Охрана окружающей среды как объект регионального управления. Нормативные правовые основы управления охраной окружающей среды.
Первоочередные меры по формированию и реализации экологической политики в регионах:
– проведение открытых региональных пресс-конференций на тему «Проблемы в сфере природопользования и экологии и пути их решения»;
– разработка, принятие и введение в действие региональных законов «О наилучших доступных технологиях в сфере охраны окружающей среды»;
– создание региональных инжиниринго-инновационных центров по разработке и внедрению ресурсосберегающих, энергоэффективных и экологически эффективных технологий;
– восстановление муниципального экологического контроля посредством передачи части полномочий региона в органах муниципального самоуправления (принятие региональных законов о муниципальном экоконтроле);
– установление со стороны региональных правительств компетентного квалифицированного контроля с оценкой эффективности региональных министерство и ведомств природоохранного профиля, утверждение для них показателей эффективности экоконтроля и управления природоохранной деятельностью, организация поддержки экополитики со стороны иных министерств и ведомств, научных организаций;
– обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, формированию и расходованию выделяемых на экологию бюджетных средств;
– разработка и внедрение критериев публичной оценки эффективности деятельности территориальных подразделений регионального природоохранного органа;
– проведение ежегодного конкурса «Экологически чистый район»;
– составление интерактивной ГИС-карты экологического состояния территории региона с целью учета социально-экологических факторов при формировании программ социально-экономического развития региона, создание регионального фонда результатов инженерно-экологических изысканий;
– привлечение органов муниципального самоуправления к контролю за администрированием платежей за негативное воздействие на окружающую среду, обеспечение 100%-го учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и учета и расходования собранных средств в рамках республиканских и муниципальных целевых программ;
– внесение в положения о региональных министерствах (департаментах) природопользования и экологии функции поддержки предпринимательства, осуществляемого в целях охраны окружающей среды (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
– внесение в положение о министерствах (департаментах) ЖКХ регионов функции организации управления твердыми коммунальными отходами;
– создание при губернаторах экспертного совета по природопользованию, экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности;
– введение в практику обязательных общественных экологических слушаний по намечаемой хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством (ст. 12, ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», Положение об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) намечаемой хозяйственной деятельности»);
– создание и содействие деятельности общественных советов при природно-ресурсных и экологических органах, стимулирование общественных инициатив, привлечение населения к общественному экоконтролю;
– введение в штат региональных правительств отдельной должности зампремьер-министра по вопросам природопользования, экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.
На региональном уровне управления охраной окружающей среды ведется представительными и исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами указанных выше специально уполномоченных ведомств.
На всех уровнях разработка обязательных для исполнения предписаний по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, возложена на органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Они же осуществляют согласование разрешений на все основные виды природопользования.
На промышленных объектах для управления охраной окружающей среды (ООС) создаются отделы охраны природы (охраны окружающей среды) либо их функции выполняет какое-либо подразделение предприятия (например, отдел главного механика). Во всех случаях негативные воздействия на атмосферу, гидросферу и почвы должны ограничиваться и необходимо вести постоянный производственный контроль за состоянием этих сред.
Основой управления охраной окружающей среды являются законодательные и подзаконные акты, рассмотренные выше, которые предполагают единую систему управления в стране, а также международное сотрудничество в области охраны природы. Управление ООС базируется на информации, получаемой системой мониторинга окружающей среды. Эта система состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной малоизмененной природой. В системе различают три уровня: санитарно-токсический, экологический и биосферный.
Санитарно-токсический мониторинг - наблюдение за состоянием качества окружающей среды, главным образом за степенью загрязнения природных ресурсов вредными веществами и влиянием этого процесса на человека, животный и растительный мир, а также определение наличия шумов, аллергенов, пыли, патогенных микроорганизмов, неприятных запахов, сажи; контроль за содержанием в атмосфере оксидов серы и азота, оксида углерода, соединений тяжелых металлов, за качеством водных объектов, степенью загрязнения их различными органическими веществами, нефтепродуктами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
Экологический мониторинг - определение изменений в экологических системах (биогеоценозах), природных комплексах и их продуктивности, а также выявление динамики запасов полезных ископаемых, водных, земельных и растительных ресурсов - производится органами Росгидромета РФ и Минприродресурсов РФ.
Биосферный мониторинг осуществляется в рамках глобальной системы мониторинга окружающей среды (ОСМОС) на базе международных биосферных станций, восемь из которых располагаются у нас в стране.
В 2000 г. в РФ введен социально-гигиенический мониторинг, контролирующий, кроме среды обитания, состояние здоровья населения, а также социальные факторы: условия труда, быта, включая климатические условия, качество питания, водоснабжения и т. п. Его организация возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Его проведение - на Росгидромет РФ, Минздравсоцразвития РФ Федеральные органы исполнительной власти и ряд других ведомств.
Министерство здравоохранения и социального развития изучает динамику заболеваний в регионах в зависимости от изменения состояния окружающей среды, контроль которой осуществляют территориальные органы Росгидромета РФ, Федеральные службы по экологическому, техническому и атомному надзору и Федеральные службы по защите прав потребителей и благополучия человека (сан-эпидемнадзор).
Локальный санитарно-токсический мониторинг реализуется в городах и населенных пунктах, на автодорогах и на отдельных предприятиях. Правила контроля состояния окружающей среды установлены стандартами системы стандартов «Охрана природы». ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
Они устанавливают три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (под-факельные). Стационарный пост предназначен для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ и регулярного отбора проб воздуха для последующих анализов; маршрутные - для регулярного отбора проб воздуха в фиксированной точке местности при наблюдениях, которые проводятся по графику последовательно во времени в нескольких точках. Передвижной (подфакельный) пост необходим для отбора проб дымовым (газовым) факелом.