством, что Индия делилась на громадное число феодальных княжеств (общим числом свыше 600), между которыми не прекращались междоусобные конфликты. Политическая раздробленность Индии усугублялась противоречиями национального и религиозного характера: здесь проживали сотни народностей и этнических групп, отличавшиеся друг от друга языком, культурными традициями, конфессиональными воззрениями. Английские колониальные власти искусно использовали эти антагонизмы, сознательно культивировали ту “войну всех против всех”, которая была свойственна восточным общественным структурам еще со времен рабовладельческих деспотий.
Для управления ею в 1773 г. решением парламента была учреждена должность генерал-губернатора, который от имени короля осуществлял в колонии всю полноту не только административной и судебной, но и законодательной власти: его решения могли быть отменены только центральными властями в Лондоне. Генерал-губернатору были подчинены губернаторы отдельных провинций. Княжества, остававшиеся вне рамок Британской Индии, формально сохраняли свой суверенитет, но фактически находились в вассальной зависимости от Англии: они потеряли право иметь собственные вооруженные силы, вести самостоятельную внешнюю политику. Взамен предоставляемого им “покровительства” Англия требовала от этих княжеств денежных выплат, поставки солдат в колониальные войска под командование английских офицеров.
Радикальная реформа управления Индией была проведена после кровавого подавления в 1858 г. восстания сипаев — солдат индийского происхождения, состоявших на британской военной службе. 2 августа 1858г. был принят закон о лучшем управлении Индией, основная цель которого состояла в установлении непосредственного контроля над Индией со стороны парламента и правительства. Было учреждено особое Министерство по делам Индии, действовавшее независимо от Министерства колоний. Центральный аппарат управления Индией возглавил государственный секретарь по делам Индии, который входил в состав правительства в ранге полномочного министра. При госсекретаре создавался Совет по делам Индии в составе 15 человек, имевший совещательные функции; Совет состоял из крупных чиновников аппарата управления Индией.
В самой Индии вся полнота власти была сосредоточена в руках назначаемого на 5 лет генерал-губернатора, получившего титул вице-короля. При нем действовал Исполнительный совет, который состоял из глав отдельных колониальных ведомств и управлений, отныне именуемых министрами.
Отдельные провинции Индии возглавлялись губернаторами, назначаемыми генерал-губернатором. В соответствии с законом об индийских советах 1861 г., все провинции имели свои Законодательные советы с совещательными функциями. Законом было четко определено, что важнейшие вопросы политической жизни (финансы, налогообложение, вооруженные силы, религиозные вопросы, отношения с иностранными державами) не подлежали обсуждению ни в общеиндийском Законодательном собрании, ни в провинциальных законодательных советах; при этом вице-король обладал правом вето в отношении всех принимаемых в них решений.
Ряд индийских княжеств продолжал сохранять формальный суверенитет. Однако реальное управление ими осуществлялось специальными агентствами или отдельными чиновниками колониальной администрации, назначенными генерал-губернатором и действовавшими при княжеских дворах в качестве советников. Феодальные князья, поддерживаемые английскими властями, традиционно рассматривались ими в качестве одной из наиболее надежных опор колониального режима.
Управление переселенческими колониями. Второй тип английских колоний — переселенческие колонии (колонии Северной Америки, Австралия, Новая Зеландия, Капская земля) — характеризовался высоким процентом в них белого населения, выходцев из Англии и других европейских государств. Основная масса эмигрантов находила свою новую родину в Канаде (ее население с 1840 г. по 1861 г. выросло почти втрое и составило 2,5 млн чел.), Австралии и Южной Африке; впрочем, значительная часть переселенцев оседала и в США.
Существенные уступки переселенческим колониям со стороны метрополии были сделаны во второй половине XIX века — это привело к значительному расширению самоуправления названных колоний и приобретению ими статуса доминионов.
После образования доминионов их внешняя политика и вопросы обороны продолжали оставаться в компетенции правительства Великобритании, а внутренняя политика уже находилась в ведении доминиона. Формой взаимоотношений метрополии с доминионами стали т. н. имперские конференции, проводимые под эгидой Министерства колоний. Но многие из бывших доминионов достаточно быстро начали превращаться в самостоятельные государства.
Таким образом, к началу XX века была создана достаточно гибкая и вместе с тем негромоздкая система управления Британской колониальной империей, в известной (а в доминионах — и в значительной) степени учитывавшая интересы верхушки местного населения. Это позволило Великобритании на протяжении последующих десятилетий эффективно эксплуатировать богатейшие природные ресурсы своих владений, уверенно сохранять статус великой державы и занимать одно из ведущих мест в системе международных отношений.