Политическая стабильность в Америке до Гражданской войны
Представление о проблеме самоусиления институтов15 сможет дать знакомство с механизмами, определявшими политическую стабильность в Америке в период до Гражданской войны. Исследователи американской политики того времени в качестве объяснительной парадигмы используют преимущественно понятия политической культуры. Л. Харц, в частности, доказывает, что большинство американцев верили в право частной собственности, в рынок и в ограниченную власть правительства, особенно, когда речь шла об удаленном от них общенациональном правительстве (Hartz, 1955). Эти идеалы разделяли даже те, кто не обладал собственностью, отчасти полагая, что либо они сами, либо их дети когда-нибудь ею обзаведутся. В качестве второго примера исследователи «новой политической истории» ссылаются на этнокультурные подходы: эти ученые подчеркивают, что большинство американцев больше заботились о местных проблемах, чем об общенациональных (Silbey, 1985).
Акцент, делаемый на взаимоотношениях американской политической культуры с действительными ограничениями власти правительства, по всей вероятности, появляется в связи с таким имплицитным предположением: если почти все избиратели разделяют какое-то убеждение относительно правительства, значит, именно это убеждение определяет на практике это взаимоотношение. Период до Гражданской войны в Соединенных Штатах характеризовался федерализмом с ограниченным общенациональным правительством, поскольку значительные ограничения его полномочий отражали взгляды большинства граждан.
К сожалению, в специальной литературе не уделяется достаточного внимания механизмам, предполагаемым этой имплицитной посылкой, что в значительной мере усложняет понимание связей между гражданскими ценностями и деятельностью правительства. Взгляды и позиции американцев сложились не сами по себе. Хотя большая часть американцев того времени придержива-
14 По этому вопросу см.: North, 1990; Ordeshook. 1993; Weingast, 1995b.
15 Сразу хотелось бы отметить, что ни одно краткое обсуждение этой сложной проблемы, вокруг которой уже давно ведутся ожесточенные дебаты, не может быть достаточно убедительным. В данном случае целью автора является лишь показ механизма применения данной концепции. Более детальное рассмотрение этой проблемы см.: Weingast, 1995a.
лась сходных представлений о правительстве и собственности, по отдельным политическим вопросам их взгляды различались настолько существенно, что это привело к борьбе за контроль на уровне общенационального правительства. Эти различия преимущественно сводились к проблемам экономического характера, таким, как тарифы; кроме того, противоположные взгляды на рабовладение могли оказать глубокое воздействие на экономическое развитие Юга. Общий консенсус относительно ограничения власти общенационального правительства не мог защитить американцев от возникновения потенциальных разногласий по отдельным проблемам.
Открытым остается вопрос о том, что именно на протяжении всех этих лет обусловливало сохранение федерализма, почему ограничения федерализма приводили к самоусилению позиций чиновников на национальном уровне? Как нам представляется, на долю институтов приходилась задача обеспечения и поддержки федерализма, особенно общенационального правительства, существенно ограниченного в своих действиях. В дальнейшем во время Гражданской войны целая сеть институтов укрепляла федерализм в его стремлении к самоусилению.
Рассмотрим это на примере нескольких кризисных эпизодов того периода. В начале XIX в. в политическом курсе национального правительства обозначилась серьезная проблема. В ходе войны 1812г. экономическая политика правительства нанесла торговым интересам Северо-Востока значительный ущерб, и в конце 1814 г. представители этого региона созвали в Хартфорде конференцию по вопросу о выходе из федерации. Хотя этого не произошло (вскоре после проведения конференции война закончилась), сама конференция отразила глубокую озабоченность представителей Северо-Восточного региона законностью политических решений, принятых на конституционной основе16.
Аналогичное событие произошло несколько лет спустя. В 1818 г. предложение о принятии в Федерацию Миссури без соответствующего статуса штата привело к очередному кризису. Северяне, опасавшиеся засилья южан в общенациональном правительстве, выступили за предоставление Миссури таких пpaв при условии отмены там рабовладения. Поправка прошла в палате представителей, когда большинство населения поддержало инициативу северян, однако была забаллотирована в сенате, где южане имели равное представительство и наложили вето на предложение северян.
Выход из кризиса нашли на основе «Миссурийского компромисса». В соответствии с ним было установлено «правило равновесия», определявшее территориальную экспансию и государственность, предоставлявшее права штатам на основе равного представительства в сенате Севера и Юга. Правило равновесия не только предоставляло каждому региону право вето на проведение
несоответствующей его интересам политики, оно стало основным принципом национальной политической жизни в годы, предшествующие Гражданской войне (Roback, forthcoming; Weingast, 1995). В 20—30-е годы XIX в. это правило послужило основой для создания двухпартийной системы; именно благодаря ему в 50-е годы прошлого столетия потерпели крах два проекта Демократической партии: акт Канзас—Небраска 1854 г. и попытка предоставить Канзасу права рабовладельческого штата в 1858 г.
16 Эта конференция была отнюдь не единичным явлением в те или иные периоды до Гражданской войной практически в каждом штате находились люди, выступавшие за выход из состава федерации.
Важно также отметить, что правило равновесия в значительной степени определило основы американского федерализма. Хотя большая часть американцев опасалась навязчивого вмешательства в их дела со стороны общенационального государства, его федералистская структура утвердилась по нескольким причинам. Ряд кризисных ситуаций накануне Гражданской войны показал, что одни региональные силы могли использовать в своих интересах общенациональное государство в ущерб другим. Явно выраженное стремление американцев к ограничению сфер влияния общенационального государства не защитило их от потенциальных нарушений правительством принципов федерализма, поскольку существовавший общий консенсус не распространялся на многие конкретные проблемы, в частности, на рабство. Напротив, настроения и предпочтения американцев и общепринятое правило равновесия привели к самоусилению именно этой формы федерализма с общенациональным государством, имеющим ограниченные властные полномочия.
Правило равновесия эффективно дополняло согласие американцев, придерживающихся различных политических взглядов и симпатий: если кто-то получает возможность контролировать общенациональное правительство, то другие тоже хотят иметь такую же возможность. Система вето, предоставленная регионам, введенная в соответствии с правилом равновесия, стала, таким образом, основополагающим элементом в деле сохранения ограничений общенационального правительства. Эта система одобряла лишь такую политику, которая поддерживалась подавляющим большинством населения страны. Более того, правило равновесия носило самоусиливающийся характер. Пока оно продолжало действовать, каждый регион обладал достаточной властью для того, чтобы предотвратить попытки его изменения.
Чтобы убедиться в силе этого правила, рассмотрим впечатляющие результаты его применения в вопросе о рабовладении. За счет предоставления южанам в сенате права вето в делах общенациональной политики, правило равновесия дало им возможность препятствовать инициативам, направленным против рабства. Таким образом, правило равновесия стало главным условием для самоусиления философии о правах штатов, поддержавшей федерализм в период создания двухпартийной системы. Эта версия федерализма предоставляла штатам право самим решать проблемы рабовладения, обеспечивая его сохранение на Юге без опасений посягательств общенационального правительства. Эпизодические успехи инициатив, направленных против рабовладения в палате представителей, где северяне имели большинство, свидетельствуют о том, что при отсутствии у южан права вето, выдвигавшиеся в этом направлении предложения вполне могли бы обрести силу национальной политики17. Двойственный характер системы вето был гарантией сохранения ограниченных функций общенационального правительства.
Подводя итог, можно сказать, что такие институты, как правило равновесия, были необходимы для функционирования и сохранения американской
17 Противоречия, связанные с определенным равновесием Севера и Юга его нарушением в 50-е годы XIX в., явились одной из предпосылок Гражданской войны (Weingast, 1995a). Нарушение этой системы не только оставило южан беззащитными; быстрое развитие Севера привело к усилению требований установления «мажоритарного правления», грозившего Югу утратой какого бы то ни было влияния на общенациональное правительство. Само по себе это обстоятельство вряд ли может объяснить стремление южан к выходу из федерации и тем более причины разрушительной Гражданской войны. Однако оно стало однимиз главных факторов назревания кризисной ситуации.
федеративной системы в период, предшествовавший Гражданской войне. Самоусиление общенационального правительства с ограниченной властью было основано не только на предпочтениях граждан; несколько раз в этот период региональные интересы угрожали доминирующему положению общенационального правительства в пользу региональных целей. Когда северяне, имевшие большинство в палате представителей, выступали с инициативами, подрывавшими позиции рабовладения, южане налагали на них вето в сенате. Таким образом, двойственный характер системы вето способствовал тому, что политика, соответствующая интересам отдельных регионов, не имела успеха. «Правило равновесия» стало основным институциональным механизмом, поддерживавшим федерализм, не только потому, что оно сохраняло в отдельных штатах существовавшие там представления об их правах и об ограниченных функциях общенационального правительства, но и потому, что привело к их самоусилению.