Закон в системе нормативных актов. виды законов
ЗАКОНЫ -нормативные акты, принимаемые высшими представительными органамигосударственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшую юридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных групп общественных отношений.
Закон представляет собой особый элемент в системе нормативных актов, высшую форму выражения содержания права. Законы составляют основу правовой нормативной системы, на которой базируются все ее другие элементы. По совокупности законов, состоянию их реализации обычно судят о правовой системе страны.
Отличие законов от других нормативных актов.
- принимаются только высшими представительными органами государства (парламентами), входящими в законодательную ветвь власти, и не могут приниматься органами исполнительной или судебной власти;
- конституцией страны, регламентами законодательных органов четко определяется порядок принятия законов, включающий указание на лиц, имеющих право выступать с законодательной инициативой, формы обсуждения проекта закона и голосования по нему, порядок подписания, опубликования и вступления в силу принятых законов;
- содержат исходные юридические нормы, закрепляющие наиболее важные элементы регулируемых отношений и составляющие исходную базу для их более детального регулирования другими нормативными актами;
- обладают высшей юридической силой, в соответствии с которой их содержанию не могут противоречить иные нормативные акты, а в случае противоречия - действуют правила, предусмотренные законом.
Классификация законов на примере Российской Федерации (Малько А.В.):
по их юридической силе | Конституция РФ, Закон РФ о поправках в Конституцию федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации |
по субъектам законотворчества | принятые в результате референдума принятыезаконодательным органом |
по предмету правового регулирования | конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.д. |
по сроку действия | постоянные временные |
по характеру | текущие чрезвычайные |
по сферам действия | общефедеральные региональные |
по содержанию (сферам общественной жизни) | экономические, социальные, политические и т.п. |
по степени систематизации | обычные (текущие) кодификационные (кодексы) |
по значимости содержащихся в них норм | конституционные обыкновенные |
по объему регулирования | общие специальные |
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ В РОССИИ.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ - официальные акты, принимаемыеразличнымиорганами государства во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила(правовые нормы), конкретизирующие первичные нормы законов.
Подзаконные нормативные акты по своей роли в системе нормативных актов составляют ее вторичное звено, которое дополняет первичные нормы законов, более детально регламентирует различные группы общественных отношений. Вместе с тем, это также нормативные акты, представляющие официальные письменные документы, содержащие нормы права (общеобязательные правила поведения). В количественном отношении система подзаконных нормативных актов значительно превосходит систему законов.Подзаконные нормативные акты принимаются в основном органами, входящими в исполнительную ветвь власти и, как правило, имеют специфическое для органа название.
Так, в Российской Федерации Президент принимает Указы, Правительство-Постановления, Министерства - Приказы. На уровне субъектов Российской Федерации подзаконные нормативные акты принимают Главы субъектов Федерации, их исполнительные органы: правительства, администрации, министерства, управления, департаменты. Такими нормативными актами могут быть указы, постановления, приказы, распоряжения.
В качестве подзаконных выделяют правовые нормативные акты, принимаемые органами местного самоуправления: решения и распоряжения их представительных и исполнительных органов, а также локальные нормативные акты, принимаемые в рамках отдельных организаций: их уставы, положения, инструкции.
Порядок принятия различных подзаконных актов определяется законами и положениями о соответствующих исполнительных структурах.
Любые подзаконные нормативные акты по своему содержанию не должны противоречить законам. В случае такого противоречия действуют нормы, закрепленные в законах. Кроме того, подзаконные нормативные акты имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти, и должны соответствовать подзаконному акту более высокой юридической силы.