Марксистская теория происхождения государства

По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит экономические, производственные отношения, составляющие экономический базис общества. Одним из условий развития производства, согласно Энгельсу, является общественное разделение труда, когда отдельные племена стали специализироваться на определенной производственной деятельности. По мнению Энгельса, вначале произошло выделение пастушеских племен. Затем ремесло отделилось от земледелия. Такая специализация привела к резкому повышению производительности труда. В этих условиях род мог производить значительно больше продуктов, чем требовалось для его существования. Избытки были необходимы и для обмена продуктами земледелия, скотоводства и ремесла. Для осуществления обмена появилась новая группа людей - купцы. Повышение производительности труда привело к утрате необходимости работать сообща всем членам рода. Нужную для жизни продукцию могли производить члены общины, которые вначале объединились для производства, а затем и для совместной жизни. Так образовалась семья. Постепенно и собственность , принадлежавшая ранее всему роду, превратилась в семейную собственность, то есть собственность частную. А это привело к неравенству собственности среди отдельных семей. В одних семьях появились достаточно большие излишки, в других таковых оказалось мало. Именно в это время начинается длительный период развития общества, определяемый как «военная демократия». Военная - потому, что это был период непрерывных войн за передел, захват собственности. Ибо путем захвата можно было получить быстрее и больше, нежели в процессе производства. Военная демократия привела к изменениям в отношениях между родами и семьями:

1. Резко увеличилась собственность отдельных, наиболее воинственных племен.

2. Резкое обогащение отдельных семей внутри рода, ибо львиную долю добычи получали военноначальники, воины, старейшина рода.

3. Значительно возросла роль военного руководителя, который при поддержке армии мог диктовать свою волю остальным членам рода, (в т.ч. и старейшине).

Таким образом, возникло имущественное неравенство, породившее расслоение уже не только между родами, но и внутри самого рода. Постепенно это расслоение получило крайние формы - деление на имущих и неимущих. Эти группы людей получили название «классы». Представители имущественного класса стали иметь возможность увеличения доходов и за счет эксплуатации неимущих. Естественно, эксплуатируемый, неимущий класс не мог смириться с таким положением, восставал в целях возвращения социального и имущественного равенства.

Господствующий же класс эксплуататоров в силу значительного количественного меньшинства не мог противостоять восстаниям массы неимущих.

В целях поддержания своего господства и подавления восстаний эксплуатируемых господствующий класс и создал вооруженную силу (армию, полицию, суды). Благо, у господствующего класса было достаточно средств для их содержания. Такой слой людей уже не занимался производством, а только осуществлял насилие. Эта-то вооруженная сила и называется «государством».

Таким образом, государство, по Марксу (Энгельсу) - это аппарат насилия в руках эксплуатируемого экономически имущего меньшинства для подавления сопротивления неимущего большинства.

Чем же государство отличается от организации власти в первобытной общине ?

1. Государственная власть осуществляется не самим обществом, а лишь специально созданным для этого аппаратом насилия;

2. Государство объединяет под своей властью людей не по кровному родству, а по территории, на которую эта власть распространяется.

Эта марксистская концепция была поддержана советской юридической наукой и была господствующей в среди ученых. В последние годы в связи с критикой марксистско-ленинского учения об обществе, государстве и праве большинство положений Маркса оказались забытыми. В действительности же многие положения работы Энгельса, особенно те из них, в которых рассматривался процесс разложения первобытной общины, не потеряли актуальности и сегодня.

Однако если внимательно рассмотреть особенности марксистского учения, можно сделать ряд серьезных замечаний.

Согласно этой теории среди причин образования государства на первом месте лежат экономические условия жизни. Безусловно, с этим следует согласиться. Однако Маркс не учитывает и иных факторов, изменения иных сторон общественной жизни. Это, например, социальные условия. Образование семьи повлекло не только формирование частной собственности, но и иные социальные изменения (переход от матриархата к патриархату, запрет инцеста переход к наследованию по мужской линии и т.д.) Эти изменения повлекли и изменения в организации общественной жизни, их развитию, организации и защите. Значительную роль сыграли и расширение торговли, обмен товарами, образование купечества, городов с их специфической организацией. Наконец, нельзя отрицать роли религии, различных религиозных воззрений и концепций, оказавших влияние на формирование единой государственной власти.

И, наконец, самое главное. Процесс образования государства Энгельс рассматривал на примере формирования государств европейского средиземноморья - Греции и Рима. Однако, как показывает историческая наука, помимо европейского пути образования государства существует и азиатский тип. Если в Риме и Греции государства действительно развивались в условиях классовой борьбы между рабами и рабовладельцами, то, например, на территории Египта государство образовалось в отсутствии классов и классовой борьбы. Здесь государство как единая принудительная власть образовалось из необходимости руководства трудом большого количества людей для осуществления массовых работ (осушения, орошения и т.д.). Как показывает опыт, большинство государств возникло именно по азиатскому пути развития общества. Так что теория Маркса – лишь частный случай образования государства, частный путь разложения общины.

Однако общий вывод, сделанный Энгельсом в своей работе, представляется правильным. Он говорит о том, что государство ни в коей мере не представляет собой силу, извне навязанную обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно не может. Нужна была сила, которая бы смиряла столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство .

Таким образом, государство - новая, отличная от первобытной, организация власти. А каким же образом отдельные властвующие субъекты получают эту власть?

5. Основные теории образования государственной власти

Теории происхождения государства многообразны. Среди ученых не было единства взглядов в отношении образования государства. Множественность таких теорий объясняется различием исторических и социальных условий, в которых работали авторы, разнообразием идеологических, религиозных, философских позиций, которые они занимали .

Помимо рассмотренной выше марксистской (ее еще называют материалистической, классовой) теории можно отметить еще несколько важных:

Одной из ранних является теологическая теория. Наиболее известным ее представителем стал Фома Аквинский. Смысл данной теории состоит в обосновании божественного происхождения государственной власти. Творец всего сущего нам земле, в том числе и государства – бог. Любая власть на земле - от бога, в том числе и власть государственного правителя, который является помазанником божьим. Следовательно, любому государственному властителю следует подчиняться, ибо его воля и власть – это воля божья. Эта теория имела широкое распространение, особенно в средние века, в эпоху феодализма.

С точки зрения науки, эту теорию нельзя ни опровергнуть, ни поддержать, ибо речь, прежде всего, идет о признании или отрицании существования бога.

Можно отметить и ее положительные моменты, так как она подчеркивала незыблемость, вечность государства, его верховенство над всеми другими видами власти.

Другая известная теория - теория патриархальная, яркими представителями которой являлись Платон и Аристотель, а так же русский ученый Н.К. Михайловский. Суть ее заключается в том, что общество понимается как разросшаяся патриархальная семья. А поскольку в каждой семье объективно существует отцовская власть, то и глава государства выступает как отец этой разросшейся большой семьи. Простая, на первый взгляд, эта теория имеет ряд недостатков. Прежде всего, государственно-властные отношения – это отношения управленческие. Семейные же, брачно-семейные отношения имеют совершенно иную природу, задачи и цели. Как показал Энгельс, семья не объединяет род, а, напротив, является средством его разложения.

Психологическая теория.(Её положения развивались Цицероном, отечественным ученым Л.И. Петражицким). Основные причины возникновения государства сторонники этой теории видят не в экономических или социальных условиях, а в особенностях психики человека. Русский ученый Коркунов связывал возникновение государства с потребностью людей к «психологическому единению», «коллективному сознанию». Психологическое качество «стремления к власти» у всех субъектов различно. Одни могут и желают властвовать, другие привыкли подчиняться и выполнять чьи-либо указания. Однако у всех есть потребность жизни в коллективе, которое невозможно без властных проявлений отдельных представителей. Безусловно, психологические особенности личности, как исполнителя, так и властвующего субъекта имеют большое значение. Однако вряд ли они имели решающее значение в процессе образования государственной власти.

Теория насилия( К. Каутский , Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.). Согласно этой теории государство – возникло как результат войн, завоеваний, принудительного установление власти. Причем различается внутреннее и внешнее завоевание. Внутреннее завоевание характеризуется захватом власти одной части общества другой. Это результат борьбы рас, классов, наций. История человечества есть история борьбы классов, подчеркивал К. Маркс. Внешнее насилие заключается в завоевании одного племени другим. Государство в этих условиях и выступает как орудие господства завоевателей над побежденными народами. Безусловно, завоевание и насилие существовало во все периоды общественного развития. Однако связывать его с основным признаком образования государства вряд ли целесообразно.

Широкое распространение даже среди современных ученых получила договорная теория. Ее развивали такие известные мыслители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Б.Спиноза. Эта теория возникла в период раннебуржуазных революций и была направлена на борьбу с феодальным абсолютизмом, абсолютной властью монарха. Согласно сторонникам этой теории до образования государства люди жили в «естественном состоянии». Т. Гоббс характеризовал это состояние как «война всех против всех», ибо каждый человек обладал индивидуальной свободой. Но в этих условиях он не был защищен от произвола других, ибо его свобода не была защищена от воли других людей. При этом свобода одних людей вступает в противоречие со свободой других. Для обеспечения порядка, защиты интересов личностей люди заключили договор о правилах совместного проживания. При этом они отказались от части своих свобод, передав по договору возможность властвования избранному ими субъекту, и взяли обязательство подчиняться этому субъекту, который, в свою очередь, обязуется охранять права и свободы человека, общественную безопасность и порядок, то есть осуществлять функции, свойственные государству. В случае нарушения условий договора народ имеет право на восстание против деспота, монарх - на наказание виновных.

Эта теория имеет ряд положительных моментов. На ее основе были выработаны иные демократические теории и принципы. Таковой является теория парламентаризма, вывод о взаимной ответственности государства и личности и т.д. Однако в какой-либо форме реального договора историки не обнаружили.

Ирригационная теория. Автор этой теории немецкий ученый К. Витфогель. Суть его концепции в том, что государство возникает вследствие потребности общества в осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных и ирригационных сооружений. Осуществить руководство такими работами (куда вовлечено не только большое количество людей, но и различные роды, племена) может только сильная, единая для всех власть, то есть государство. Исторически известны такие формы организации в междуречье, Китае, Египте.

Теория «инцеста». Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс разработал идею, согласно которой особенности воспроизводства рода, а точнее запрет инцеста (кровосмешения), являлись исходным социальным фактором в выделения человек из мира природы, структурализации общества и образования государства. По мнению автора, для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применять суровые, жесткие меры пресечения. Для этого потребовалось создавать внутри общины специальные контрольные и принудительные органы, которые явились прообразом будущего государства.

Особняком среди этих теорий стоит органическая теория. Отличительная особенность ее заключается в том, что ее сторонники не отделяют государство от человека, от человеческого общества. Так, еще Платон сравнивал государство с организмом человека, а деятельность государства, в том числе по созданию законов, с процессом его мыслительной деятельности. В Х1Х в. эту теорию развил Г.Спенсер. По его мнению, общество, как и его отдельные представители – люди, представляет собой организм. Органы же государства, как и органы отдельного человека, выполняют определенные функции, необходимые для нормального существования и развития общества.

Мы рассмотрели только основные теории. В литературе, кроме указанных, рассматриваются также расовая, спортивная, патримониальная, экономическая, диффузионная теории, теория специализации. Подробно основные теории рассмотрены в работе Т.В.Кашаниной[1]. Какая же из них наиболее полно и объективно отражает процесс образования государственной власти? Полагаем, что на этот вопрос нельзя дать однозначного ответа. За исключением органической теории все иные имеют право на существование. Другое дело, что при анализе необходимо подходить к вопросу исторически, анализировать процесс образования государства в различные периоды истории, в различных регионах. Как уже указывалось, в соответствии с ирригационной теорией происходило образование государств в Азии и Египте. Государства, образовавшиеся в результате татаро-монгольских завоеваний, несут на себе элементы теории насилия. Если вспомнить норманскую теорию образования русского государства, здесь можно обнаружить элементы договорной теории и т.д.

Вместе с тем, подводя итог, можно выделить наиболее общие закономерности возникновения государств.

1. Возникновение государства представляет собой достаточно длительный процесс, происходящий параллельно с разложением рода.

2.Государство образуется объективно в силу различных социальных и экономических причин, а не по воле какого-либо субъекта.

3. Государство возникает там, где появляются непримиримые противоречия внутри рода, которые сам род преодолеть не может.

4. Возникнув на определенном этапе развития общества, государство становится его постоянным спутником.

Наши рекомендации