Теория солидаризма в праве
>
Основоположником и наиболее известнымпредставителем теории солидаризмав нраве был французский юрист Л.Дюги (первая треть XX в.). В качествеосновных положений, на которыхбазировалось егоучение, Л. Дюги выдвигалдва: человек—- существо,сознающее свое положение; чело-иск — существообщественное, он не можетжить обособленно. Общество функционирует лишь благодарясолидарности, которая соединяетиндивидов. Из этого положенияДюги делал вывод оналичии неизменной нормы (принципа) солидарности: «поступай солидарно».Никто не должен нарушать норму солидарности: не делать ничего, чтонаносит ущерб солидарности, аделать лишьто, что содействуетсолидарности. Принцип солидарности постоянен, хотя его содержание и меняется вместе с изменением общественнойжизни. Онявляется основой правопорядка и государственной организации. С развитием разделениятруда, отмечалДюги, люди становятся более зависимы другот друга (рабочий — от капиталиста, капиталист — отрабочего и т. д.), апотому солидарность должна развиваться и укрепляться.На основе идеи солидарности в обществестихийно складываются различные социальныенормы, в том числе и правовые.
Право, по мнению Дгоги, не создается государством. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выявляет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности, и формулирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства, выше законодателя. Если государство издает правила, противоречащие солидарности, то
они не будут соблюдаться, не войдут в число социальных норм. Право — это нс инструмент политики государства. Оно выражает не волю какого-либо класса, а солидарность различных социальных групп. Существование государства обусловлено разделением труда и необходимостью установления и формулирования права, выражающего солидарные интересы. Разделение на правящих и управляемых есть также следствие стремления сильных, энергичных индивидуумов использовать свою энергию на охрану социальных норм, организацию общественной реакции на их нарушение,
Дюги выступал противсубъсктивных прав, заменяя их социальной функцией. Рабочий и капиталист не имеют субъективных прав, они обладают лишь определенными социальными функциями, которые призваны осуществлять «святую солидарность» и обеспечивать «счастливую гармонию». Частная собственность —- нс право капиталиста, а необходимая социальная функция, без которой немыслимо общество.
Идея о социальной функции частной собственности воспринята конституциями ряда развитых стран. Например, в Конституции ФРГ (ст. 14) записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общему благу».
Эта идея была бы полезна для России, где идет перераспределение собственности, созданной общим трудом миллионов. в пользу немногих. Важно, чтобы частная собственность, возникающая в результате перераспределения, использовалась бы не только для извлечения прибыли, но и в общесоциальных целях.
Теория солидаризма актуальна и в другом отношении. Она лежит в основе политики социального, классового сотрудничества, активно внедряемыми разными политическими силами. Эта идея начинает воплощаться и в России. Примером этому служит и подписание Договора об общественном согласии, заключение тройственных соглашений (правительство, профсоюзы, работодатели).
13.7. «Социологическая юриспруденция»
В противоположность позитивизму представители социологического направления — «социологической юриспруденции» — обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации. Поэтому иногда это направление именуется функционализмом. Значительную роль
в становлении социологической юриспруденции сыграло движение «свободного права». Его представители (Е. Эрлих, Г. Канторович, Ф. Жени и др.) противопоставляли «живое право» праву в законах. «Живое право» создается «союзами». Каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей, утверждает Е. Эрлих, создают свое право. Государственные предписания — это лишь малая часть права, его основную массу составляет «живое право».
Отсюда вытекало, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписания устарели. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Таким образом обосновывалась свобода судейского усмотрения (отсюда и движение «свободного права»). Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем, наделяли его правотворческой функцией.
Наибольшее распространение «социологическая юриспруденция» получила в США. Ее философским истоком является, как правило, философия прагматизма (действия, практики), согласно которой истинно то, что полезно, а применительно к праву — правомерно то, что полезно. Право — полезная практика. «Социологическая юриспруденция» переносит центр тяжести с вопроса, что такое право, на то, как оно действует, что с его помощью достигается. Роль законов принижается, право растворяется в других социальных фактах, уравнивается с иными социальными нормами, с право-примснительными актами и т. п.
«Социологическая юриспруденция» разнообразна по своим оттенкам. Одно из ее направлений — институционализм. Его представители исходят из той реальности, что в обществе наряду с государством существуют другие институты (организации), каждый из которых якобы создает свое право. Крайнее проявление правового нигилизма — школа «реалистов». Умеренные реалисты еще придают какое-то значение законам, а радикальные считают закон пустым сосудом, который судья может заполнить чем угодно.
Марксистская теория права
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная
воля. По этимпризнакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как разновидность позитивизма.Однако волевой характер права отмечалиеще древнеримские юристы. Отличительной особенностью марксистскойтеории являетсято,что государственная воля,выраженная в праве, носит классовый характер.Это воляэкономически и политическигосподствующего класса (рабовладельцев,феодалов, буржуазии, пролетариатаили всего народа в социалистическом праве).
Другой важной чертойэтой теории являетсяположение о том, что указанная воля — не. произволопределенного класса, а содержание ее предопределено материальнымиусловиямижизнисоответствующего класса, общества в целом.
Однако материальными, производственнымиотношениями (базисом) содержание праваобусловлено лишьв конечном счете. На правооказывают влияние и многие другиефакторы (соотношение классовых сил, традиции,мораль, правосознание,политика и т. ц.), а потомуоно относительно самостоятельнопо отношению к экономике. В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, даи другихотношений, выступает в качествеважного фактора стабилизации и развития общественных отношений.
Марксизм выдвинул такжегипотезу об отмирании государстваи права.