Роль 20 столетия в мировой истории. Глобализация. Социальная трансформация общества
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, (глобализм) – возрастание роли внешних факторов (экономических, социальных и культурных) в воспроизводстве всех стран-участниц этого процесса, формирование единого мирового рынка (рынков) без национальных барьеров и создание единых юридических условий для всех стран. Как особая фаза международных отношений, зародилась несколько десятилетий назад, но ее формирование не завершилось и к началу третьего тысячелетия. Однако общественное внимание она привлекла лишь в 1990-х. В связи с огромным разбросом политических пристрастий в современной мировой науке и политике единого общепризнанного определения глобализации не существует; имеющиеся формулировки носят описательный, либо взаимоисключающий характер. Генеральный секретарь ООН К.Анан: «миллионы и миллионы граждан убеждаются на собственном опыте, что глобализация не подарок судьбы, а сила разрушения, подрывающая их материальное благополучие или их привычный образ жизни» («Известия», 22 августа 1998); МБРР описывает глобализацию как «увеличивающуюся экономическую взаимозависимость стран мира как следствие возрастающего объема и возрастающего многообразия международных перемещений товаров, услуг и интернациональных потоков капитала, а также все более быстрого и широкого распространения технологии»
Билет 15.1 Эволюция форм собственности на землю (11-16в)
Собственность на землю - есть форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земельного участка как предмета природы, а также продуктов труда на земле. Она выражает отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства и главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах.
В науке не существует однозначного подхода к определению собственности на землю. Современных авторов можно подразделить по их подходу к частной собственности на землю.«Земельная собственность, исторически определённая общественная форма присвоения (индивидуумом или коллективом) земли как предмета природы» (1). Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой собственность на природные ресурсы как результат эволюционного развития природы, составляющей общечеловеческое достояние, в отличие от собственности на материальные блага, созданные трудом человека, представляет условную категорию (2).
Понятие собственности применяется в экономическом и юридическом аспектах. Собственность на землю как экономическая категория представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения участка земли и произведённых на нём продуктов труда. Эти отношения появились задолго до возникновения государства и права. Юридическая категория собственности на землю представляет собой совокупность норм, закрепляющих экономические отношения по владению, пользованию и распоряжении объектами собственности.
Отношения собственности на землю существуют на протяжении всего периода существования человеческого общества. Формы этих отношений соответствуют различным способам производства и изменяются в результате развития производительных сил общества и производственных отношений. Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей преобладающая форма земельной собственности. Новые формы возникают в недрах старого сообщества наряду с сохранением ряда форм и видов, предшествующих общественно-экономических формаций. Общей закономерностью для классово-антагонистических формаций является преобладание частной собственности на землю (1).
Первой исторической формой была общинная собственность на землю, характерная для первобытнообщинного строя. Она использовалась в условиях существования племенной, родовой и патриархальной семейной (домашней) общины. Условиями для зарождения частной собственности явились усовершенствование орудий труда и повышение его производительности, появление разделения труда и обмена. Её становление постепенно привело к разложению общинной собственности на землю и возникновения социального неравенства.
«Что касается общины, то она возможна лишь до тех пор, пока имущественные различия между членами ничтожны. Как только эти различия становятся значительными, как только некоторые её члены становятся должниками - рабами других, более богатых членов - так её дальнейшее существование невозможно» (3).
В настоящее время в ряде стран Азии и Африки сохранилась общинная форма земельной собственности, а основной социально-экономической ячейкой является крестьянская община.
Рабовладельческий строй характеризуется существованием различных видов субъектов земельной собственности, которым соответствовали общинная, церковная, государственная и частная (индивидуальная). Концентрация частной земельной собственности постепенно приводила к ликвидации собственности на земельные участки мелких крестьян и росту рабовладельческого латифундизма.
Земельная собственность в эпоху феодализма составляла основу экономической и политической власти. На различных стадиях развития феодализма в разных странах структура и правовой режим земельной собственности отличались многообразием.
Государственная собственность являлась первой формой феодальной земельной собственности на Руси, которая сложилась к IX-X столетиям. С XI в. начала складываться индивидуальная, вотчинная собственность. С конца XV в. раздачи земель московскими князьями в вотчину шли параллельно с пожалованием поместий. И бояре, и дворяне могли быть владельцами как вотчин, так и поместий. Вотчина являла собой владение, передаваемое по наследству с правом отчуждения. В течение XVI в. происходило сближение юридического статуса вотчины и поместья. В результате земли государственной собственности оказались на окраинных территориях и к середине XVII в. составляли около 10% пашни. Поместья - это неотчуждаемая (условная) земельная собственность, обусловленная службой жалователю земли. Помещиками становились служилые люди - от холопов до представителей родовитых фамилий. Поместная система, образовавшаяся на основе этой формы собственности, имела цель - формирование слоя служилых землевладельцев, тесно связанных с государством (4).
Земельные владения духовных корпораций появились столетие спустя после принятия христианства. Однако государство осуществляло контроль за сделками монастырских земельных участков, проводило их конфискацию, размещало на них служилых людей. Что касается общинной собственности, то при распространении государственной и различных видов частной собственности (вотчинная, поместная, духовных корпораций), доля её значительно сократилась. Поэтому порядок крестьянского землепользования на участках других собственников можно отнести к «общинному владению». К середине XVII в. в собственности бояр и дворян находилось 56% земли, у духовенства - 16%, у дворцового ведомства -8%. Остальные 20% приходились на долю черносошного крестьянства, посадских людей, других лично свободных людей (4, с. 52-54).
Таким образом, в основе подразделения форм собственности лежит субъект землепользования.
15.2 Становление новой российской государственности (20-21в)
С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.
Билет 16.1 Крепостное право в России(17-19в)
Крепостное право в России. Принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от К. п. как юридической формы их выражения. Тип зависимости, выражаемый понятием «крепостничество», можно проследить в его генезисе на Руси примерно с 11 в., хотя до конца 16 в. крепостная форма эксплуатации (наиболее полная форма феодальной зависимости) охватывала лишь отдельные категории сельского населения. В 12 в. близкой по характеру к крепостничеству была эксплуатация ролейных (пашенных) закупов и смердов на барщине. По Русской правде княжий смерд ограничен в имущественных и личных правах (его выморочное имущество идёт князю; жизнь смерда приравнена к жизни холопа: за их убийство назначается одинаковый штраф — 5 гривен). В 13—15 вв. отношения феодальной зависимости распространялись на значительное число крестьян, но крепостничество ещё было развито слабо. С середины 15 в. для некоторых категорий крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение выхода неделей до и после Юрьева дня осеннего. Срок выхода, указанный в грамотах середины 15 в., подтвержден в качестве общегосударственной нормы Судебником 1497, которым также установлен размер выходной пошлины («пожилого»). Судебником 1550 был увеличен размер «пожилого» и установлена дополнительная пошлина («за повоз»). Временное (см. Заповедные лета), а затем и бессрочное запрещение крестьянского выхода было подтверждено указом 1597, устанавливавшим пятилетний срок сыска беглых (урочные лета). В 1607 был издан указ, впервые определявший санкции за приём и держание беглых (штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южной окраины, куда шёл большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины 17 в. дворяне подают коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 установлен 10-летний срок для сыска беглых и 15-летний — для сыска вывезенных помещиками чужих крестьян. Соборное уложение 1649 определило бессрочность сыска, т. е, возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после составления писцовых книг 1626 или переписных книг 1646—47. Но и после 1649 устанавливались новые сроки и основания для сыска, которые касались крестьян, бежавших на окраины: в районы по засечной черте (указы 1653, 1656), в Сибирь (указы 1671, 1683, 1700), на Дон (приговор 1698 и др.). Причём дворянство постоянно домогалось, чтобы сыск беглых крепостных крестьян осуществлялся за счёт государства. Большое внимание законодательство 2-й половины 17 в. уделяло наказаниям за приём беглых.
В России в 17 — 1-й половине 18 вв. изживались различия между отдельными прослойками крестьянства; происходило слияние кабальных холопов с полными, стирались правовые грани между холопами и крестьянами путём превращения тех и других в «ревизские души», постепенно ликвидировался институт холопства (уже в конце 17 в. за феодалами было признано право брать крестьянских детей в дворовые); усиливалось ограничение крестьян в правах собственности (запрещение приобретать недвижимое имущество в городах и уездах и т. п.) и поисках дополнительных источников существования и доходов (отмена права свободно уходить на промыслы). Расширялись права феодала на личность работника, и постепенно крепостные лишались почти всех гражданских прав: в 1-й половине 17 в. начинается фактическая, а в последней четверти 17 в. и юридически санкционированная (указами 1675, 1682 и 1688) продажа крестьян без земли, вырабатывается средняя цена крестьянина, независящая от цены земли, со 2-й половины 17 в. вводятся телесные наказания для крестьян, не подчиняющихся воле землевладельца. С 1741 помещичьи крестьяне устраняются от присяги, происходит монополизация собственности на крепостных в руках дворянства и К. п. распространяется на все разряды тяглого населения, 2-я половина 18 в. — завершающий этап развития государственного законодательства, направленного на усиление К. п. в России: указы о праве помещиков ссылать неугодных дворовых людей и крестьян в Сибирь на поселение (1760) и каторжные работы (1765), а затем и заключать в тюрьмы (1775). Продажа и покупка крепостных без земли не была ограничена ничем, кроме запрещения торговать ими за 3 месяца до рекрутского набора (1766) [причём это не касалось старых и малолетних], при конфискации или продаже имений с аукциона (1771); разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Закон предусматривал наказание только за смерть крепостного от помещичьих истязаний. Большое значение в развитии К. п. имели ревизии (особенно первая из них, проведённая в 1719). В конце 18 в. сфера действия К. п. расширилась и территориально: оно было распространено на Украину.
Постепенно в связи с развитием в недрах феодализма капиталистических отношений начал нарастать кризис феодально-крепостнической системы в России. В 18 в. К. п. сделалось главным препятствием в развитии производительных сил страны. Оно мешало культурному и социальному прогрессу. Поэтому в 1-й половине 19 в. все общественные вопросы в конечном счёте сводились к проблеме отмены К. п. Несмотря на все ограничения, дворянская монополия на владение крепостными подтачивалась. По указу 1841 крепостных разрешалось иметь только лицам, владевшим населёнными имениями. Но богатые крепостные сами имели крепостных и располагали средствами для выкупа на волю, который, однако, целиком зависел от помещика. В 1-й половине 19 в. в России начали разрабатываться проекты ограничения и отмены К. п. В 1808 было запрещено продавать крепостных на ярмарках, в 1833 — разлучать членов одного семейства при продаже. Частичное раскрепощение незначительного числа крестьян было произведено на основе законов о «свободных хлебопашцах» (1803) и «временнообязанных крестьянах» (1842). В обстановке крестьянских волнений правительство отменило в 1861 К. п. (см. Крестьянская реформа 1861). Однако пережитки К. п. (помещичье землевладение, отработки, чересполосица и т. п.) сохранились в России вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Крепостное право, совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости при феодализме. К. п. включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли. «Основной признак крепостного права тот, что крестьянство... считалось прикрепленным к земле, — отсюда и само понятие — крепостное право» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 75—76).
К. п. предполагало наличие достаточно сильной государственной власти, способной реализовать его основные нормы. Поэтому одним из условий возникновения К. п. в полном его объёме было существование централизованного государственного управления (в масштабе всей страны или отдельных княжеств). Чаще всего К. п. возникало в процессе расширения господских хозяйств и барщины, ориентированных на производство с.-х. продуктов для продажи; прикрепление к земле крестьян-барщинников имело при этом целью предотвратить их бегство. В некоторых случаях предпосылкой К. п. было стремление феодального государства прикрепить крестьян к месту уплаты государственных налогов (либо натуральных или денежных оброков в пользу отдельных феодалов).