Роль женщин в Федеральном собрании Российской Федерации, правительстве, политических партиях и общественных организациях
Несмотря на все трудности, с которыми встречается женщина, ставшая на путь политической деятельности, есть определенные результаты, связанные с их конкретной работой в комитетах и комиссиях. Речь идет об инвентаризации тех нормативах актов, которые касаются положения женщины, семьи, охраны материнства и детства. Ставится и решается задача принятия новых законов, которые соответствовали бы современным политическим, социальным и экономическим реальностям. Интеграция женщин в политику предполагает объединение усилий женщин и мужчин во имя общегосударственных интересов, равное участие их в политической деятельности. Власть женщине нужна для оказания существенного влияния на решение не только политических, но и социальных, нравственных проблем, защиты прав человека, семьи, людей пожилого возраста, материнства и детства.
Созданы определенные национальные механизмы обеспечения равных прав и возможностей, ликвидации дискриминации в отношении женщин. Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, созданный при Государственной думе в 1994 г. участвовал в разработке многих законов, а также подготовил Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период до 2000 г. Предусмотрена реализация документов, в том числе и международного масштаба, в частности решений Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995), выполнение в Российской Федерации Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1979), реализация мер, направленных на поддержку незанятых женщин, являющихся единственным кормильцем в семье. При Министерстве труда и социального развития РФ был создан Департамент проблем семьи, женщин и детей. Его задача - координировать общегосударственную политику, обеспечивающую решение глобальных проблем социального равенства полов, создания условий для жизнедеятельности семьи и выполнения ею функций рождения и воспитания детей (1991).
При подготовке к Четвертой Всемирной конференции «Действия в интересах равенства, развития и мира» (Пекин, 1995) был создан Национальный Совет. Этот Совет координировал работу правительственных и неправительственных организаций, исполнительных и законодательных органов по формированию позиции российской стороны.
Однако интеграция женщин России в политику идет чрезвычайно медленно. В высших законодательных и исполнительных органах власти женщин единицы. Формирующееся независимое женское движение лишь положило начало проявлению политической активности. Женский потенциал не используется в принятии государственных решений, и участие во всех сферах жизнедеятельности неадекватно их участию в управлении. В современной России еще меньше, чем в советский период, представлено женщин на руководящих должностях в органах власти, хотя к началу 70-х гг. сложилась максимальная занятость женщин в общественном производстве, у женщин был высокий образовательный потенциал, им были доступны многие массовые виды деятельности, которые требуют высшего и среднего специального образования1.
России в 2000 г. принадлежало 80-е место по представительству женщин в парламенте. Это после Гвинеи-Бисау, Либерии, несколько опережая Камбоджу и Центрально-Африканскую Республику.
Следовало бы использовать прогрессивный опыт партий США. Женщины в республиканской партии составляют 65% активистов. В 2000 г. 90% американцев, включая и мужчин, выразили согласие поддержать женщину - кандидата на пост президента страны.
Замедленная интеграция женщин в политику объясняется в первую очередь отсутствием широкой пропаганды тендерной теории, активной роли государства в ее распространении и реализации, игнорирование проблемы СМИ. Многое зависит и от деятельности существующих в стране политических партий. Среди них можно выделить лишь КПРФ с небольшим количеством женщин - депутатов в Государственной думе 4-го созыва, НДР» ЛДПР.
В программных документах большинства партий женская проблематика практически отсутствует, а женский вопрос рассматривается с патриархатных позиций и чаще всего не на политическом уровне, что говорит о неспособности или нежелании лидеров партий обеспечивать рост женской политической активности и возможности продвигаться в государственной структуре власти. Это означало бы замещение государственных постов, распространение женской культуры в политике, изменение форм и методов, а также качества политики, разработку новой технологии адаптации в политическую систему, формирование приоритетов, ценностей, новое политическое сознание и мировоззрение.
Политическая деятельность женщин связана с уровнем развития общественных организаций. В настоящее время таких женских организаций с каждым годом становится все больше. Разработаны Устав и Программа Общероссийского общественно-политического движения женщин России, в которой сказано, что «подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50/50»1.
Для активизации политической деятельности женщин необходимо:
- ликвидировать существующий двойной стандарт (законы и их исполнение). В 1996 г. приняты документы: «Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации» от 8 января 1996 г., «О разработке Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г.» от 18 июня 1996 г. и Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Следовательно, определены действия государства на достижение реального равноправия женщин, в том числе и Усиление их роли в высших эшелонах власти. Однако результатов нет.
Для того чтобы женщины могли полноправно войти в политику, нужно:
- изменить стереотип патриархатного мышления;
- вести систематическую работу среди женщин, разъясняя им необходимость соблюдения принципа равенства мужчин и женщин на всех уровнях политической деятельности;
- изменить подход к решению проблемы со стороны партий, включив в программы специальный раздел об усилении роли женщин не только как членов партий, но и на руководящих постах государственной власти;
- целенаправленное продвижение женщин к высшим ступеням государственной службы;
- ориентировать средства массовой информации на поднятие престижа женщин как политиков, используя при этом имеющийся положительный опыт.
Современная политическая жизнь России характеризуется ярким проявлением неравенства полов. Большинство женщин не имеет возможности себя реализовать. А от этого страдает все общество. Следовательно, разговоры о демократии, правах человека-все это миф. Тендерная асимметрия - это выражение политической недальновидности мужчин-политиков.