Структура сознания. Сознание и язык
Сознание, как высшая собственно человеческая форма отражения действительности, структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это -- знание.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные «бури», заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество -- это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины. Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно .чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т. д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Воля -- сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Наиболее ясно волевой характер действия или поступка проявляется в тех случаях, когда человеку для достижения цели приходится преодолевать внешние или внутренние препятствия. Сила воли не дана человеку от природы. Воля -- сознательное преодоление трудностей на пути осуществления действия. Воля -- это, прежде всего власть над собой, над своими чувствами и действиями.
Фрустрация -- психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями на пути к решению значимых для человека задач. Это состояние возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.
Важнейшими элементами сознания являются воображение, фантазия и память. Воображение -- способность создавать новые чувственные или мысленные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Важнейшее назначение воображения -- представлять результат деятельности до ее начала, т. е. предвидеть будущее. Фантазия -- плод воображения, характеризующийся особой силой и необычностью создаваемых представлений и образов. Воображение и фантазия -- это отражение действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Память -- закрепление, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Сознание как самосознание -- это такое состояние человека, в котором он, зная о содержании своего сознания, одновременно связывает его не только со своим Я, но и с некими предметами и событиями, находящимися вне его.
Самосознание -- это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне -- и свои мысли о предметах и действиях, осознает свое тело и сбой духовный мир. Самосознание включено в сознание, существует в его пределах: сознания нет без самосознания, которое делает объектом самого субъекта -- его мысли, чувства, волю, цели, его положение в семье, коллективе, обществе, мотивы поведения и т. д. «Познай самого себя!*- (Сократ) -- суть самосознания.
Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким он был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и саморегулирование. Сознание как самосознание -- это трудно достигаемое человеком состояние. Уровень самосознания не является постоянным для всех людей. Многие живут, преимущественно направляя свое внимание на внешний мир. Их «я» не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиваться на своем внутреннем состоянии.
Самосознание тесно связано с таким духовным феноменом как рефлексия. Рефлексия (лат: reflexio -- обращение назад) -- ориентация сознания человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий. Уровни рефлексии могут быть разными -- от элементарного состояния до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, его индивидуального сознания, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету -- реальному человеку и его сознанию.
Сознание тесно связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний).
Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).
Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово), навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.