Потребности отражается в голове человека в чувстве неудовлетворенности и заставляют искать средства, условия для удовлетворения

3 т-ки зрения по возн-ию сознания.1. Источник чел-ого сознания - духовная сущность (Бог, одаривший человека бессмертной разумной душой, сознание человека как порождение мирового разума (Гегеля сознание человека возникло в результате саморазвития Абсолютной Идеи).

2.Сознание-«душа», «духовное начало»-неотъемлемый элемент мироздания. Материалисты прошлого думали,что чел-ое сознания -закономерный результат эволюции природы, а не как «чудо».

3. 60-е – 70-е годы ХХ века с позиций диалектического материализма. Появление сознания -не как результат эволюции материи как таковой, а как итог развития всеобщего свойства материи – отражения--способность материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить отдельные признаки и свойства друг друга. Отражение - это реакция материального объекта на внешнее воздействие, в котором присутствует информация об этом воздействии. Сознание человека - социальная форма отражения, так как связано с появлением общества и формируется только в социуме.

4)Сейчас думают-биологическими предпосылками сознания,(психические формы отражения в живой природе)

18. Фрейдизм и неофрейдизм.Учение о психоанализе (исследовании чел-ой психики, бессозн-ые психи-ие процессы)

1)каждое психическое явление имеет определенную причину; 2)бессознательные процессы играют большую роль в форм-нии мышления и поведения, чем сознательные; 3)существуют 3 инстанции в организации психической деят-ти чел-ка: Ид, Эго, Супер-Эго, —объединяют сознание и подсознание человека и проявляются в его поведении. Психика человека из 1)сознательного, 2)предсознательного и 3)бессознательного. Итак, 1)осознанно воспринимается человеком извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. 2)находится все же ближе к бессознательному. 3)Бессознательное объединяет в себе все остальные элементы. Влияет на сознание человека, проявляясь в снах, в гипнозе. Бессоз-ое: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». «Оно» -бессознательное глубинное начало, на поверхности которого находится «Я». «Я» -связб между «Оно» и внешним миром, измененной частью «Оно». Но внутри самого «Я» появляется «Сверх-Я» или «Идеал-Я». Оно и примиряет «Я» и «Оно» др с др как 2 противоположности. Причина неврастенического состояния — конфликт между «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Человек имеет 2 инстинкта: «самосохранения» и «размножения». Инстинкт самосохранения становится не столь важным, и поэтому выступает инстинкт разм-ия — «либидо» из-за ко-ого возникают жестокость, стремление господствовать, подавлять других людей. Основными силами развития природы и общества— «Эрос» (позывы жизни) и «Танатос» (позывы смерти). «Сверх-Я» -совокупность «Я» отдельных личностей — членов общества. Противоречия между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» -источники развития культуры. Если человек выбирает удовольствия в ущерб культуре, он остается без опоры в жизни и может умереть; если же он предпочитает культуру, то подвергается неврозам. Определиться с выбором человеку помогает примиряющее «Сверх-Я», являющееся в лице сильных личностей, вождей.

***К. Г. Юнг. Расходился во взглядах с Фрейдом. Если у Фрейда бессознательное имеет биологическую природу, то у Юнга оно наделено и социальными элементами. С «индивидуальным бессознательным» существует и «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное — это психическое наследие всех предшествующих поколений, проявляющееся в «комплексах».

Юнг вводит понятие «архетип». Если Фрейд рассматривал инстинкты в качестве обоснования и причины того или иного действия человека, то Юнг определяет зависимость человеческой деятельности от видов, типов и форм поведения.

Основными архетипами индивидуального бессознательного ученый называет Эго (в поиск индивидуального существования) , к-ое подчинено Самости (главный архетип, соединяющий сознательное и бессознательное,это образ, с помощью которого мы хотим представить себя окружающему миру, скрыв свое истинное лицо).

19. Сознание и язык. Сознание неразрывно связано с языком и возникает одновременно с ним. Язык выступает способом существования сознания. Связь сознания с языком- возникновение и формирование индивидуального сознания возможно, если человек включен в мир словесного языка. Вместе с речью индивид усваивает логику мышления, начинает рассуждать о мире и о себе. Чем богаче содержание духовного мира человека, тем более ему нужно языковых знаков для его передачи. Изменение языка является показателем изменения сознания. Язык - это система знаков, посредством которых осуществляется познание человеком мира и самого себя. Можно выделить естественную (вербальная, устная, письменная речь, звуки, жесты) и искусственную (язык логики, математики, музыки, живописи) системы знаков языка.

Функции языка: способность с помощью языка заявить о своем самостоятельном бытии. В речевом общении человек обретает способность к сознанию и самосознанию. Содержание сознания напрямую зависит от пространства речевого общения. Специфика национального языка оказывает влияние на характер и содержание национальной культуры. Различие между сознанием и языком --мысль - это отражение объективной реальности, а слово - способ закрепления и передачи мысли. Язык способствует взаимопониманию между людьми.

20.Проблема познаваемости мира в ф-ии. Процесс познания ф-ии расс-ся как один из способов взаим-ия мира и чел-ка. Отн-ние чел-ка и мира: 1)Практ-ое; 2) Познават-ое-самост. вид умственной деят-ти (психис. познание); 3)Оценочное отн-е чел-ка и мира.

Познание интеллект. деят-ти. Проблемы:Может ли чел-к при помощи своего сознания познать окр. мир?*Агностицизм-уч-е,отрицает возм-ть познания сущности законов и законом-ей окр. мира. Аргументы: 1/Беркли, Юнг говорят: Чел-ек воспр-ет мир ч/з органы чувств. Ощущ-ия, к-ые мы получаем, носят субъект-ый хар-ер. Мы не знаем, каков мир на самом деле.(видим желтый лист, но не факт, что он желтый). 2/ Кант Эмануил: Мы можем знать только внешнюю сторону явлений, а природные законы этого явл-ия мы знать не можем (глаза и уши видят и слышат, но объясняет ум). **Скептицизм-отрицает возможность достоверности знаний. (разновидность скет-ма-конвенциализм Пуанкаре). ***Гносеолог-ий оптимизм-(Гегель)-чел-ек может познать не только явл-ия, но и з-ны и законом-ти окр. мира, но процесс познания никогда не м.б. завершен, т.к. в процессе познании чел-ек всегда уточняет, дополняет свои знания.

21. Субъект и объект познания, их взаимосвязь. Явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей- Объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность-Субъектом познания.Это может быть индивид, группа, общество в целом. Несколько моделей гносеологического отношения субъекта и объекта. Демокрит- субъект- не объект познания, а как его образ. Образ – тончайшая оболочка тела, материальная копия объекта. Оторвавшись от тела, он обретает самостоятельность. Образы исходят от всех вещей, растений и живых существ вследствие их энергичного движения и теплоты. Образ, достигая органов чувств, вызывает соответствующие ощущения.

Г. Лейбниц отрицает субстанциональную пропасть между Богом и миром, утверждает принцип «предустановленной гармонии» как логической взаимосвязи всех вещей мира, непрерывности их развития и совместимости. Г. В.Ф. Гегель- принципа тождества мышления и бытия, тождества логического и исторического. В условиях тождества бытия и мышления взаимосвязь субъекта с окружающим миром сводится к его чистой духовной активности.

Объект же превращается в проявление, форму этой активности. Познание -процесс конструирования объекта усилиями человеческого ума, субъекта вне рамок его чувствительной деятельности. Материалисты- связь субъекта и объекта как чисто физическое отношение. Познание -результат одностороннего воздействия объекта на субъект. А в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний, определения их достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

Наши рекомендации