Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Полетаева, В.И. Голубович и др. Мн., 1996. С. 243-245.

Документ № 3

Кризис 1929-1932 гг. и особенности его проявления во Франции

(…) Осенью 1930 г. несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался по 1935 г. включительно. Падение промышленного производства наметилось в конце 1930 г. и было не таким быстрым, как в США и Германии, но зато более длительным. В развитии кризиса во Франции можно выделить два наиболее тяжелых периода: 1932 и 1935 гг. Так, в 1932 г. объем промышленного производства сократился на 44 % по сравнению с 1930 г. и на 4 % по сравнению с 1913 г. После оживления 1933-1934 гг. кризис вновь обострился. В 1935 г. темпы промышленного производства на 4 % отставали от темпов 1930 г. За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства до 80, выплавка чугуна и стали почти на 50 %. Сократилось производство автомобилей, цветных металлов, алюминия, цинка. В тяжелом положении находилась текстильная промышленность, которая еще с середины 20-х гг. переживала хроническую недогрузку предприятий и застой.

Внешняя торговля за годы кризиса уменьшилась более чем в 2 раза. Не выдерживая конкуренции Англии, США и Германии, Франция уступала свои позиции на внешних рынках. Внутренняя торговля также была нарушена. Резко снизились цены на пшеницу, ячмень, овес, шерсть, сахар. Импорт и экспорт сократились на 65 % от уровня 1930 г. В области кредитно-денежного обращения наступление кризиса ознаменовалось крахом банка Устрика - одного из крупнейших во Франции. Затем последовал ряд других банкротств. Мелкие вкладчики были ограблены на сумму не менее 3 млрд. франков. От кризиса сильно пострадало крестьянство. Доходы сельского хозяйства в 1934 г. составили 17 млрд. франков против 44,8 млрд. франков в 1929 г. Вследствие неуплаты долгов, налогов и арендной платы массовый характер приняла продажа имущества крестьянами. Многие мелкие крестьяне, гонимые нуждой, оставляли свои хозяйства и уходили в города. Намного ухудшились материальные условия жизни рабочих. В добывающей промышленности общая сумма заработной платы рабочих с 1930 по 1934 г. уменьшилась на 38 %. Десятки фабрик и заводов бездействовали. В стране росла армия безработных. Число безработных в 1935 г. превысило 1 млн. человек. От кризиса очень пострадали средние слои городского населения: доходы мелкой городской буржуазии с 1929 по 1934 г. снизились на 30 %, разорились более 100 тыс. мелких торговцев. Очевидно, что кризис нанес Франции большой экономический ущерб. Однако он выполнял и важные оздоровительные функции, прежде всего, поразил архаичные, неэффективные звенья экономики, ускорил ее структурную перестройку на базе последних достижений науки и техники и явился важнейшим историческим рубежом между стихийным, классическим и современным высокоорганизованным капитализмом.

Выход из создавшегося тяжелого положения французское правительство искало на путях реформирования экономики, используя уже известную теорию английского экономиста Кейнса. Сторонников государственного управления экономикой называли дирижистами. Правительство предоставило предприятиям «защищенного сектора», прежде всего ВПК, государственные заказы и кредиты, обеспечило им налоговые и таможенные льготы. Крестьянам государство выплачивало премии за сокращение посевных площадей, уничтожение части урожая. Была разработана и социальная программа помощи безработным. Государственное регулирование проводилось в рамках рыночной экономики при соблюдении принципа частной собственности и затрагивало в основном государственный сектор. Это регулирование помогло избежать экономической и социальной катастрофы, реформировать классический капитализм, придать существующей экономической системе социальную направленность.

Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Полетаева, В.И. Голубович и др. Мн., 1996. С. 2284-285.

Документ № 4

Вестминстерский статут

11 декабря 1931 г.

Вестминстерский статут 1931 г. - акт парламента Великобритании установивший правовое положение доминионов (фактически независимое государство в составе Британской империи) и их взаимоотношения с Великобританией. Таким образом, была создана правовая база Британского содружества наций (в настоящее время Содружество наций).

Этот парламентский акт ввёл в силу решения конференций Британской империи 1926 и 1930 гг. о полной самостоятельности доминионов во внутренних и внешних делах и об их равенстве с Великобританией. При этом Великобритания ещё сохраняла за собой фактический контроль над внешней политикой доминионов. Подтверждая суверенитет доминионов, Вестминстерский статут указывал, что законы Великобритании не могут распространяться на доминионы без их согласия. Отменялось также положение, при котором закон доминиона считался недействительным, если он противоречил законам Великобритании.

1. В этом Акте термин «доминион» означает любой из сле­дующих доминионов, то есть, доминион Канада, Австралийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское Свободное Государство и Нью-Фаундленд.

2. (1). Акт о действии колониальных законов 1865 г., не дол­жен применяться к какому-либо закону, принятому парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта.

(2). Ни один закон и ни одно положение закона, изданные пар­ламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта, не будут считаться недействительными или не имеющими силы на осно­вании того, что они противоречат закону Англии, или положениям любого ныне действующего или будущего Акта парламента Соеди­ненного Королевства, или любому указу, предписанию или распоря­жению, изданному на основании любого такого Акта, и в правомочие парламента доминиона будет входить право на отмену любого тако­го Акта или на внесение поправок к нему, на отмену любого такого указа, предписания или распоряжения или внесения к ним поправок, постольку поскольку они являются частью закона доминиона...

11. Несмотря на положение Акта о толковании, 1889 г., термин «колония» не будет в каком-либо Акте парламента Соединенного Королевства, принятом после вступления в силу настоящего Акта, включать доминион, или провинцию, или штат, составляющий часть доминиона.

Приложение

Великобритания и доминионы.

Комиссия придерживается того мнения, что ничего нельзя было бы выиграть, пытаясь составить конституцию для Британской им­перии. Ее разбросанные на большом протяжении части имеют весь­ма различные свойства, весьма различную историю и находятся на весьма различных стадиях эволюции; в то же время, рассматривае­мая как одно целое она не поддается классификации и не имеет действительного сходства с какой-либо другой политической орга­низацией из существующих ныне или когда-либо возникавших.

В ней есть, однако, один важнейший элемент, который с чисто конституционной точки зрения ныне... достиг своего полного раз­вития, — мы разумеем группу самоуправляющихся обществ, со­стоящую из Великобритании и доминионов. Их положение и вза­имные отношения могут быть немедленно определены. Они суть ав­тономные общества (Communities) внутри Британской империи рав­ные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные одно дру­гому в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностран­ных делах, хотя и объединившиеся в качестве членов Британского коммонвельса Наций...

Но... Британская империя не основана на негативных признаках. Она основывается по существу, если не формально, на положитель­ных идеалах. Ее плотью и кровью являются свободные учрежде­ния. Мир, безопасность и прогресс входят в ее цели... И хотя до­минион является ныне и должен всегда оставаться единственным судьей природы и степени своего участия в сотрудничестве, общее дело, по нашему мнению, не будет этим поставлено под угрозу. Равенство статуса, поскольку это касается Британии и доми­нионов, таким образом, является коренным принципом, управляю­щим нашими внутриимперскими отношениями. Но принципы равенства и сходства, относящиеся к статусу, не распространяются универсальным образом на функционирование. Здесь нам требуется нечто большее, чем неизменные догмы. Например, нам требуется гибкий аппарат для того, чтобы ведать во­просами дипломатии и обороны, аппарат, который время от време­ни может приспособляться к изменяющимся обстоятельствам в мире.

Особое положение Индии

Положение Индии в империи уже определено Актом об Уп­равлении Индией 1919 г. Мы, тем не менее, напомним, что IX ре­золюцией имперской конференции 1917 г. было должным образом признано важное место, занимаемое Индией в Британском коммонвельсе. Там, где в этом докладе мы имели случай рассматри­вать положение Индии, мы сделали специальную ссылку на нее.

Общее ведение иностранной политики

...В этой сфере, как и в сфере обороны, большая часть ответ­ственности остается ныне и должна на некоторое время продол­жать оставаться, на правительстве его величества в Великобритании. Тем не менее, практически все доминионы вовлечены до некоторой степе­ни, а некоторые и в значительной степени, в ведение внешних сношений, в особенности с приграничными к ним иностранными государствами. Частным примером тому является растущая работа в связи с отношениями между Канадой и США, которая повела к необходимости назначения полномочного министра, чтобы пред­ставлять Канадское правительство в Вашингтоне. Мы полагали, что основным соображением, лежащим в основе осуждения этой про­блемы, должно быть то, что ни Великобритания, ни доминионы не могут принуждаться к принятию действительных обязательств иначе, как с окончательного согласия своих правительств...

Наши рекомендации