Устройство современного государства
Устройство государства характеризуют его формы. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношения государственных органов, должностных лиц и граждан. В формах государства традиционно выделяют формы правления и формы территориального устройства.Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику намонархии и республики. В монархииформальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархической формы правления:абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства;конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией (Великобритания, Швеция, Дания, Марокко, Иордания). Подавляющее число современных монархий — демократические конституционные. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Конституционные (или парламентские) монархии фактически мало отличаются отреспублик — второй основной формы правления.
В республике источником власти считается народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. Существуют три основныеразновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.
Главной отличительной чертойпарламентской республикиявляется образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом.
Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он — первое лицо в политической иерархии. Политический вес президента невелик. Этот пост мало зависит от характера выборов и обычно ограничивается представительскими функциями.
Второй достаточно распространенной формой республиканского правления являетсяпрезидентская республика. Ее главный отличительный признак состоит в том, что президент в ней одев современно выступает и главой государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и являются верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом, но может и коллегией выборщиков (США). Он сам назначает членов правительства, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, а также — взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом окончательного вето на решения парламента. Для того, чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык.
Третьей основной разновидностью республики являетсяполупрезидентская республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Франции и др. странах. Ее главная черта—двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом. Классическим образом здесь является Франция. В ней президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, который, в свою очередь, вправе распустить парламент, Президент является главой государства, он обладает правом отлагательного вето на решения парламента.
Президент без согласия с парламентом, но учитывая расклад политических сил в нем, назначает главу правительства, вместе с которым формирует кабинет министров. Парламент имеет, в свою очередь, возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а также с помощью вынесения ему вотума недоверия.
Территориальная организация государства характеризует соотношение целого и частей, центральных и региональных органов. Различаютдве основныеформы территориального устройства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе и судебные органы составляют одну систему, действуют на основе единых правовых норм.
Унитарные государства бываютцентрализованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) идецентрализованными(Франция, Италия, Испания). Первые из них могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность местным органам. управления. Во вторых же крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами и т. д. и самостоятельно решают переданные им центральными органами вопросы, особенно в области образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и пр.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источниками власти выступают крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны), так и весь народ. В унитарном же государстве существует лишь один субъект суверенитета — народ.
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций и имеющих собственные конституцию, органы государственной власти, а часто и двойное гражданство.
По своему замыслу федеративный принцип государственного устройства призван обеспечивать свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих значительными этническими, историко-культурными, религиозными, лингвистическими особенностями; создавать оптимальные условия для выражения региональных и других интересов меньшинств; приближать власть и управление к гражданам.
Федерация как форма территориального государственного устройства показала свою жизнеспособность (Австрия, ФРГ, США, Бразилия, Индия). Этого нельзя сказать оконфедерации— постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных задач. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Конфедерации существовали в США (1776—1787 гг.), Швейцарии (до 1848 г.), Германии (1815—1867 гг.). Эта форма государственного объединения достаточно непрочна и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается.
Вывод: Формы территориального устройства и формы правления характеризуют строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Подчинение законодателей и правительства решениям суда основывается на принципе верховенства права, получившем свое обоснование и воплощение в теории и практике правового государства.