Причины поражения Киевской Руси в борьбе
С монголо-татарскими захватчиками в ХIII в.
Единой русской армии не существовало; ополчения древнерусских земель противостояли монголам поодиночке |
Рядовые русские ратники были «пешцами» (пехотой), монголы же традиционно воевали верхом |
Высокая скорость конного боя у монголов была непривычна для русских |
Русские войска значительно уступали монголам в численности |
Жесточайшая дисциплина, царившая в монгольском войске со времени Чингисхана, четкое деление монгольского войска, взаимосвязь командования, умелое руководство боя |
Тактика русских сводилась в основном к обороне городов и крепостей, монголы же в силу кочевого образа жизни как не создавали сами укрепленных центры, так и не оставляли гарнизонов в уже захваченных, предпочитая сражаться на открытой местности, где располагали преимуществом |
Деморализующая роль неизвестного ранее на Руси способа командования монгольским войском из удаленной от места боя ставки: русским воинам казалось, что монголами командуют невидимки, и они паниковали |
Влияние монголо-татарского нашествия
На социально-экономическое развитие Руси
Многочисленные жертвы среди мирного населения | Обращение пленных в рабство | Разрушение сельскохозяйственных угодий, выжигание пашен, угон скота | Миграция крестьян в северные регионы (во Владимиро-Суздальскую Русь) |
Упадок ремесла, строительства и сельского хозяйства |
Ускорение процесса феодализации Руси
Благодаря татаро-монгольскому игу
Жертвы среди мирного населения, введение дани | Миграции |
Резкое падение уровня доходов древнерусской знати | Распад вервей – древнерусских крестьянских общин |
Обнищание крестьянства | Потребность в недвижимом имуществе |
Потребность в покровительстве и поддержке со стороны феодалов | Захват земель представителями знати в феодальную собственность |
Появление и быстрое развитие института феодальной вотчины |
Характер монголо-татарского ига (1243–1480)
Политическая
сфера •
Экономическая
сфера •
Духовная
Сфера
Последствия ига
Для Руси
Комментарии
В 1243 г. в степных низовьях Волги Батый основал государство Золотая Орда. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, степи от Волга до Дуная. Формально русские земли не вошли непосредственно в состав территории Золотой Орды, но Владимиро-Суздальская, Новгородская, Муромская и Рязанская земли признали верховную власть (сюзеренитет) великого хана Золотой Орды. В русские земли были направлены баскаки, потребовавшие от князей явки к Батыю с изъявлением покорности. Оставшийся старшим среди владимиро-суздальских князей Ярослав II Всеволодович (правил в 1238–1246) первым отправился в Орду на поклон хану Батыю. Он вынужден был подчиниться языческому обряду ордынцев – пройти между двух огней и под «игом» (скрещенными копьями) поклониться тени Чингисхана. Совершив этот обряд и получив из рук хана ярлык (грамоту-право) на великое княжение, князь признал свое вассальное (подчиненное) положение по отношению к правителю Золотой Орды. Так было установлено золотоордынское, или монголо-татарское, иго, которое продолжалось до 1480 г. Суверенного, политически независимого, самостоятельного государства на русских землях, на политической карте Европы не стало.
Монголо-татары осуществили перепись населения в русских землях, собирали дань («выход»), религиозный, чрезвычайные и другие налоги. Через налоговую систему изымался не только прибавочный, но и необходимый продукт. Из русских земель были изъяты золотые и серебряные деньги, наступил длительный «безмонетный» период, когда в денежном обращении использовались суррогаты – обломки монет, ракушки, шкурки пушных зверей и т. д. Во время карательных экспедиций в русские земли (около 50 за время ига) гибли люди, материальные ценности. Население росло медленно. В монгольский период экономика русских земель оказалась в состоянии стагнации (застоя). На десятилетия прекратилось строительство храмов. Исчезли десятки ремесленных специальностей. У русских людей резко упала заинтересованность в результатах труда.
Монгольское иго повлияло на развитие русской цивилизации. Некоторые относят домонгольскую Русь к западному цивилизационному типу, послемонгольскую – к восточному типу цивилизации. Многие называют российскую цивилизацию евразийской. Часть авторов считают российскую (русскую) цивилизацию уникальной и единственной хотя бы в силу геополитического положения и исторической судьбы.