Если бы мне дали рычаг, которым
Я МОГ БЫ ПЕРЕВЕРНУТЬ МИР,
Я БЫ ЕГО ПЕРЕВЕРНУЛ, НО У МЕНЯ
ЕГО НЕТ, СЛАВА БОГУ!»
1. Это вещи очень тонкие. Я над этим не думал. По профессии своей я не журналист, а художник, романист. Журналистом, главой газеты стал только потому, что изменилась политическая ситуация - рухнула страна, и возникла страшная угроза моим ценностям. Мое личностное, мое мировоззренческое, мое идеальное, мое советское подверглось смертельной угрозе. У меня не было средств вести вооруженную борьбу с Горбачевым. Я полагал, что с этим справятся мои друзья в госбезопасности, что ГКЧП положит предел распаду. Но они не справились, и я оказался без страны, без оружия, с огромным количеством друзей и близких, лишенных государства. Все это побудило меня взяться за перо. Лучше всего умею писать: романы, тексты, и, как оказалось, публицистику. Так и начал писать политические памфлеты, ориентированные на борьбу со злом, которое вижу в лице новых политиков. Постепенно, занимаясь публицистикой политической, абсолютно неэкономической, нетрадиционной и нежурналистской, а писательской, создал политическую газету, потому что ко мне тянулись. Я стал публичным политиком. Сейчас совмещаю в себе несколько ролей: хозяина небольшого, но концерна - газеты, политической машины; активно пишущего политического публициста; сопредседателя Народно-Патриотического Союза России. И эти три роли счастливо сочетаются.
Классические же политические журналисты, такие, как Михаил Леонтьев, являются узкопрофессиональными. Они ангажированы, у них есть заказчик - их политический, идеологический, экономический хозяин. И в этом смысле они являются их слугами. Я в данном случае выпадаю из этой схемы, потому что являюсь хозяином, который заказывает музыку, сам же под эту музыку танцую и, когда возникает возможность
выйти на публичный уровень, выхожу. Для меня политическая журналистика и открытая публичная профессиональная политика едины. Это синтез. Но, мне кажется, это достаточно частный случай. Скорее исключение, потому что сейчас функции журналиста и политика дифференцированы. Бывали такие периоды в нашей недавней истории, когда политические журналисты становились профессиональными публичными политиками. Но время прошло. Сегодня в России политический журналист должен быть резко ограничен в своей публичности. Он ангажирован, он пластически вписан в политический рынок. И если он с такой ролью справляется плохо, а рано или поздно он с ней начинает справляться плохо, скажем, как Сергей Доренко, он уходит и из журналистики, и из политики.
Про идеальные модели я не знаю. Но мне все-таки кажется, что в консервативно-спокойных обществах, двигающихся эволюционными путями, эти две роли — журналиста и политика - должны быть разделены. В России идеальной модели не будет. Она сейчас «щупает» мир, режиссирует, создает модель. Но она эту модель до конца, видимо, не создаст: мы вступаем в период очень быстро меняющихся социальных формаций, и на сломах этих формаций у людей возникают самые странные и неожиданные роли, когда, например, олигарх становится политиком и т. д.
2. В ту пору, которую мы живем, а не в ту гипотетически консервативную и спокойную, политическая журналистика, почти вся, реализуется в контексте очень жестоких информационных войн. Нет информационных машин, которые вбрасывают информацию, о чем-то сообщают, нет педагогической, просветительской журналистики, нет журналистики нравов. Есть журналистика непрерывных информационных войн. В этих войнах сшибаются интересы, и заканчиваются эти войны анигиляцией, когда исчезают целые направления в политике. Сегодня политический журналист - это ландскнехт, воин информационной войны. Чем он профессиональнее умеет истреблять, навязывать образ мысли, диффонировать противника, создавать многоэшелонированные интеллектуально-информационные провокации, подавлять противника, отбивать контратаки, менять направление курса в политике или корпорации, создавать и возвеличивать политических персон или наоборот
их гасить - тем он профессиональнее. И в этом смысле снова назову имя Доренко - он в данном случае чрезвычайно профессиональный человек, это такой спецназ, восхитительный убийца, человек, оснащенный стилетом, который умеет пробивать доспехи на очень большую глубину. Да, это цинично, но в России тот журналист является классным профессионалом, кто с наибольшей эффективностью и успехом ведет информационные войны.
В более спокойные эпохи, в более уравновешенных обществах информационные войны носят скрытый, латентный характер, имеют этические ограничения и их острота притуплена. Но время от времени они вспыхивают. Например, информационная война Америки в период войны в Персидском заливе носила оглушительный, тотальный характер и должна была оглушить американское и мировое общественное мнение. Та же история с бомбардировками Югославии. Но потом эти информационные войны уходят на задний план, и возникают более мягкие формы политического поведения.
Я тоже очень активно участвую в информационных войнах. Я имею свою небольшую газету и, как фанерный истребитель, вылетаю против этих армад. Я такой же воин, как тот же Евгений Киселев, только у меня другие интересы.
3. Пошлость - это бездарность. Это когда предпринимаются усилия на разрушение какой-то политической преграды, и эти усилия неэффективны. Пошлая лексика, низкая энергетика слова, оперирование омертвелыми формами, работа на вытоптанном поле - вот это пошло. Для примера, - мне кажется, что очень вял, неинтересен и тривиален Владимир Познер. Он является примером очень низкой энергетики, старомодных форм взаимодействия с аудиторией. Его передачи очень неэффективны. Мне кажется, что Александр Любимов растратил свой былой молодой пыл, отяжелел, утратил ощущение тонких энергий, он не попадает, у него неверная мимика, он подбирает неверные сюжеты.
Пошлость - это повторение уже известного, это скука, это неумение найти созвучие с чем бы то ни было, ухватить квинтэссенцию явления. В жизни нет пошлости. Изображение гениталий в античной культуре не является пошлостью. Весь вопрос в том, как к этому подойти. Не понимая законов, по
которым их можно изображать, люди впадают в пошлость, неверный стиль. То же самое в политической журналистике. Пошлым является неумение. Послушать тех же правдистских газетчиков, которые сейчас иногда вылезают, как ящеры из своих ущелий, и пытаются формулировать нынешнюю политику. Это уже скучно и пошло. Советская журналистика стала скучной и пошлой, когда она встретила серьезного противника — либеральную журналистику, которая демонстрировала другие методики.
4. Это совершенно не укладывается в мое представление о журналистике, о власти. Никаких ролей и задач у журналиста нет. Журналист должен блестяще писать. Этого маэстро могут пригласить на работу. Например, власть или корпорация, которой нужен блестящий журналист. И сегодня в России не осталось так называемых правозащитных журналистов, которые защищают ценности как таковые. Все журналисты распределены, захвачены теми или иными корпорациями. И оппонирования власти нет, а есть борьба властных групп и их интересов. Поэтому этих функций, о которых вы говорите, у журналистики нет. Они придуманы лабораторно. Есть информационная война. Впервые об этом еще Наполеон сказал, сравнивая парижские газеты с батальонами. И с помощью этих газет создается атмосфера в общественном сознании, которую потом эксплуатируют властные институты. Журналисты теперь играют роль орудий по воздействию на массовое сознание в интересах определенных политических групп.
Я не считаю, что СМИ должны играть роль посредника между обществом и властью. Это сентиментальный подход. Может быть, он сформулирован властью, чтобы закамуфлировать истинное назначение СМИ. Мир должен управляться. И «четвертая власть» здесь, я считаю, - это власть второго параллельного центра. И даже в благополучной Америке. Я был там несколько раз. Там общество власть понимает, в том смысле, что у конформистского среднего класса к ней нет никаких претензий. Это общество насыщено, нереволюционно, ограничено в своих потребностях, очень эгоистично, ему наплевать на процессы в мире, и власть кормит это общество очень дозированной информацией. Если в обществе возникает какой-то момент возмущения, он безжалостно подавляется, сначала информаци-
онно, а потом и силой. Есть группа северных газет, есть газеты либерального направления, обслуживающие интересы республиканцев. Есть другая группа, близкая к южанам, демократам. Но нет газет маленьких, которые бы обслуживали интересы индейцев, черной Америки. Но это же целые людские пласты, они нуждаются в своих информационных машинах, но они не сумели их создать.
5. Я каждую неделю пишу передовицу в свою газету...
Я вижу подавленность народа, я вижу угнетенность народа, я вижу его глубокое уныние, атрофию, отсутствие творчества, самопроявления, неверие в будущее, в Родину, апатию, диструкцию, готовность принять всю эту тьму, которая идет из этих информационных войн. Откройте газеты, посмотрите любую программу: 15 трупов, отравление газом, взрывы, коровье бешенство, мать убила четверых ребят. Если вдруг этого нет, они все равно найдут, что в алтайском селе взорвался баллон газа, в результате сгорела кошка Милка. Вот это отчаяние и безнадежность являются формой подавления нации, и народ в отчаянии. Я своими статьями пытаюсь вложить в людей образы, метафористику, хочу поднять тонус, вернуть народу веру в красоту, в возможность действия, в грядущее. И конечно же, хочу отодвинуть все эти беды, иногда точно стреляя по тем огневым точкам, которые уничтожают мой народ. И в этом задача всей газеты в целом.
6. Что такое «свободен»? Мы же знаем, что человек абсо
лютно несвободное существо. Чем он свободнее и экзистенци
альное, тем он глубже проваливается в свое подполье, где ше
велятся такие бездны, такая тьма самых странных пороков,
ограничений, страхов, что там эта свобода превращается в кош
мар. Если говорить о классической схеме, я не вижу свободной
прессы на Западе, где жесточайшая цензура, запреты на опре
деленные темы, где табуированы целые пласты.
Что касается России... Я не могу говорить за всех. Я нетривиальный в этом смысле человек. Вот, например, «Независимая газета», которая находится на дотации Березовского. Как сноб, как высоколобый интеллектуал Виталий Третьяков* пользуется свободой, но до определенных пределов: когда Бе-
* Интервью с А. Прохановым проводилось до ухода В. Третьякова с поста.
резовскому нужно запустить газету в дело, его воля, модус и формируют эту «независимую» газету. Там нет полной свободы. Моя же газета не получает деньги ни от кого. Она не зависит ни от компартии, ни от банковских структур. Мы бьемся сами. И, казалось бы, я свободен, делаю, что хочу. Но свободен ли я? Свободен ли я от морали, от своих симпатий (от своих антипатий я абсолютно свободен)? Я не думаю. И потом меня ограничивают суды. Я постоянно сужусь, поднимая самые экстравагантные темы, и в том числе табуированный еврейский вопрос.
Но с другой стороны... Мне почему-то кажется, что политический журналист - ангажированный журналист, легионер информационных войн - он должен любить свое дело. И если он любит свое ремесло, пускай оно будет самым ужасным, самым грязным с точки зрения общественной морали, - он свободен. Если ему нравится то, что он делает, и он выполняет эту работу блестяще - внутренне он свободен.
7. Ответственность только перед своими ценностями. Дол
жен быть ценностный ряд (но небесконечный), базовые поня
тия. Причем у всех свои. У меня - Родина, народ.
8. Я думаю, что это важный момент. Этот тандем не под
ходит под классические пары, такие, как художник и модель,
жертва и палач или, скажем, парикмахер и клиент, но это тоже
симбиоз. Иногда в этой паре политический журналист оказы
вается более значительным, чем его суверен. И более того, воз
можны моменты, когда политический журналист, приближен
ный к суверену, может его эксплуатировать и управлять им,
даже во вред этому высокому клиенту. Но что касается симпа
тий-антипатий - среди тех политиков, которым я близок, нет
антипатичных мне, потому что мы сошлись в грозное время и
нас формировали не корыстные интересы, не погоня за удачей.
Нас соединили высокие ценности. На их основе мы сформиро
вались как политическая группа, команда. Причем это боль
шой разброс людей: от Альберта Макашова, Виктора Анпило-
ва, с одной стороны, до Александра Баркашова и Эдуарда
Лимонова, с другой стороны, до Геннадия Зюганова, Геннадия
Семигина и Геннадия Селезнева - с третьей, и еще весь спектр
литераторов - и все они симпатичны мне. Они все пострадали,
но оказались на высоте положения. Иногда возникают размол-
вки. Ну вот, например, с Аманом Тулеевым поссорились. От симпатии перешли к антипатии, потому что мне показалось, что он изменил корпорации, корпоративным ценностям, стал играть не на общее дело, а на себя. Но все-таки область антипатий к моим соратникам очень ничтожна. Все они симпатичны, все пользуются моей поддержкой, и газетной, и личной. Может, это слишком высокопарно звучит, но это род некоего братства.
Что касается личностных оценок на страницах газеты. Ну, а как в рукопашной? Разве есть этика в том, чем сражаться на войне: саперной лопаткой, штыком или грызть зубами? Это беспощадная борьба без правил. Ведь уничтожаются огромные массивы - СССР! С одной стороны - правила игры, а с другой стороны, - государство? Нет! Журналистика будет соблюдать условия игры? Смешно. Она является жалкой функцией тех безумных, страшных процессов, которые происходят в стране и в обществе.
9. Убий (смеется - прим. автора). А на самом деле, мне кажется, что в кодексе политического журналиста главным должна быть верность политической корпорации. Не нужно торопиться продаваться другой корпорации, которая заплатит тебе больше. Иначе происходит девальвация. Игроки, которые гуляют по спортивным клубам, в конце концов перестают быть любимцами. Когда болельщики «Спартака» видят, что их любимого форварда перекупает «Реал», они чувствуют, что их обманули, что это ренегация, предательство. То же самое и в журналистике. Когда журналист убегает из «Московского комсомольца» и переходит в «Новую газету», а потом еще куда-то, происходит девальвация в отношении к нему. Так потерялся Александр Минкин, очень талантливый, кстати, человек.
Поэтому в кодексе журналиста главное, прежде всего, верность хозяину, благодетелю. А изменение взглядов... Как можно поменять взгляды настолько, чтобы сегодня защищать фашистскую Германию, а завтра - великую Америку? Такого не бывает. Взгляды эволюционируют очень медленно. Радикально взгляды меняются только потому, что сумма предложена большая. А люди интуитивно это чувствуют. И потом изменение взглядов - мировоззренческая катастрофа. А человек, переживший катастрофу, - журналист, художник — часто вооб-
ще перестает писать. Например, журналист, который всю жизнь служил ядерной энергетике. После чернобыльской катастрофы, увидев, что три республики стали мутантами, он должен убить себя, а не сразу же перейти в партию зеленых и спасать дельфинов.
10. Во-первых, страх, очень много страхов. Политический
журналист крупного масштаба всегда должен знать, что его
могут убить. В буквальном или переносном смысле. Он нахо
дится под пристальным вниманием своих противников. А у
каждого из нас есть свой андеграунд: свои слабости, пороки,
проступки. Все они так или иначе зафиксированы. На каждо
го политического журналиста есть досье. Поэтому для полити
ческого журналиста первым искушением является искушение
поддаться вот этим страхам. Вторым - поддаться крупным сум
мам, перекупщикам. И третье... Когда ты работаешь очень дол
го, и не достигаешь целей, когда ты видишь, что твои усилия,
как бы страстно ты не работал, ни к чему не приводят, у тебя
может возникнуть либо усталость, апатия, желание все бросить
и уйти, либо, что еще страшнее, имитировать дело. Есть ими
таторы любви, силы. Политический журналист тоже может
имитировать активность, страсть, ярость, ненависть к против
нику, а внутри он уже пуст, сгорел. Вот это тоже искушение.
Все три, на мой взгляд, должны быть журналистом преодоле
ваемы.
11. Впереди очень много бед, тяжелых, страшных момен
тов, которые ожидают Родину довольно скоро. Поэтому в этих
условиях должен появиться такой тип журналиста, которому
удастся избежать всех трех искушений. Я думаю, что будуще
му политическому журналисту будет работать очень интерес
но, хотя он будет действовать в атмосфере напряженной и даже
катастрофической реальности.
12. Своей судьбы я бы пожелал. Пусть они будут такие же
«безответственные», такие же независимые, такие же ограни
ченные в своих возможностях (потому что, если бы мне дали
рычаг, которым я мог бы перевернуть мир, я бы его перевер
нул, но у меня нет его, слава Богу). Я бы пожелал им быть
страстными и адекватными тем катастрофам, которые грядут.
Политика «делается» головой, а не какими-нибудь другими частями тела или души. И все же самоотдача политике, если это не фривольная интеллектуальная игра, но подлинное человеческое деяние, должна быть рождена и вскормлена только страстью. Но полное обуздание души, отличающее страстного политика и разводящее его со «стерильно возбужденным» политическим дилетантом, возможно лишь благодаря привычке к дистанции — в любом смысле слова. «Сила» политической «личности» в первую очередь означает наличие у нее этих качеств.
Макс Вебер
1. Один из самых больших знатоков политики Макс Вебер ут
верждал, что политический журналист — это тип професси
онального политика. Если Вы разделяете это утверждение,
то прокомментируйте реальную роль российского полити
ческого журналиста в реальной политике. Если нет, то что
отличает профессионального политического журналиста от
политика?
2. Дефицит профессионализма обнаруживается в нашей се
годняшней стране во всех сферах деятельности. Как Вы по
нимаете «профессионализм» политического журналиста?
3. Что такое «пошлость» в политической журналистике?
4. Широко распространено представление о том, что полити
ческая журналистика — это «общественный контролер» и
«оппонент» власти и одновременно - «посредник» между
обществом и властью. Посредник же должен работать на
сотрудничество между партнерами. Как совместить оппо
нирование, оппозиционность с необходимостью сотрудни
чества?
5. На какие последствия Вы рассчитываете, обнародуя свой
материал?
6. Для любого журналиста самое сладкое слово — «свобода».
Что такое свобода для политического журналиста?
7. В чем и как проявляется ответственность политического
журналиста?
8. Политический журналист и статусный политик — это еди
ное «политическое существо». Насколько велик фактор лич
ных отношений в работе политического журналиста? Как
Вы справляетесь со своими симпатиями и антипатиями?
9. Если бы Вы писали этический кодекс политического жур
налиста, какие правила сочли бы общими?
10. Какие искушения есть у политического журналиста?
11. Как будет развиваться политическая журналистика в Рос
сии?
12. Пожелали бы Вы моему поколению журналистов своей
судьбы?
Людмила Теленъ, заместитель главного редактора газеты «Московские новости»:
«ОППОНИРОВАНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО -ВПОЛНЕ СОЧЕТАЕМЫЕВЕЩИ»
1. Я думаю, что основное отличие прежде всего в том, что
для журналиста главное - представить объективную картину,
связанную с той или иной проблемой, а для политика важнее его
собственные представления об этом. Для журналиста всегда важ
нее аргументы, система доказательств, система информации. Если
этого в журналистике нет, то она превращается в пропаганду, а
пропаганда есть разновидность профессиональной политики. Для
политического журналиста это очень важно понимать: сейчас он
зачастую переходит грань между журналистикой и пропагандой.
Чтобы эта грань не стиралась, важны несколько моментов: пер
вый - журналисту необходима широкая информация по той про
блеме, о которой он пишет; второй - использование правила «двух
рук», то есть знание, по крайней мере, двух точек зрения, проти
востоящих друг другу по тому или иному вопросу; и третий -
отделение информации от комментария - это непреложное пра
вило, потому что как только факты и комментарии перемешива
ются, мы получаем агитацию и пропаганду.
2. Сейчас, говоря о профессионализме журналиста, преж
де всего надо сказать о существовании заказной журналисти
ки, обслуживании журналистом той или иной политической
силы. По сути такие «профи»-маргиналы выводят себя за рам
ки журналистского сообщества, хотя считают себя журналис
тами по профессии.
3. Пошлость в политической журналистике — это прежде
всего платная ангажированность (именно платная, потому что
если она бесплатная, так сказать, идейная, то это уже не по
шлость, а отсутствие профессионализма). И второе - это исполь
зование фактов личной жизни, которые не должны использо
ваться в публичной деятельности. Добываются эти факты
аморальными методами — подслушиванием, подглядыванием,
сбором сплетен и т. д.
4. Я считаю, что оппонирование и сотрудничество вполне
сочетаемые вещи. Ведь говорят же, что опираться можно толь
ко на то, что сопротивляется. Если журналистика выполняет
роль обслуживания власти, то ни о каком сотрудничестве речи
быть не может. Это и есть обслуживание.
Сотрудничество же проявляется в возможности донести до власти другую точку зрения. Даже если власти не нужно сотрудничество, у СМИ, выполняющих свои функции в полной мере, нет другого выхода, кроме как пытаться достучаться до нее. Посмотрим на Чечню: мы пытаемся достучаться до власти и добиться политического урегулирования этой проблемы. Увы, не получается, но стучаться будем до тех пор, пока не получится. В том числе и методами оппозиционной журналистики. В данном случае происходит некое совмещение ролей. Иногда критические аргументы бывают доходчивее для власти, помогают быстрее до нее достучаться.
5. Максимум того, на что я рассчитываю, - это вдумчивое
отношение читателей к материалу. И необязательно разделять
мою точку зрения. Людей не надо поучать, морализировать,
напротив, нужно стремиться подать факты так, чтобы читате
ли могли сами сделать выводы из прочитанного.
Журналист, предавая факты огласке, всегда решает внутреннюю нравственную проблему, исходя из собственных моральных принципов. Я не часто сталкиваюсь с дилеммами морального характера в своей журналистской деятельности. Мои собственные нравственные ориентиры для меня вполне ясны.
6. Прежде всего, это свободный доступ к информации,
причем к информации на разных уровнях: от политических
деятелей, чиновников, партийных, общественных лидеров; это
открытость информации, которая есть у государства (потому
что государство более, чем кто либо, стремится закрыть свою
информацию); это, наконец, средства, на которые можно суще
ствовать независимым изданиям.
7. Это очень личная категория. Что же касается общере
дакционных заповедей, то в нашей редакции сформулирован
ных не существует, за исключением одной: мы не предоставля
ем слово фашистам и националистам - это исключено в рамках
ведения дискуссии. Все остальные правила не писаны и, может
быть, отчасти не формулируемы, но те, кто работает в редак-
ции, их более или менее себе представляют. Если отвлечься от редакционной практики, ответственность вообще — это прежде всего ответственность перед собой. Ответственность политического журналиста ничем не отличается от этой категории в применении к другим журналистам и вообще к человеку. Ответственность перед собой - свод нравственных обязательств, которые он выполняет на профессиональном поприще.
8. Да, фактор личных связей и контактов очень велик для
политического журналиста, потому что он означает возмож
ность получения информации. Чем больше связей, тем больше
информации. Но здесь всегда есть опасность, которую все по
литические журналисты рано или поздно ощущают. Как толь
ко ты вступаешь в личный контакт, - накладываешь на себя
ряд ограничений. Если ты пользуешься информацией какого-
либо лица и тем более, если ты с ним дружишь, становится
сложнее относиться к нему объективно на страницах газеты.
Полагаю, что никто из политических журналистов не избежал
соблазна симпатизировать кому-то больше, кому-то меньше,
исходя из личных отношений. Все через это проходят, но каж
дый в разной степени. Причем от этого соблазна избавиться
нельзя, надо просто все время отдавать себе отчет, что он суще
ствует.
Зачастую негативная информация о человеке, к которому журналист хорошо относится, не публикуется, чтобы сохранить хорошие отношения. В журналистике в этом отношении существует некий баланс: одни журналисты имеют хорошие отношения с одними политиками, другие - с другими.
9. Прежде всего, правило «двух рук»: выслушивать в спо
ре и одну сторону, и другую. Объективная реальность всегда
предполагает существование разных точек зрения. Чтобы избе
жать тенденциозности, всегда следует представлять точку зре
ния своего оппонента. Второе - не пользоваться информацией,
почерпнутой из сомнительного источника. Если такая инфор
мация представляет общественный интерес и есть настоятель
ная необходимость предать ее гласности, не будучи уверенным
в ее достоверности, - это обязательно нужно оговорить в тек
сте. Читатель должен понимать степень достоверности такой
информации. Третье правило - разделять факт и комментарий,
делать это открыто, чтобы читатель мог понять, где факт, а где
чье-то мнение. Четвертое - исключить для себя аморальные способы получения информации: подслушивание, подглядывание, кражу документов.
10. Морализаторство. Политические журналисты грешат
этим в достаточно большой степени. Они пытаются научить
читателя, навязать ему свою точку зрения. Это исторический
грех нашей журналистики: слишком долго мы существовали в
условиях не журналистики, а идеологии. Тогда как журналист
должен выстроить систему аргументов и фактов в своем мате
риале так, чтобы подвести читателя к тому или иному само
стоятельному выводу. Если он этого не умеет, - он не профес
сионал.
11. К сожалению, последние несколько лет отечественная
политическая журналистика развивается в очень опасном на
правлении. Заказные публикации, обслуживание предвыборных
кампаний, грязные технологии оказывают на нее очень мощное
воздействие. Мне кажется, что эти тенденции нарастают.
12. Да, безусловно. Потому что мое поколение журналис
тов испытало фантастические перемены: пришли журналисты
при советской власти, ощутили все «прелести» ее журналисти
ки и, наконец, получили возможность свободно работать, смог
ли оценить контраст. Те, кто придет после нас, уже будут дру
гими людьми. У них не будет разного социального опыта,
материала для сравнения. Мы были счастливы и потому, что
имели эту возможность сравнивать. А те проблемы политичес
кой журналистики, о которых я говорила, - мне кажется, это
болезни роста демократии вообще, а не только журналистики.
Поэтому, если демократия будет развиваться поступательно,
они будут постепенно преодолеваться журналистами.