Понятие и признаки нормативного правового акта
Право – это система формально-определенных норм. То есть нормы права закреплены в формальных письменных источниках. Таковыми источниками, как известно, являются нормативные правовые акты, правовые прецеденты, санкционированные обычаи и нормативные договоры. Для российского права основным источником является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – это акт правотворчества компетентных субъектов, содержащий нормы права.
Основные признаки нормативного акта:
· это акт правовой. Правовой характер акта означает, что он:
а) издается компетентными органами государства (или с его санкционирования иными полномочными субъектами);
б) он письменно закреплен;
в) содержащиеся в нем предписания обязательны для исполнения;
г) реализация его предписаний обеспечивается принудительной силой государства.
Указанные признаки отличают нормативный акт от иных, неправовых актов, предписаний, велений (актов общественных объединений, религиозных организаций и т.д.).
Есть и другие признаки, отличающие нормативный правовой акт от иных правовых актов:
а) это акт - результат правотворчества, то есть возникает в результате специфической правотворческой деятельности - деятельности по изданию норм права;
б) это результат правотворческой деятельности компетентных субъектов. Полномочиями по изданию нормативных актов обладают только органы, законодательно уполномоченные для такой деятельности. Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов. В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель - то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами;
в) нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных.
Особое качество нормативных актов – их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения. Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования. Только тогда он станет реально действующим актом.
Система нормативных актов по Конституции России
Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства.
Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов (систему законодательства). Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства.
Наиболее общее основание организации системы законодательства - юридическая сила нормативных правовых актов.
Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты.
Закон как нормативный акт
Закон – непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов:
а) закон - всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен;
б) закон – нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений;
в) закон – первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества;
г) закон как первичный акт принимается только представительными (законодательными) органами – парламентами. В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание;
д) закон принимается в особом, усложненном, законодательно установленном порядке. В России этот порядок закреплен конституционно (ст.ст. 104-108 Конституции);
е) закон как акт высшей юридической силы регулирует не всякие, а лишь основные, наиболее важные общественные отношения. Более подробно эти отношения регламентируются подзаконными актами.
Виды законов
Законы можно классифицировать по различным основаниям.
Прежде всего, законы могут быть федеральными и законами субъектов Федерации.
Среди федеральных законов выделяется особая группа –конституционные законы. Это Конституция и примыкающие к ней основополагающие законы, посвященные главным вопросам общественного и государственного строя. Вопросы, регулируемые такими законами, закреплены конституционно.
Другую группу федеральных законов составляют законы обыкновенные (федеральные законы).
По времени действия они могут быть постоянные (действуют вплоть до отмены), временные (действуют определенное время) и чрезвычайные (действующие в условиях чрезвычайного положения).