Петровский штандарт, украшающий ботик Петра Великого
Под первым флагом молодой Петр плавал в Архангельске, где заложил несколько военных кораблей. Затем царь отбыл в Москву, а перед отъездом свой «струг», на котором плавал, «со всею снастью корабельною», в том числе и с флагом, оставил архангельскому архиепископу Афанасию. Флаг был поставлен в кафедральном соборе на высоком древке – флагштоке – и хранился там 200 с лишним лет, а потом по Высочайшему повелению был привезен капитан‑лейтенантом Петром Ивановичем Белавенцем в Петербург и доставлен в Морской музей. «Флаг сделан из особой флажной материи („флагдуха“), из которой делаются все флаги и сейчас. Полотнище его, представляющее квадрат по 6 аршин в стороне, имеет три горизонтальных полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. Полосы равной ширины. На флаге вшит из той же материи, захватывая все три полосы, желтый орел. У него на груди масляною краской нарисован красный щит с изображением святого Георгия Победоносца. Святой Георгий белый, на белом коне, колет золотым копьем зеленого змия, поворот фигуры „церковный“, т. е. в правую сторону щита».[29]
Почти в одно время с полосным бело‑сине‑красным флагом появляется флаг для частных коммерческих судов – из белой тафты с черным двуглавым орлом посередине. Во всяком случае об этом флаге в 1693 году царь сообщал в грамоте Тиммерману, который принимал участие и в строительстве кораблей в Воронеже, начавшемся после завоевания Азова. В Воронеж в 1696 году были «призваны из Англии и Голландии искусные мастера», которые досконально знали «архитектуру и управление корабельное».
По прибытии из Голландии в Россию царь оснастил соответствующим образом построенный в 1701 году под его руководством и по его чертежам 58‑пушечный корабль «Предестинация» («Божье предвидение»), снабдив его бело‑сине‑красным флагом.
Трехполосный флаг на военном корабле «Предестинация»
Петр I принимал непосредственное участие в составлении проектов знамен и даже делал их черновые наброски. В его бумагах сохранилось много указаний, написанных собственною рукою, и зарисовок опять‑таки с собственноручными подписями. К концу 1699 года (по другим данным – к 1700 году) относится рисунок Петра на черновом указе Емельяну Ивановичу Украинцеву, русскому послу, который был отправлен в 1700 году в Стамбул для заключения перемирия с Османской империей. На рисунке изображен трехполосный флаг, а на полосах рукой царя написан их цвет: «белое, синее, красное». Под этим флагом (без двуглавого орла) поплыл Е. И. Украинцев на 46‑пушеч‑ном корабле «Крепость», сделанном русскими мастерами‑корабелами под командой голландца – капитана Петра Памбурга. Направив в Стамбул хорошо оснащенный военный корабль, Петр I хотел представить Россию перед Османской империей в новом качестве – как мощную морскую державу.
На этом же рисунке показан проект другого флага – также трехполосное полотнище, но оно пересекалось косым Андреевским крестом. Ко времени появления рисунка был учрежден первый русский орден – орден Андрея Первозванного.[30]
Андреевский флаг
Вышеозначенными рисунками не ограничивается флаготворческая деятельность Петра I. Можно привести еще два примера подобных рисунков, сделанных царем. В его бумагах хранятся два карандашных наброска, выполненные в 1701 году. На первом рисунке изображен флаг, на полотнище которого располагается двуглавый орел без щитка на груди, без скипетра и державы, но, похоже, под императорской короной. Вокруг орла – цепь ордена Андрея Первозванного. Второй рисунок представляет собой полотнище стяга, разделенное на три продольные полосы по три герба в каждой; в центре – двуглавый орел, а вокруг него в шахматном порядке расположены эмблемы провинций (по две каждой): астраханская, сибирская и предположительно, архангелогородская эмблема. Рисунок четвертой фигуры неясен. Оригинальна трактовка в двух вариантах сибирской эмблемы. С архангелогородской же эмблемой вообще встречаемся здесь впервые.
Петра I морские флаги привлекали особенно, он составил их более тридцати. Царь постоянно разрабатывал разные варианты соединения Андреевского креста с полосным флагом.
В начале Северной войны многие знамена, созданные для морских судов и впоследствии использованные ими, употреблялись и в сухопутных баталиях. Андреевский флаг – белое полотнище с косым голубым крестом – в это время также применяли и сухопутные войска, но постепенно (примерно с 1707 года) он прочно, на века, утверждается в российском военном флоте.
В 1700 году под Нарвой войска Петра I потерпели поражение. Шведы взяли в плен 79 русских офицеров, в том числе 10 генералов, а также много русских флагов. Они еще в начале XX века хранились в Стокгольме: голубые, белые, черно‑розовые полотнища с белыми, синими и розово‑черными Андреевскими крестами. Среди них было и большое, площадью примерно 6 кв. м, бело‑сине‑красное знамя с золотым двуглавым орлом посередине и воинским снаряжением под ним.
После первых побед в Северной войне в начале ХVIII века царь решил упорядочить применение различных знамен и флагов. Во всяком случае 20 января 1705 года именной указ царя повелевал: «На торговых всяких судах, которые ходят по Москве‑реке, и по Волге, и по Двине, и по иным по всем рекам и речкам ради торговых промыслов, быть знаменам по образцу, каков нарисовав, послан под сим Его Великого Государя указом. А иным образцом знамен, оприч того посланного образца, на помянутых торговых судах не ставить». Речь шла о полосном бело‑сине‑красном флаге.
Здесь следует заметить, что в петровские времена к создаваемым морским и военным флагам не относились как к государственным в нашем сегодняшнем понимании. Не заблуждался в оценке трехполосного морского петровского флага и П. Белавенец, который привез его из Архангельска. «По‑видимому, – писал он, – флаг этот был первым стандартом (в нынешнем значении этого слова), который когда‑либо поднимал русский самодержец на судне». Современники были согласны с ним, считая, что трехполосный флаг и «стандарт во образе креста святого Андрея» «потребны для морского хода», но вовсе не претендуют на роль общегосударственного и национального, чего и сам Петр Великий не имел в виду при их составлении.
В напечатанной в Киеве в 1709 году таблице «Изъявление морских флагов», отредактированной царем и снабженной его комментариями, около бело‑сине‑красного флага подписано: «Обычайно торговых и всяких российских судов флаг». Действительно, в записи от 1 мая 1710 года Юст Юль, датский посланник в Петербурге, указывал: «Все прочие обыкновенные суда: флейты, галиоты, ладьи и так называемые карбасы, назначенные к отправлению под Выборг с провиантом, орудиями, боевыми припасами, несут трехполосные бело‑сине‑красные флаги и красные флюгарки». Как видно на гравюрах петровского времени, изображавших морские баталии Северной войны, корабли продолжали украшаться полосными флагами, а вымпелы в военно‑морском флоте на кораблях и галерах сохраняли бело‑сине‑красные цвета в течение всего ХVIII века.
В Таблице флагов 1709 года первым на рисунке показан «штандарт росийской» на золотом полотнище черный двуглавый орел под тремя коронами (цвета обозначены при помощи геральдической штриховки). В клювах и в лапах орел держит карты четырех морей, которые «покорились» Российскому государству. Штандарт «состроен» в самом начале ХVIII века, ибо хорошо датируется присоединением четвертой карты. Таким образом, царский штандарт содержит и желтый (золотой), и черный цвета.[31]
Ранее орел держал в клювах и лапе карты трех морей, к которым Россия имела выход. Получив в результате побед над Швецией выход на Балтику, Петр I добавил к предыдущим и четвертую карту. Петру I приписывают и собственноручное описание штандарта: «Штандарт, черный орел в желтом поле, яко Герб Российской Империи, имея три короны: две королевских и одну Империальскую, в которого грудях святой Георгий с драконом. В обеих же главах и ногах 4 карты морских: в правой главе Белое море, в левой Каспийское, в правой ноге Палас Меотис (Меотийское озеро – Азовское море), в левой Синус Финикус (Финский залив) и пол Синуса Ботника (Ботнический залив) и часть Ост‑Зее (Балтийское море)». Датчанин Юст Юль сообщает следующие сведения о царском штандарте: «Как известно, англичане считают себя (хозяевами) четырех морей – кватор мариум. Чтобы походить на них и в этом, царь завел себе большой желтый русский штандарт, который при всяком торжестве развевается над Петербургской крепостью. На штандарте изображен царский черного цвета герб и четыре моря по одному в каждом углу в знак того, что царь – владыка четырех морей».
Юст Юль несколько лет жил в России, был лично знаком с царем и, как все иностранцы, пристально следил за его действиями в отношении новшеств в атрибутике, пытаясь объяснить их и предугадать дальнейшие политические и военные шаги Петра I. Однако вряд ли он и другие иностранцы до конца могли понять ментальность русского царя, который, заимствуя за рубежом различные новшества «для блага России», в то же время оставался сыном своего православного Отечества, почитающим духовные и исторические традиции предков. Не случайно, как отмечалось выше, в собственноручном примечании к рисунку Андреевского флага, помещенному в Таблице флагов 1709 года, Петр I счел нужным объяснить смысл рисунка нового флага: «Флаг белой чрез которой синей крест Святого Андрия того ради, что от сего Апостола прияла Россия святое крещение».
25 февраля 1711 года в Успенском соборе Московского Кремля в присутствии Петра I был отслужен молебен «на умоление Божьей помощи и победы на миронарушителей и врагов христианского имени». Перед этим в соборе прочитали царский манифест о разрыве с Турцией и объявили народу о войне против врагов имени Христова. Были освящены и знамена, как это делалось при царе Алексее Михайловиче и при отправке в Крымский поход в 1687 году князя Василия Васильевича Голицына. Тогда на церемонии присутствовал и малолетний Петр. Теперь же перед собором стояли два петровских гвардейских полка – Преображенский и Семеновский, которым вручили большие, красного шелка знамена. На их полотнищах красовалась надпись «За имя Иисуса Христа и христианство», а в углу у древка помещался крест в сиянии, окруженный надписью «Сим знаменем победиши» – девиз, встречавшийся на воеводских прапорах еще в ХVII веке.
Петровский штандарт по своим цветам был аналогичен «цесарскому», что не является случайным, ибо, вопреки колебаниям западных держав в отношении признания за Петром I титула императора, сам он считал себя ровней по рождению крупнейшим европейским монархам, в том числе императору. Об этом напоминало известное ему с детства «Родословие пресветлейших и вельможнейших великих московских князей и прочая и всея России непобедимейших монархов», которое прислал в 1673 году его отцу Лаврентий Хурелич – герольдмейстер и советник австрийского императора Леопольда I.
Хотя торжественная церемония поднесения царю титула Петра Великого, отца Отечества и Императора Всероссийского состоялась после окончания Северной войны и заключения Ништадтского мира 22 сентября 1721 года, практически прославление его в этом качестве началось после славных побед над шведами еще в конце первого десятилетия ХVIII века.
Одним из главных пропагандистов петровских побед и преобразований стал блестящий оратор и публицист Феофан Прокопович, которого Петр I призвал из Киева в Петербург в 1716 году. В своих проповедях тот всячески публично «рекламировал» знаменитые деяния Петра, достойные присвоения ему титула Императора Всероссийского.
Петр I, занятый постройкой русского флота и созданием регулярной армии, как бы отодвинул на время проблемы символики, хотя явно был неравнодушен к внешнему оформлению своей государственной и личной власти. Об этом свидетельствуют, в частности, печати с императорской короной, вырезанные по его приказанию после ощутимых побед в Северной войне, когда он еще не был провозглашен императором. К разработке атрибутов власти русского государя, безусловно, имели отношение сведущие в этом люди, например, Яков Вилимович Брюс, один из образованнейших сподвижников царя, а также товарищ Герольдмейстера граф Ф. Санти. Последний, как уже отмечалось, в 1722 году начал заниматься геральдическим оформлением и описанием государственной печати и государственного флага согласно принятым в Европе правилам. Но в связи с болезнью, а затем и кончиной Петра I многие «задумки» не были осуществлены.
Во всяком случае, ни о каком государственном флаге в «Описании коронации» супруги Петра I Екатерины Алексеевны не упоминается. Короновал ее венцом императрицы сам Петр I. Коронация произошла 7 мая 1724 года в Успенском соборе в Москве. Ее церемониал разработан, по всей видимости, Ф. Санти, «герольдмейстером», как он назван в «Описании».