Функции современного российского государства

После образования самостоятельного суверенного российского государства в его деятельности на первое место выдвинулась экономическая функция, ибо в стране осуществлялся переход к принципиально иным формам и методам хозяйствования, многообразию форм собственности. Опыта подобного ведения хозяйства у Российского государства не было. В условиях государственной формы собственности преобладали командно-административные методы управления экономикой. И будучи собственником орудий и средств производства, государство осуществляло хозяйственно-организаторскую функцию. Планово-директивными методами оно полностью определяло направление и характер экономического развития. В условиях частной собственности подобное невозможно, ибо рыночные отношения регулируются экономическими законами.

Теперь экономические процессы со стороны государства регулируются правильным налогообложением и инвестированием, контролем за монопольно высокими ценами, государственным заказом на производство отдельных видов продукции, контролем за использованием стратегически важного сырья и материалов, обеспечением необходимого уровня планирования. Конституция РФ в ст. 8 так закрепляет содержание этой функции: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

То есть экономическая функция - необходимая и основная любого государства, при любой форме собственности и любом политическом режиме.

К сожалению, отказавшись от тотального регулирования экономики, пытаясь быстрее внедрить рыночные отношения, наше государство почти полностью отказалось от ее осуществления, хотя рыночная экономика характеризуется процессами саморегуляции, самоорганизации, что является ее главным преимуществом перед плановой. Однако в нынешнем виде она ведет к гипертрофированному развитию процессов, обуславливающих быстрое истощение всех природных ресурсов. В результате экономика страны потеряла управляемость, целенаправленное развитие, общество понесло огромные экономические потери из-за вывоза сырья и материалов за рубеж, снижения объемов производства и производительности труда. Вместо цивилизованного мы получили дикий, неуправляемый и нерегулируемый рынок. А поскольку государство «ушло» из экономики, его место заняли мафиозные криминальные структуры, которые и во многих сферах контролировали рынок.

Сейчас перед государством стоит сложная задача «возвращения» в рынок, обеспечивания эффективного цивилизованного воздействия на него. Однако до сих пор основное внимание уделяется развитию сфер, связанных с использованием сырьевых запасов. По-прежнему в стране недостаточно развиваются наукоемкие высокотехнические производства, российские товары остаются неконкурентноспособными на международном рынке.

Решение этой задачи тесно связано с осуществлением еще одной функции – функции обеспечения научно-технического и социального прогресса. Суть ее заключается в том, что именно государство должно обеспечить поступательное развитие общества, осуществляя (путем стимулирования, финансирования, организационными мерами) его научный, технический, социальный прогресс. В последние годы внимание государства к этой стороне его деятельности было ослаблено. Из-за отсутствия достаточного финансирования свертываются многие порой жизненно необходимые направления научных исследований. В результате Россия утрачивает приоритет во многих сферах науки и техники, таких, как освоение космического пространства, атомная энергетика, авиастроение и т.д. Это сказывается не только на авторитете нашей страны в мире, но и на темпах экономического развития.

Другой важной функцией государства является социальная функция. Ее цель – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[9]

Практически она проявляется в создании равных стартовых условий для деятельности, в обеспечении соответствующего уровня образования, здравоохранения, профессиональной подготовки людей. Главное же - социальное обеспечение нетрудоспособных, престарелых, инвалидов, безработных, многодетных семей и других категорий, в силу каких-либо причин не способных самостоятельно достигнуть нормального жизненного уровня.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что «Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». К сожалению, это положение во многом оказалось декларативным. Неэффективная реализация экономической функции привела к угрозе реализации социальной. Не имея материальной базы, государство оказалось не способным осуществить и социальные задачи. За последние годы миллионы жителей страны оказались за чертой бедности. Несвоевременно выплачивались социальные пособия и заработная плата работников бюджетной сферы, низкий уровень этой зарплаты не может обеспечить достойный уровень жизни россиян. Снижение уровня производства и остановка предприятий приводила к резкому росту безработицы. Зато катастрофически быстро богатели люди, связанные с криминальными структурами, люди которые за бесценок скупали достояние народа - промышленные предприятия, квартиры, учреждения культуры.

В последние годы функции уделяется приоритетное внимание. Государством был сформулирован ряд социальных программ, позволяющих планомерно и целенапрвленно осуществлять социальную функцию, показывая действенность конституционного положения о социальной сути нашего государства.

Важное место имеет идеологическая функция. Проводимые государством социальные, экономические и политические изменения не могут осуществляться исключительно силовыми методами.

Но даже проводимые правовыми средствами, они должны быть понятны и правильно восприняты гражданами. Прежде чем принуждать, необходимо убедить население в правильности и необходимости проводимого курса. Для осуществления этой функции государство имеет свои средства массовой информации, иные формы массового воздействия. В советском государстве эта функция сводилась к внедрению в сознание людей коммунистических идей, решений партийных съездов и пленумов ЦК КПСС, к массированной обработке масс в духе марксистско-ленинской идеологии. Это было тем более возможно, так как в собственности государства находились не только все средства массовой информации, но и культурные, учебно-воспитательные учреждения.

В современной России при отсутствии монополии КПСС на политические идеи, в условиях политического и идеологического плюрализма нет необходимости в «обработке» людей в духе единой господствующей идеологии. Средства массовой информации находятся не только в руках государства, но и в частной собственности. Через них проводятся самые различные политические, правовые и нравственные идеи. К сожалению, в идеологической сфере государство не проявляет должной активности, инициативы. Более того, оно утрачивает влияние на различные средства массовой информации: ведущие телевизионные каналы, газеты переходят под влияние различных политических сил. Положение усложняется и тем, что в обществе отсутствует какая-либо общественно значимая идеология.

Ее не имеет ни государство, ни многочисленные партии. В последнее время поставлена задача выработки подобной русской идеи, которая была способна увлечь массы на решение стоящих перед обществом задач. Но пока таковой обществу не предложено. Общественное развитие России длительное время осуществлялось на волне критики социалистического строя, руководящей роли КПСС. Это позволило сломать существующие политические и социальные структуры, но какого-либо конструктивного влияния на общество не оказало. Абстрактные идеи «рынка», «рыночных отношений» так же нельзя признать ясными. Весьма неопределенна и идея «правового государства», получившая распространение в юридической науке и политологии. Предпринимаются попытки внедрить в общественную жизнь идеи христианства (которые имеют глубокие корни в России, но за годы советской власти были утрачены), в отдельных регионах страны получают распространение идеи исламизма. Сказанное говорит о необходимости совершенствования идеологической функции государства.

Важнейшее значение в деятельности любого государства имеют охранительные функции.

К ним относятся охрана собственности, охрана правопорядка, охрана прав и свобод и охрана природы.

В советском государстве на первое место выступала функция охраны государственной собственности, имевшей приоритет перед личной собственностью. В современных условиях, в условиях разнообразия форм собственности государство осуществляет охрану всех форм собственности в равной степени, в том числе и частной. Длительное время в стране множились многочисленные «пирамиды», путем мошенничества изымавшие у граждан значительные денежные средства, росло число преступлений, связанных с расхищением не только частной, но и в огромных размерах государственной собственности. Практически безнаказанно расхищались национальные богатства: лес, металл, полезные ископаемые, алмазы.

Конституция РФ закрепила весьма широкий объем экономических, социальных, политических и личных прав и свобод. Поскольку Россия, как закреплено в ст. 1 Конституции, государство правовое, то его главная задача и основная функция - обеспечение реальности прав и свобод. Ст. 2 Конституции закрепляет , что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Пока же конституционные права и свободы в должной мере не гарантированы, многие из них не обеспечены ни организационно, ни экономически.

Не менее тревожное положение в обществе и в сфере охраны природы. Конституция России (ст. 9) закрепляет, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов…». Однако и эта природоохранная (экологическая) функция осуществляется государством явно неудовлетворительно. Если государство, будучи собственником промышленных предприятий, в той или иной мере обеспечивала экологическую безопасность, то в современных условиях новые собственники, не имеют ни средств, ни желания заниматься природоохранной деятельностью. В результате отсутствия или несовершенства очистных сооружений загрязняется окружающая среда, водоемы, что наносит непоправимый вред здоровью населения (которое согласно Конституции имеет право на благоприятную окружающую среду).

Внешние функции. Экономические, политические и социальные изменения, произошедшие за последние 20 лет внутри страны, не могли не сказаться и на ее внешнеполитической деятельности, на осуществлении ее внешних функций. Причем последние претерпели еще большие изменения, чем внутренние. После распада СССР и мировой социалистической системы осталась в прошлом функция братской взаимопомощи с социалистическими странами, функция поддержки освободительных движений и помощи развивающимся странам. Одновременно появились и новые функции, не известные СССР - сотрудничества со странами СНГ, функция интеграции России в мировую экономику.

Среди внешних функций, осуществляемых современным Российским государством, следует отметить: оборона страны, борьба за мир и мирное сосуществование, функция обеспечения мирового правопорядка. Кроме того, государство осуществляет внешнюю экономическую и идеологическую функции.

Одним из важнейших направлений деятельности любого государства является обеспечение безопасности страны в случае нападения извне. Для этой цели государство имеет вооруженные силы.

Советский союз в конкурентной борьбе с Соединенными Штатами создал огромную многомиллионную армию, на содержание которой тратились значительные средства из государственного бюджета. Современный уровень развития мирового сообщества позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Однако неблагоприятные для России внешнеполитические факторы (расширение НАТО на Восток, вооруженные конфликты на южных границах бывшего СССР и др.) представляют определенную опасность для суверенитета государства. Не исключены локальные конфликты., которые то и дело вспыхивают в различных регионах мира. В новых условиях вооруженные силы России сокращены до разумного уровня. Но экономические трудности не могли не сказаться на уровне обороноспособности, на технической оснащенности, на материальном положении военнослужащих.

Сейчас внешнеполитическая деятельность государств не сводится только к предотвращению войны. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, культурной и политической жизни всех цивилизованных государств. Поэтому каждое государство, в том числе и Россия, осуществляет функцию обеспечения мирового правопорядка. Основой его являются права человека, обеспечение и защита которых является важнейшей задачей любого государства. Эта деятельность России осуществляется путем заключения международных договоров, работы в рамках международных и межгосударственных организаций (СНГ, Совет Европы, Организация Объединенных наций и др.)

Российская Федерация активно участвует совместно с другими государствами и в решении глобальных проблем: борьба с международной преступностью и международным терроризмом, предотвращение экологических катастроф и локальных межнациональных конфликтов, всеобщая охрана природы и мирового океана, освоение космического пространства, борьба с эпидемиями и опасными болезнями и др.

Литература к теме

Бельский К.С. О функциях исполнительной власти// Государство и право. - 1997. - № 3.

Клещова Т.Н. Функции и аппарат Российского государства в рыночной экономике. - М., 1992.

Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе// Государство и право. - 1993. - № 6.

Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.

Наши рекомендации