Проактивная и реактивная реакция человека.

1. реактивное поведение — когда мы просто приспосабливаемся к событиям, которые создаются другими людьми вокруг

2. проактивное поведение — когда мы сами создаем события в своей жизни.

Люди с проактивным мышлением — это люди, которые понимают, что только они ответственны за свою жизнь, что никто другой не имеет на нее такого влияния, как они сами. И даже если обстоятельства складываются не так, как они хотят, то у них всегда есть выбор, как отреагировать на эту ситуацию и продолжить действовать исходя из новых условий.

Люди с реактивным поведением — это люди, которые считают, что их жизнь создают другие люди и обстоятельства. Они обычно во всем винят окружение, говорят, что вот если бы не это и не то, то было бы по-другому. Они всегда заложники внешних сил. Когда у них спрашиваешь, почему не получилось что-то сделать, всегда найдется крайний, из-за которого все сорвалось. Эти люди не принимают ответственность за свою жизнь и за то, что в ней происходит. Они из тех, кто бегут от мира и боятся, что их задавит.

Проактивность означает действовать самому, а не быть объектом воздействия. Причем под действием понимается не только создание обстоятельств, а и выбор реагирования на то, что уже произошло.

Когда случается какое-то неприятное или тяжелое событие в нашей жизни, у нас всегда есть выбор, как мысленно отреагировать на него: либо начать жалеть, сетовать на судьбу и все вокруг, почувствовать себя жертвой и впасть в уныние; либо увидеть, что можно сделать с ситуацией, начать искать выход или просто принять, что ситуация произошла, но она не имеет влияния на вашу самооценку и восприятие себя.

Как можно определить реактивного человека от проактивного?

Это легко увидеть, если посмотреть, как человек реагирует на новые поставленные задачи или сложившиеся обстоятельства.

Реактивный человек сразу начнет искать оправдания, почему задачу нельзя выполнить, искать подтверждения невозможности исполнения, делать все, чтобы избежать хоть малейшего действия.

Проактивный человек сразу начнет искать возможности решения поставленной задачи, а если это окажется сложным, то все равно продолжит варианты движения, главное, что он никогда не сложит руки и не скажет «Ну, так сложилось».

Пример.

Обстоятельства: Выросли цены на бензин.

Реактивный человек говорит: Я не могу позволить себе ездить на машине, потому что выросли цены, теперь мне это не по карману, как всегда правительство только и делает, что наживается на простых гражданах, а зарплату не повысили и т.д и т.п. Итог — машина в гараже, он ездит на общественном транспорте, при этом постоянно бубнит и жалуется на несправедливость.

Проактивный человек говорит: Так, цены выросли, теперь добираться на работу будет дороже. Что я могу сделать, чтобы продолжить ездить на машине? Как я могу поступить в этой ситуации? Я могу попробовать начать больше зарабатывать, могу найти себе попутчика, чтобы разделить траты, могу попробовать поговорить с начальником об оплате транспортных расходов, могу… и начинает придумывать еще варианты. Либо же он может решить, что теперь пора просто пересесть на велосипед. Либо придумает еще какой-нибудь выход. Главное, что в любом случае он будет понимать, что сам выбирает свои дальнейшие действия и мысли.

Если резюмировать, то реактивные люди мыслят словами «Это все потому что …», проактивные люди мыслят вопросами «Как? Что я могу сделать?»

Тема реактивного и проактивного мышления очень обширна. О ней можно и нужно рассказывать много. О том, почему люди мыслят реактивно и что от этого они получают, что позволяет людям быть проактивными, какие есть основы, на которых строится проактивность, с помощью каких способов можно развить проактивность в себе.

Сегодня мне было важно положить начало этой теме, возможно, даже побудить вас задуматься о том, какое поведение больше свойственно вам. Ведь если вы собираетесь создавать свою жизнь, начинать новую, то это можно сделать только в том случае, если вы мыслите и действуете проактивно, если понимаете всю важность ваших действий и принимаете ответственность за свой выбор.

Можно сказать, что слоганом проактивного человека будет «Создаю свою жизнь». (И это будет правдой, потому что он сам активно создает все события и обстоятельства.)

В то время как у реактивного — «Приспосабливаюсь к жизни, которую за меня создали другие».

Что бы в жизни ни происходило, вы всегда можете выбрать, как реагировать на это, как воспринимать — как трагедию или как возможность.

Обратная связь.

Говоря простыми словами, обратная связь – это наша словесная или бессловесная реакция на поведение партнёра. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и структуру коммуникативных способностей человека. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонне направленным: обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена управленческой информацией.

Существует два основных типа обратной связи:

-Сознательная – это когда мы сознательно посылаем сигналы слушателю и воспринимаем сигналы от него, интерпретируя тем или иным образом.

-Бессознательная– это та информация, которая проходит вне сознательного разума (дыхание, поза, тон и тембр голоса и другие).

Обратная связь также заметно повышает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя сторонам подавлять шум. Шумом называют все то, что искажает смысл. Определенные шумы присутствуют всегда. Поэтому на каждом этапе обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Разновидностями шума являются коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры:

1) неправильное восприятие– когда люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта;

2) неправильная психологическая установка — стереотип мышления, предвзятое мнение, осложненные взаимоотношения, отсутствие внимания и потерей интереса;

3) неумение слушать собеседника (Как показали исследования, управляющий слушает лишь с 25% эффективностью);

4) неправильное понимание невербальной информации (она происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные дополнительные преграды для понимания);

5) плохая обратная связь (обратная связь важна, т.к. дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, которое вы ему изначально придали).

Наши рекомендации