Духовное бытие. Основные аспекты сознания
В предыдущих параграфах мы рассмотрели материальное бытие. Дальнейшая наша задача будет заключаться в раскрытии особенностей духовного бытия. Последнее представлено различными видами сознания. Поскольку мы имеем достоверные данные лишь о человеческом сознании, то оно и станет предметом нашего дальнейшего рассмотрения. Предварительно отметим, что сознание – величайший и до сих пор необычайно загадочный дар бытия человеку. Проблема сознания является, несомненно, самой трудной познавательной проблемой из всех проблем философии, науки и культуры вообще. Это обусловлено, по крайней мере, тремя обстоятельствами.
Первое из них – суверенность сознания. Сознание данного человека непосредственно дано только ему и никому другому. Никто не может прямо проникнуть в душу другого человека. О содержании сознаний других людей мы можем судить только на основе анализа их речи и поступков. Второй фактор, обусловливающий трудности в изучении сознания по сравнению с изучением материальных объектов, – его идеальность, т.е. бесплотность и бестелесность. Сознание не обладает физическими и химическими свойствами (массой, весом, зарядом, валентностью и др.), которыми обладают материальные объекты. Поэтому его нельзя поместить в пробирку, взвесить на весах, измерить термометром или вольтметром, выделить с помощью химического реактива и т.п.
Сознание непосредственно невозможно зарегистрировать объективными методами. С помощью приборов можно зафиксировать лишь параметры мозговых физиологических процессов, служащих носителем сознания (величину электрических потенциалов нервных клеток, частоту их возбуждения, пространственную структуру возбуждённых нейронов и др.). Само же сознание дано человеку исключительно в виде внутренних субъективных переживаний. Поэтому при изучении сознания совершенно незаменим метод самонаблюдения, или интроспекции. Он и даёт каждому из нас представление о сознании, о собственной душе. Третья трудность в изучении сознания связана с его необычайной сложностью и изменчивостью.
Хотя сознание – самый трудный предмет изучения, но в то же время и самый интересный. Как справедливо отмечал О.Бальзак, «жизнь человеческой души является самой волнующе прекрасной и самой великой вещью на Земле». Отмеченные трудности в изучении сознания не являются непреодолимыми. Интроспекция, изучение деятельности и речи людей, их мозговых процессов позволили философии и науке получить определённые знания о сознании, его структуре и функциях.
Диалектический подход к проблеме сознания предполагает его рассмотрение в следующих основных шести аспектах. Феноменологический аспект показывает, что входит в состав сознания. Здесь мы выделяем сенсорно-перцептивную сферу. Она представлена такими психическими явлениями, как ощущения, восприятия, представления (см.§2 главы 13). Человек и высшие животные обладают способностью оперировать представлениями и на основе имеющихся представлений создавать новые. Такая способность называется наглядно-образным мышлением. Например, ребёнок, ещё не владеющий речью и понятийным мышлением, способен так переместить предметы, чтобы достать нужную игрушку.
В сознание ещё входит мотивационная сфера. Её база – потребности, или нужда организма и личности в факторах, необходимых для существования и развития. Осмысленные потребности есть желания, а устойчивые желания называются интересами.
Следующая сфера – эмоционально–волевая. Эмоции и чувства – это положительно или отрицательно окрашенные переживания (удовольствие и неудовольствие), обусловленные удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Обычно переживания, связанные с физиологическими потребностями, называют эмоциями, а обусловленные духовными и социальными потребностями, - чувствами (честь, совесть, долг, патриотизм и др.). Иногда термины «эмоции» и «чувства» используют как синонимы. Воля – способность из нескольких конкурирующих потребностей выбирать ту, которая важнее, и преодолевать препятствия на пути её удовлетворения. Функции воли: 1)предохранение человека от деградации – переключения на незначительные, но легко достижимые цели; 2) преодоление препятствий на пути к цели.
Рациональная сфера сознания, или сфера понятийного мышления, представлена понятиями, суждениями и умозаключениями. Эту сферу, называемую ещё разумом, подробнее рассмотрим в §2 главы 13. Наконец, важнейшим компонентом сознания выступает самосознание – способность выделять себя из окружающего мира, критически оценивать свои поступки и на основе этого самосовершенствоваться. Самосознание предполагает сопоставление образа Я с определённым желаемым Я, вынесение самооценки и – как следствие – возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой.
Неотъемлемой стороной каждой из пяти сфер сознания служат способности. Так, сенсорно-перцептивная сфера представлена не только ощущениями и восприятиями, но и способностями к их формированию; рациональная сфера кроме понятий, суждений и умозаключений включает в себя и способности к их формированию. Совокупность всех способностей человека в современной науке обозначается термином «интеллект». Интеллект – это не отдельная сфера сознания, а операциональная (формообразующая) сторона любой её сферы. В структуре сознания интеллекту принадлежит особое место. Его функция состоит в формировании психических образов и состояний. Эффективность психической, в том числе мыслительной, деятельности определяется в первую очередь именно интеллектом.
Таким образом, по своему составу сознание есть совокупность многообразных психических явлений, объединённых чувством персонального Я. Сознание контактирует и взаимодействует с огромной сферой бессознательного. Все психические явления из сферы сознания могут погружаться в бессознательное, и наоборот, бессознательные переживания могут становиться сознаваемыми. Поэтому понятие «психика» имеет больший объём, чем понятие «сознание». В сознание не входят бессознательные психические явления. Понятия же «психика человека» и «душа» имеют одинаковый объём. В тех случаях, когда речь не идёт о конкретном составе духовного мира человека, а последний рассматривается в целом и противопоставляется либо внешнему миру, либо телу человека (т.е. материальным образованиям) допустимо использовать понятия «сознание» и «душа» как равнозначные. В религиозной философии преимущественно используется термин «душа», а в материалистической – «сознание».
Кроме понятий «сознание», «психика», «душа», существует ещё понятие «дух». Это понятие является весьма многозначным и используется в следующих смыслах: 1)в физиологическом смысле - как вдыхаемый и выдыхаемый воздух (отсюда выражение «испустить дух»), а также как запах (например, пахучие духи); 2)как характеристика уровня активности человека (высокий дух, подъём духа, героический дух и т.п.); 3)как доминирующий компонент внутреннего мира человека, наиболее выраженная потребность (творческий дух, дух отваги, дух предпринимательства, дух наживы); 4)как часть человеческого сознания (например, в классическом рационализме это разум, в экзистенциализме - воля); 5)как момент или ипостась Бога, заключающиеся в его животворящей силе (Дух Святой в христианской философии); 6)как нематериальный компонент бытия, как совокупность всех идеальных явлений; в этом смысле понятие «дух» совпадает по объёму с понятиями «идеальное» и «сознание» (философы материалистической ориентации признают существование только субъективного духа – человеческого сознания, а представители объективного идеализма, например Гегель, постулируют наличие ещё и объективного духа – мирового сознания, которое служит творцом и управителем мира. В данной работе понятие «дух» используется как противоположность понятию «материя» и равнозначный понятиям «идеальное», «сознание» в их материалистическом истолковании.
Обладают ли сознанием животные? Нет, они обладают природной предпосылкой сознания – животной психикой, в которой отсутствуют воля, разум, самосознание, а имеющиеся в ней компоненты качественно отличаются от тех же компонентов человеческого сознания.
Онтологический аспект сознания показывает, чем служит сознание по способу своего бытия. В рассмотрении этого аспекта обнаруживается принципиальное отличие между идеализмом, современным диалектическим материализмом и вульгарным материализмом. Первый утверждает самостоятельное, субстанциальное (вне и до материи) существование сознания (в виде либо мировой, либо индивидуальной души). Второй полагает, что сознание существует лишь как свойство или функция высокоорганизованной материи – человеческого мозга (физиологические процессы головного мозга – носитель сознания). Материализм допускает существование и других, неизвестных ещё, материальных носителей сознания. И идеализм и диалектический материализм признают идеальность сознания. Вульгарный же материализм положение об идеальности сознания отрицает и считает его разновидностью материи. Так, в середине XIX в. немецкий философ К.Фогт писал, что «мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как желчь к печени».
В настоящее время вульгарный материализм проявляется в отождествлении сознания то с нервными импульсами, передающими информацию в мозгу, то с испускаемыми мозгом электромагнитными излучениями и элементарными частицами. Вульгарно-материалистическая тенденция представлена в учении «научного материализма», сформировавшегося в конце 50-х гг. XX в. в США и Австралии. Его представители Г.Фейгл, Д.Амстронг и другие отрицают специфику сознания как субъективной реальности и отождествляют духовные явления с нейрофизиологическими процессами. Они полагают, что психология должна стать частью физики, а «ментальные» термины (сознание, эмоции, мышление, воля и др.) должны быть заменены точными физическими терминами. Хотя основную установку «научного материализма» принять нельзя, но следует отметить, что это учение значительно стимулировало исследование материальных основ сознания, ввело в обсуждение проблемы сознания новейший материал нейрофизиологии, генетики, кибернетики.
Иногда встречаются удивительные гибриды вульгарного материализма с идеализмом. Так, некоторые авторы фиксировали массу тела умирающих людей и обнаружили, что в момент смерти она уменьшается на несколько грамм. Именно такова, по их мнению, масса души, покидающей тело. В действительности же душа ни массой, ни другими физическими свойствами не обладает. Не может она и существовать вне тела. Изменение массы тела в этих опытах, если они достоверны, может быть объяснено, например, выдыханием так называемого остаточного воздуха, увеличением интенсивности излучения тела в результате окислительных процессов и другими биофизическими причинами.
Гносеологический аспект сознания показывает, чем оно является по своему содержанию. С позиций познавательного реализма, сознание есть отражение бытия до уровня сущности, содержанием сознания служат знания о внешнем мире и самом человеке. Агностицизм отвергает возможность глубокого познания мира, а скептицизм сомневается в этом.
Исторический аспект сознания заключается в вопросе о том, как оно возникло. Объективный идеализм считает, что мировое сознание существует вечно, а человеческая душа – его творение или частица. Субъективный идеализм, признавая сознание единственной реальностью в мире, снимает вопрос о его возникновении. С точки зрения современного материализма, сознание возникает как результат развития свойства отражения на уровне социальной формы движения материи, и главным фактором перехода от психики животных к сознанию человека послужила предметная деятельность, в особенности труд.
Функциональный аспект показывает, что по своему назначению сознание есть фактор управления поведением и деятельностью человека. Понимание сознания как отражения недостаточно. Сознание есть не только отражение наличного бытия, но и информационное творчество нового бытия. Под действием своих потребностей и на основе отражения внешнего мира человек в своём сознании формирует модель будущего бытия и программу его реализации.
Социологический аспект показывает, что в обществе из социально значимых элементов индивидуальных сознаний (но не вне людей) формируется особое духовное образование – общественное сознание. Фактором, обеспечивающим его единство, служит система общественной коммуникации. Общественное сознание представляет интересы социальных групп и соответственно регулирует их поведение и деятельность.
Подводя итоги, можно сказать, что с точки зрения идеализма, сознание есть духовная реальность, которая творит или упорядочивает мир, управляет его развитием или влияет на него. С позиций же современного материализма, сознание есть возникшая в процессе общественно-исторического развития функция человеческого мозга, заключающаяся в идеальном целенаправленном отражении имеющейся действительности и в моделировании будущей действительности, осуществляющая управление деятельностью человека, социальных групп и в силу этого изменяющая природное и социальное бытие.