На пути к государственному флагу (XVIII в.)
Петровские преобразования коснулись разных сторон жизни России. Многие преобразования были связаны с личными увлечениями Петра I, став как бы продолжением его детских забав – привязанности к ремеслам и увлечения военным делом. Но ни с чем не может сравниться страсть Петра I к мореплаванию и кораблестроению. В результате многолетних реформ он преобразовал русскую армию и создал российский флот. И в армии, и во флоте были кардинально изменены или созданы вновь важнейшие, с точки зрения царя, атрибуты, к которым относятся и знамена. При введении новшеств, ориентируясь на европейскую армию и особенно флот, Петр I не считал для себя зазорным перенимать то, что, по его мнению, способствовало лучшему претворению в жизнь его грандиозных замыслов.
Знамена и прапоры. XVIII в.
В первые годы правления он использовал печати с огромным титулом и многочисленными эмблемами, которые достались ему от отца, но затем титул сократился, а печати изменились. Он сохранил и знамена, появившиеся еще до его рождения, а некоторые «строил» заново, но в подражание прежним. К ним относится, например, гербовое знамя 1696 года из красной тафты с изображением золотого двуглавого орла и фигур святых. Оно и форму имеет старую – с центральной частью и откосом однако в лапах орел держит копья, увитые лентами, а под орлом изображено море с парусными кораблями. Очевидно, знамя изготовлялось ко второму Азовскому походу.
Австрийский дипломат Иоганн‑Георг Корб, составивший «Дневник путешествия в Московию», так описывал стяг, виденный им в один из праздников в Москве: «Против ограды, где митрополитом совершалось водосвятие, воздвигнут был столб. На этом столбе стояло с государственным стягом то лицо, которого счел достойным этого почета царский выбор… Стяг этот – белый, на нем сияет вышитый золотом двуглавый орел». Петр I сохранил этот флаг и использовал его впоследствии в Полтавской битве.
Но в то же время многие гравюры петровского времени, изображающие взятие Азова (походы 1695–1696 годов), свидетельствуют, что на российских кораблях развевались и совсем иные флаги – крестовые и полосные, подобные тем, что украшали суда европейских морских держав.
Начало созданию корабельных стягов в правление Петра Великого положили его юношеские увлечения корабельным делом. В 1688 году шестнадцатилетний Петр нашел старый английский ботик, принадлежавший ранее Никите Ивановичу Романову Отремонтировать, спустить на воду и управлять ботиком – «дедушкой русского флота» – Петра научили голландцы, жившие в Немецкой слободе, и прежде всего Франц Тиммерман. Первые уроки производились на реке Яузе – притоке Москвы‑реки. Но на узкой Яузе ботик все время упирался в берега, поэтому плавание перенесли сначала в село Измайлово на Просяной пруд, а потом на Плещеево озеро близ Переславля‑Залесского. Здесь в 1689 году под руководством голландских мастеров были построены еще три корабля. Таким образом, науку кораблестроения и оснащения кораблей Петр I постигал с «азов» под руководством голландских мастеров, признанных в те годы лучшими корабелами. Кроме Ф. Тиммермана, был еще корабельный мастер голландец Карстен Брант, к тому же лекарем Петра в это время также был голландец – ван дер Гульст. Неудивительно, что юный царь обучился и голландскому языку, что так помогло ему впоследствии в Голландии, куда он прибыл с Великим посольством овладевать корабельным мастерством в начале августа 1697 года.
Флаги Петровского времени
Впервые Петр I увидел море в 1693 году в Архангельске. Здесь он познакомился и с настоящими морскими кораблями – английскими, голландскими, немецкими. Каждый имел флаг или страны, или порта приписки, или торговой компании. Это были яркие разноцветные стяги, без каких‑либо надписей и картин Священного писания, так непохожие на те, что видел царь в своем Отечестве,
Известно, что уже в свой первый приезд в Архангельск царь плавал по Северной Двине и вышел в Белое море на яхте под флагом, похожим на увиденные им. Какие же это были флаги? Большинство из них описано в так называемой «Книге о флагах» голландца Карла Алярда, выпущенной в Амстердаме и переведенной на русский язык по распоряжению Петра I в 1709 году – это флаги многих стран и городов, в частности и те, под которыми плавали суда, прибывавшие в Архангельск.
В это издание включено и описание флагов «его царского величества Московского». Первый флаг, как пишет Алярд, «разделен на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавой орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным святым Георгием без змия». Второй стяг царя Московского также имеет полосы – белую, синюю и красную, а эти полосы «прорезаны» синим святого Андрея крестом. Наконец, третий флаг – квадратное полотнище с прямым синим крестом, первая и четвертая четверти – белые, вторая и третья – красные. Все эти флаги существовали уже до 1705 года, когда книга издавалась в Амстердаме.