Тема 11. СССР в середине 1980-х - начале 2000-х гг.

План:

1. Перестройка. Новое мышление и поворот во внешней политике страны. Политическая система СССР в конце 1980-х- начале 1990-х гг.

2. Распад СССР.

3. Становление новой российской государственности.

4. Российская Конституция 1993 г.

5. Продолжение курса экономических реформ.

6. Россия в новом тысячелетии.

7. Международное положение России на современном этапе.

8. Культура России ХХ в.

Литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век. - М., 2002.

Островский В.Л., Уткин А.И. История России. ХХ век. - М., 2002.

Левандовский А.А., Щетинов А.А. История России. ХХ век. - М., 2002.

Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2001.

Перестройка.

Новое мышление и поворот во внешней политике страны.

Политическая система СССР в конце 1980-х- начале 1990-х гг.

10 марта 1985 г. умер К.Черненко. Через сутки Пленум ЦК КПСС избрал генеральным секретарем ЦК М.С. Горбачева.

Выступив с инициативой обновления социализма, М.С. Горбачев верил в высокий потенциал социалистической системы и не собирался ее разрушать.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.). Он получил название "ускорения социально-экономического развития". Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса.

По вопросам ускорения научно-технического прогресса в июне 1985 г. было проведено в ЦК КПСС специальное совещание. Но вопрос о механизме реализации поставленных задач в те годы звучал достаточно робко и в общей форме.

Показательным для данного этапа реформ являлось проведение антиалкогольной кампании. Реализация данной идеи сулила политические дивиденды, хотя в руководстве партии были представители, указывающие на бессмысленность данной кампании. В реальной действительности негативные последствия антиалкогольной кампании (рост самогоноварения, вследствие чего возрос дефицит на сахар, вырубка виноградников и т.д.) превзошли ее плюсы.

Руководство страны серьезные изменения намечало в социальной сфере - в образовании, здравоохранении, системе социального обеспечения и заработной платы, в сфере жилищного строительства. Намечалось осуществить ряд мер по повышению заработной платы. Была принята Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и сферы услуг. Программа "Жилье" предусматривала обеспечение квартирами каждой семьи к 2000 г.

Политическая реформа

К 1987 г. концепция реформирования советского общества получила дальнейшее развитие. Принципиально новым было то, что на данном этапе основное внимание концентрировалось не на изменениях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые в конечном итоге должны были дать мощный импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.

1987 г. стал переломным, поэтому многие исследователи начало горбачевской перестройки связывают с данным периодом.

Исходный импульс реформе политической системы страны был дан на январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, на котором были поставлены задачи "дальнейшей демократизации советского общества", совершенствования избирательной системы, выборов руководителей различных рангов на альтернативной основе, необходимости разработки правовых актов, гарантирующих гласность.

Провозглашение политики гласности ускорило все социально-политические процессы в обществе, породило плюрализм мнений относительно реконструкции общества. Ее активное освоение привело к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. В печати развернулась критика не только отдельных сторон советской действительности, но социализма в целом. Гласность завоевывала все новые и новые сферы.

Переломным рубежом в политической жизни страны стала XIX партийная конференция (1988 г.), на которой достаточно откровенно обсуждался вопрос о политической реформе общества и которая выявила разногласия по вопросам ее осуществления.

На конференции был провозглашен курс на создание правового государства, образование постоянно действующего и реально функционирующего парламента (в советской форме), способного контролировать деятельность правительства, намечалась радикальная демократизация выборов партийных и советских органов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, разрешалось свободное развитие общественных организаций.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции были учреждены новые высшие органы законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и избранный из делегатов съезда Верховный Совет. Проводившиеся в марте 1989 г. выборы народных депутатов проходили по новому избирательному закону, позволившему представить в депутатском корпусе практически все группы и слои населения, в результате был сформирован первый в истории страны профессиональный парламент. - Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран Горбачев М.С.

Экономическая реформа

Комплексная программа экономических преобразований в стране была разработана на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Основным результатом июньского Пленума стало принятие Закона о государственном предприятии и "пакета" из 11 совместных постановлений ЦК и Совмина СССР, конкретизирующих закон. Законом изменялось соотношение прав министерств и предприятий, союзных и республиканских органов власти. Введением "государственного заказа", охватывающего лишь часть производимой предприятиями продукции, предполагался их постепенный перевод на рыночный режим работы.

На предприятиях предусматривалось избрание руководителей, а также советов трудовых коллективов (СТК). Планировалось расширение прав предприятий в определении зарплаты и выборе ассортимента выпускаемой продукции. Очень "рыночной" была статья 23 Закона, допускающая возможность прекращения деятельности убыточного предприятия.

Результаты действия Закона были далеки от ожидаемых. Введение элементов рыночного регулирования хозяйственных отношений тормозило отсутствие рыночной инфраструктуры (бирж, посреднических контор и т.д.). Это осложняло реализацию изготовленных изделий. Предприятия стали восстанавливать прямые, чаще бартерные, отношения, что было шагом назад не только в плане продвижения к проектируемому рынку, но и в сравнении с социалистической экономикой.

Выборность директоров также не оправдала себя, часто приводила к выдвижению не лучших профессионалов. Многие предприятия спешно поднимали зарплату работникам, повышали цены на свои изделия, сокращали выпуск дешевого ассортимента. Практически не работала статья Закона о банкротстве убыточных предприятий, действие которой могло привести к взрыву безработицы.

Неоднозначной оказалась и кооперативная политика. В 1987-1988 гг. был принят ряд актов, поощряющих частную инициативу. Но развитие кооперативного движения вызывало настороженное отношение. Закон о кооперации легализовал теневой бизнес, создал условия для "отмывания" криминальных денег. С принятием этого закона специалисты связывают быстрый рост рэкета.

Предпринимаемые меры, направленные на улучшение экономической ситуации, ее только усугубили, особенно на потребительском рынке. Увеличение денежной массы, не обеспеченной товарами, привело к увеличению спроса и развалу потребительского рынка. Изменение системы цен могло бы предотвратить нежелательное развитие событий, но на это руководство страны не решилось.

Внешняя политика

Годы перестройки стали временем масштабных перемен во внешней политике СССР. В многочисленных выступлениях М.С. Горбачева подчеркивалась необходимость расширения взаимодействия СССР со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана.

В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий объявлялась одним из принципов межгосударственных отношений.

Конкретные мероприятия Советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец "холодной войне".

Правительство СССР объявило мораторий на испытание ядерного оружия. Была выведена советская военная техника из ГДР. Началась конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В 1988 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана.

Новая внешнеполитическая концепция позволяла ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Но данный курс внутри страны вызвал сопротивление определенных политических сил.

Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и стран Восточной Европы. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. Устанавливались демократические органы власти. Крушение существующих порядков привело к распаду ряда социалистических стран - Югославии, Чехословакии. В 1990 г. состоялось объединение Восточной и Западной Германии.

Переход восточно-европейских стран к парламентской демократии привел к распаду социалистического содружества. Прекратили деятельность СЭВ и ОВД. СССР стремительно утрачивал прежние позиции и свое влияние в Восточной Европе.

Вывод советских войск из Афганистана способствовал стабилизации положения СССР в азиатском регионе. В 1989 г. Горбачев посетил Китай с официальным визитом. В короткие сроки между СССР и КНР были решены спорные вопросы и восстановлены межправительственные связи. Расширялись отношения с Южной Кореей. Были восстановлены дипломатические отношения с Израилем.

Значительно активизировались отношения СССР и США, особенно в области проведения совместных мероприятий по разоружению.

Наши рекомендации