Продолжение курса экономических реформ
Состоявшийся в ноябре 1991 г. 5 Съезд народных депутатов предоставил президенту Б.Н.Ельцину широкие полномочия для проведения в стране экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс на формирование рыночной экономики. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных реформ по переводу экономики на рыночные отношения. Реформы правительства Е.Т.Гайдара на макроэкономическом уровне в качестве главного звена предполагали всемерное укрепление финансовой системы.
Важное место в программе занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные рыночные цены и тарифы был начат с января 1992 г. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения по сравнению к уровню жизни 1980-1990-х гг. почти на 50%. Уже к весне 1992 г. такой шаг российского руководства вызвал мощный социальный взрыв. В этом же году была упразднена централизованная система распределения ресурсов.
Основная роль в процессе переход к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности, которая начала проводиться в конце 1992 года на основе ваучеров. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор в экономике.
Изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. Напротив, в стране начался резкий спад производства
В декабре 1992 г. Е.Т.Гайдар был снят с поста премьер-министра. Новым главой правительства стал В.С.Черномырдин. Правительство В.С.Черномырдина заявило о поддержке курса реформ, но обещало внести в него определенные коррективы. Но экономический кризис преодолеть не удалось. Затруднительно стало выплачивать зарплаты и пенсии.
Вторые президентские выборы, на которых одержал победу Б.Н. Ельцин, проводились в 1996 году.
К осени 1997 г. Россия вступила в очередной этап реформирования. Символом стабилизации должна была стать деноминация рубля - единовременное повышение его покупательной способности в тысячу раз. Однако 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт, в результате которого разорились многие предприятия. Этот обвал привел к новому витку экономической и политической нестабильности и к обнищанию миллионов граждан.
На должности председателя правительства РФ сменилось 6 человек: Е.Т.Гайдар, В.С.Черномырдин, С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин, В.В.Путин. Смена лидеров не меняла положения в стране
31 декабря 1999 г. Б.Н.Ельцин, не дожидаясь истечения срока президентских полномочий, подал в отставку. Одной из причин такого решения было резко ухудшившееся состояние здоровья, но главное - тупиковая ситуация, в которой оказалась страна.
Россия в новом тысячелетии
26 марта 2000 года на всероссийских выборах В.В. Путин был избран Президентом Российской Федерации.
Приход к власти В.В.Путина совпал со сложной ситуацией, сложившейся в стране. Кризис экономики и социальных структур приобрел экстремальные формы. Отчуждение населения от власти приближалось к критическому уровню. Разрушение административной вертикали сделало вероятным распад российской государственности. Серьезно были подорваны внешнеполитические позиции России.
Путину предстояло восстановить российскую государственность и правопорядок, оздоровить социальную обстановку в стране, разрешить конфликты между законодательной и исполнительной властью.
Для этого была разработана и реализована достаточно нестандартная программа действий.
В качестве основной проблемы было избрано преодоление болезненной реакции общества на утрату статуса великой державы, на возможность дальнейшего расчленения страны, на пренебрежительное отношение к Российскому государству со стороны США, других европейских государств и государств, входивших в состав СССР, а затем ставших независимыми.
К 2001 году определились главные черты политического курса Путина.
1. Готовность продолжить решительные действия по пресечению попыток подорвать территориальную целостность страны.
2. Твердость при защите внешнеполитических интересов России.
3. Намерение восстановить разрушенную вертикаль власти и тем самым упрочить управляемость страны. В этих целях была проведена целая серия административных реформ. Были сформированы 7 федеральных округов. Был изменен порядок формирования Верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации.
4. Усилия по дальнейшей стабилизации политической системы.
В результате принятых мер была достигнута определенная стабильность. Позитивную роль сыграло повышение в 1999 году мировых цен на энергоносители, на нефть. В новом тысячелетии наметился рост ВВП и объема промышленного производства. Но в то же время большинство производимых в стране товаров продолжают по качеству отставать от зарубежных. Технологический и машинный парк устарел и требует замены. Проблемным остается вопрос нахождения источников инвестиций и правильного их использования. В данное время одним из основных партнеров России на Дальнем Востоке стал Китай.