Порядок назначения и правила исчисления пенсий сотрудников федеральных государственных служб

Постановление Правительства РФ «Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан»[24], а также постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» устанавливают особенности для данной категории граждан»[25].

В связи с этим актом по заявлению федерального служащего, имеющего право на пенсию за выслугу лет, руководителем федерального органа, в котором федеральный служащий замещал должность перед увольнением, оформляется представление о назначении пенсии за выслугу лет.

Обращение за назначением пенсии за выслугу лет, перерасчетом ее размера может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию за выслугу лет, перерасчет ее размера без ограничения каким-либо сроком.

Государственный служащий подает заявление о назначении пенсии за выслугу лет в уполномоченный орган. К заявлению о назначении пенсии за выслугу лет прилагаются справка о размере денежного содержания государственного служащего, справка о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначении пенсии за выслугу лет, справка органа, назначающего трудовую или иную пенсию, о назначенной (в том числе досрочно) пенсии с указанием закона, в соответствии с которым она назначена, копия решения об освобождении от должности государственной службы, копия трудовой книжки, копии иных документов, подтверждающих стаж государственной службы.

Справки о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, оформляются кадровой службой государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением. В случае реорганизации или ликвидации государственного органа, в котором государственный служащий проходил государственную службу непосредственно перед ее прекращением, указанные справки оформляются кадровой службой того государственного органа, которому в соответствии с законодательством переданы функции реорганизованного или ликвидированного органа.

Форма заявления о назначении пенсии за выслугу лет и справок о размере денежного содержания государственного служащего и о периодах государственной службы и иных периодах замещения государственным служащим должностей, включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет, устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и прилагаемых к нему документов осуществляет их проверку, определяет размер пенсии за выслугу лет и принимает решение о ее назначении либо об отказе в ее назначении, о котором письменно уведомляет государственного служащего. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет должно быть мотивировано. Решение об отказе в назначении пенсии за выслугу лет может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Форма решений уполномоченного органа о назначении пенсии за выслугу лет либо об отказе в назначении пенсии за выслугу лет устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа. Документы, связанные с назначением государственному служащему пенсии за выслугу лет, формируются в отдельное пенсионное дело государственного служащего, которое хранится в уполномоченном органе.

Пенсия за выслугу лет назначается государственному служащему с первого числа месяца обращения за ее назначением, но не ранее дня, следующего за днем прекращения им государственной службы и назначения ему трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсия за выслугу лет выплачивается уполномоченным органом одновременно с трудовой пенсией по старости (инвалидности) посредством ее доставки через организации почтовой связи либо зачисления на банковский или иной указанный государственным служащим счет. Расходы, связанные с организацией доставки пенсии за выслугу лет через организации почтовой связи либо с зачислением ее на банковский или иной указанный государственным служащим счет, осуществляются за счет средств федерального бюджета.

В случае замещения государственным служащим, получающим пенсию за выслугу лет, государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата ему пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей на основании соответствующего решения уполномоченного органа. Форма указанного решения уполномоченного органа устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Государственный служащий, получающий пенсию за выслугу лет и назначенный (избранный) на одну из выше указанных должностей, обязан в течение пяти дней со дня такого назначения (избрания) письменно известить об этом уполномоченный орган. Форма указанного письменного извещения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.

При последующем освобождении государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, от государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной службы, муниципальной должности или должности муниципальной службы выплата государственному служащему пенсии за выслугу лет возобновляется уполномоченным органом со дня, следующего за днем освобождения от соответствующей должности, на основании его заявления, к которому прилагается копия решения об освобождении от должности.

Выплата пенсии за выслугу лет государственному служащему, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, прекращается на основании соответствующего решения уполномоченного органа со дня назначения ему указанных пенсии за выслугу лет или ежемесячного пожизненного содержания, или установления дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения.

В случае смерти государственного служащего, получавшего пенсию за выслугу лет, ее выплата прекращается уполномоченным органом с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть государственного служащего.

При повышении в централизованном порядке размера денежного содержания по соответствующей должности государственной службы, размер назначенной государственному служащему пенсии за выслугу лет на основании его заявления подлежит перерасчету уполномоченным органом. В случае отсутствия соответствующей должности государственной службы перерасчет производится исходя из увеличения размера денежного содержания по аналогичной должности в государственном органе, в котором государственный служащий проходил государственную службу.

Финансирование пенсий за выслугу лет производится за счет средств федерального бюджета.

Пенсия за выслугу лет и пенсия по старости назначаются пожизненно.

Порядок индексации установлен в постановлении Правительства Российской Федерации «Об индексации пенсий федеральных государственных служащих».

Пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Пенсии индексируются[26]:

- при централизованном повышении должностных окладов (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов (денежного вознаграждения);

- при централизованном повышении иных денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, - на средневзвешенный индекс повышения одной или нескольких таких выплат, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

Индексация пенсии производится путем индексации размера среднемесячного заработка федерального государственного служащего, из которого исчислялась пенсия, на соответствующие индексы, и последующего определения размера пенсии исходя из размера проиндексированного среднемесячного заработка.

При индексации пенсии с применением индекса повышения должностных окладов (денежного вознаграждения) размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 проиндексированного должностного оклада (0,8 проиндексированного денежного вознаграждения).

При индексации пенсии с применением средневзвешенного индекса повышения одной или нескольких денежных выплат, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации в состав денежного содержания федеральных государственных служащих, размер проиндексированного среднемесячного заработка, из которого определяется размер пенсии, не может превышать 2,8 должностного оклада, примененного при исчислении размера пенсии по состоянию на день, с которого производится индексация по данному основанию[27].

Для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, где требуются дополнительные материальные и физиологические затраты, размеры проиндексированных пенсий увеличиваются в установленном порядке на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания граждан в указанных районах (местностях).

Индексация пенсий производится со дня повышения в централизованном порядке денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.

Существующая практика показывает, что вопросами представления федеральных государственных гражданских служащих к назначению пенсий, по инвалидности, за выслугу лет и по слу­чаю потери кормильца занимаются кадровые службы государственных органов, учреждений, организаций и предприятий[28].

Для ведения этой работы назначают­ся специальные работники, ответственные за подготовку пенсионных докумен­тов и своевременное представление их в территориальные органы Пенсионно­го фонда.

Право на государственную пенсию по инвалидности имеют сотрудники органов внутренних дел, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

В соответствии с законодательством РФ инвалиды службы в органах внутренних дел, в зависимости от причины инвалидности, подразделяются на следующие категории[29]:

- инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных служебных обязанностей. К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного ч. 1 ст. 18 указанного закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

- инвалиды вследствие заболевания, полученного в период службы, лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, либо заболевания, не связанного с использованием служебных обязанностей. Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением служебных обязанностей лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

В условиях создавшейся чрезвычайной ситуации, когда затруднено представление документов о стаже, заработке и др., Пенсионный фонд рекомендует в случае гибели кормильца обратиться в Управление ПФР по месту проживания (в т.ч. временно) со всеми имеющимися документами. Иждивенцам целесообразно будет назначить социальную пенсию, т.к. количество необходимых документов в этом случае минимально. Для восстановления требуемых документов работники ПФР готовы оказать необходимое содействие. Одновременно будет начата работа по выбору другого варианта пенсионного обеспечения – установления трудовой пенсии с оказанием всей необходимой помощи в представлении документов о стаже и заработке.

Общие правила установления пенсий по случаю потери кормильца следующие. В случае смерти кормильца, на иждивении которого находились нетрудоспособные члены семьи, производится назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» либо «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[30].

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в твердом размере и не зависит от продолжительности стажа и размера заработка умершего.

Социальная пенсия назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

К заявлению о назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца должны быть приложены следующие документы[31]:

- удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству лица, на которое назначается пенсия (паспорт);

- о смерти кормильца (свидетельство о смерти);

- подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцам (на детей – свидетельство о рождении).

Заключение

Исследование правового регулирования пенсионного обеспечения государственных служащих Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы:

1. Социальная защита населения - это деятельность органов государства, местного самоуправления, организаций по предоставлению гражданам из бюджетов всех уровней, социальных внебюджетных фондов, средств организаций денежных выплат, натуральных выдач и услуг с целью предупреждения, смягчения или устранения отрицательных последствий различных жизненных обстоятельств.

2. Труд государственных служащих характеризуется важностью решаемых ими задач по управлению государством, а также повышенными нервно-психологическими нагрузками. Это обусловливает возможность и необходимость особого правового режима социальной защиты государственных служащих

3. Социальная защита государственных служащих представляет собой деятельность органов государства, организаций по предоставлению государственным служащим из федерального бюджета и (или) бюджетов субъектов РФ, социальных внебюджетных фондов денежных выплат, натуральных выдач и услуг с целью компенсации ограничений, установленных в сфере государственной службы, поддержания достаточного уровня материальной обеспеченности служащих и членов их семей, а также обеспечения эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей.

4. Система социальной защиты государственных служащих - это система взаимодействующих и взаимосвязанных денежных фондов, органов и учреждений, субъектов обеспечения, видов обеспечения и нормативных правовых актов. Структурными элементами рассматриваемой системы являются следующие подсистемы: финансирования; управления; субъектов обеспечения; видов обеспечения; правовая.

5. Нормативные правовые акты о социальной защите государственных служащих составляют комплексное образование. Поэтому возникающие в данной сфере общественные связи входят в предметы различных отраслей российского права (трудового, права социального обеспечения, гражданского, финансового, административного).

6. Говоря о проблемах охраны труда государственных служащих, следует отметить появление такого опасного для здоровья управленческих работников явления как «синдром информационной усталости». Однако работникам, применяющим по роду своей деятельности персональные компьютеры, какие-либо льготы законодательством не предусмотрены. Очевидно, существует необходимость в установлении таких льгот

7. С принятием Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» решены не все проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих за выслугу лет. Представляются необоснованными те положения Указа Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих»[32] и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые могут быть оценены как ограничения прав государственных служащих. Речь идёт о лишении права на пенсию за выслугу лет и ежемесячную доплату к пенсии лиц, прекративших государственную службу по собственному желанию, да и уволенных за какие-либо нарушения с их стороны. Нельзя также признать обоснованными требования Указа Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» о замещении должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением как условие возникновения права на пенсию за выслугу лет и ежемесячную доплату к пенсии. Все эти положения, на наш взгляд, противоречат ч. 3 ст.55 Конституции РФ и должны быть отменены.

8. Кроме того, и Указ Президента РФ «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих» и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» рекомендуют органам государственной власти субъектов РФ установить пенсии и ежемесячные доплаты государственным служащим субъектов РФ за счёт собственных средств субъектов Федерации. На наш взгляд, в этой части и названные выше нормативно-правовые акты противоречат ст.71 Конституции РФ, согласно которой регулирование прав и свобод человека и гражданина находится в ведении РФ. Помимо этого, законодательно закреплено право всех государственных служащих, как федеральных, так и субъектов РФ, на пенсию за выслугу лет, назначаемую в соответствии с Федеральным законом.

9. Представляется, что право на пенсию за выслугу лет государственных служащих субъектов РФ должно быть закреплено Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

10. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» фактически не закрепил право гражданских государственных служащих на пенсию по инвалидности. В статьях 15 (п.1 п.п. 7) и 19 этого Закона речь идет лишь о праве на пенсию за выслугу лет и на пенсию по случаю потери кормильца. Представляется необходимым внести в эти статьи положения, касающиеся права государственного служащего на пенсию по инвалидности. Тем самым будет достигнуто необходимое соответствие между Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

11. Поскольку Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» конкретно не определил, какие органы будут назначать пенсии федеральным государственным служащим, целесообразно, на наш взгляд, создать единый федеральный государственный орган, который бы осуществлял полномочия по назначению и выплате пенсий государственным служащим, с соответствующими территориальными органами в федеральных округах.

Наши рекомендации