Закрепление полномочий в отраслевом законодательстве РФ за субъектами РФ

Разграничение полномочий в отраслевом законодательстве осуществлено федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, а также федеральными законами, принятыми с целью совершенствования разграничения полномочий от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ, от 29 декабря 2006 года №258-ФЗ, от 18 октября 2007 года №230-ФЗ.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий" установлены две "новые" формы разграничения полномочий - участие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в исполнении полномочий РФ и участие органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в финансировании исполнения полномочий РФ.

Федеральным законом №122-ФЗ в августе 2004 года органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ были лишены права учреждать высшие учебные заведения. В декабре 2005 года это право в отношении органов местного самоуправления восстановлено Федеральным законом №199-ФЗ, а в отношении субъектов РФ нет. Вместе с тем осталось неясными конституционно-правовые основания для лишения субъектов РФ права учреждать высшие учебные заведения.

В статьях 14-16 Федерального закона №131-ФЗ определены вопросы местного значения, которые отнесены к ведению (компетенции) органов местного самоуправления. Формулировки данных вопросов составлены таким образом, что правоприменители часто задаются вопросом: решение каких вопросов из данных перечней является обязанностью органов местного самоуправления, а какие вопросы органы местного самоуправления вправе решать самостоятельно?4

Федеральными законами от 29 декабря 2004 года №199-ФЗ, от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ данные статьи дополнены рядом вопросов местного значения. Некоторые из данных дополнений вполне обоснованы и внесены в связи с тем, что были упущены в первоначальной редакции Федерального закона.

12. Благоприятный инвестиционный климат: юридическое, экономическое и организационное содержание понятия. Правовые, экономические, административные, маркетинговые и другие механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Закрепление полномочий в отраслевом законодательстве РФ за субъектами РФ - student2.ru

Закрепление полномочий в отраслевом законодательстве РФ за субъектами РФ - student2.ru

Закрепление полномочий в отраслевом законодательстве РФ за субъектами РФ - student2.ru

Закрепление полномочий в отраслевом законодательстве РФ за субъектами РФ - student2.ru

Органы государственной власти субъекта РФ и их полномочия в управлении регионом. Конституционные, уставные, законодательные основы построения организационной структуры регионального государственного управления

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ и осуществляет иные полномочия.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это:

o утверждение программ социально-экономического развития региона;

o установление налогов и сборов и порядка их взимания по предметам ведения субъекта;

o установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, отчетности о расходовании средств этих фондов;

o управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;

o утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;

o установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;

o установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;

o проведение выборов в органы местного самоуправления;

o деятельность органов местного самоуправления субъекта РФ;

o определение административно-территориального устройства и порядок его изменения;

o утверждение схемы управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

1)утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; заключение и расторжение договоров субъекта РФ;

2)устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом; налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения; система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ;

3)регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительная власть в субъектах РФ - часть единой государственной власти РФ. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

o разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;

o осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

o разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ на утверждение законодательному органу проекта бюджета и программ социально-экономического развития и обеспечение их исполнения;

o формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

o управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;

o вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

o осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов РФ.

В компетенцию высшего должностного лица субъекта РФ входят:

а) представительские полномочия (представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ);

б) законотворческие полномочия (обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом власти субъекта РФ; участвует в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган на первое заседание ранее срока, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ;

в) управленческие полномочия (формирует высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с его законодательством и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

г) координационные полномочия (в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями);

д) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Например, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает члена Совета Федерации. Будучи членом Государственного совета - совещательного органа при Президенте РФ, участвует в формировании государственной политики РФ, естественно, лоббируя при этом и интересы своего региона.

Механизм демократического государственного управления функционирует на основе принципов законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина; разделения власти; федерализма; гласности; профессионализма; гуманизма и нравственности. В РФ перечисленные принципы закреплены конституционно и это во многом определяют признаки этого механизма:

1. Целостность и организационная упорядоченность. Механизм государственного управления - это целостная, функционально и во многом иерархически упорядоченная система государственных органов организаций, предприятий и учреждений, которая обеспечивается единством государственной власти, единым правовым полем и едиными принципами организации и деятельности всех входящих в нее структур, едиными задачами и стратегическими целями;

2. Наличие властных полномочий. Каждый структурный элемент механизма государственного управления наделен соответствующими властно-управленческими и/или исполнительскими полномочиями по решению отнесенных к его компетенции вопросов;

3. Базовая структурная составляющая механизма государственного управления - государственный орган. Создаются они и функционируют в установленном законом порядке, наделены соответствующими полномочиями осуществлять функции государства, обладают правом издавать правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. Государственные органы тесно связаны между собой на началах субординации, координации и разделения власти в рамках механизма «сдержек и противовесов»;

4. Наличие ресурсов, средств и орудий обеспечения, необходимых для эффективной управленческой деятельности, прежде всего, материально-финансовой базы из средств государственного бюджета.

Конкретные очертания механизма государственного управления зависят от многих факторов, прежде всего от а) стратегических интересов общества, целей и задач государства, ценностной направленности его внутренней и внешней политики; б) уровня экономического развития и финансовой мощи страны; в) формы государства, характера политического режима и сложившегося стиля управления; г) интеллектуально-кадрового, этнокультурного и духовного потенциала народа; д) внешней среды. Если государство ставит своей целью проведение агрессивных захватнических войн, расширение своей территории, то организация государственного механизма управления приобретает авторитарный, подчас тоталитарный характер. И наоборот, демократический политико-правовой механизм необходим лишь тому государству, которое ориентируется на мирное существование с другими государствами, социальное процветание и правовую защиту граждан, на эффективную экономику и политическую самостоятельность.

Наши рекомендации