Коробкина И.А. Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников

Досуговая культура городского и сельского населения Веймарской Германии имела специфические отличия от индустрии отдыха и развлечений Германии довоенной. Среди основных причин следует выделить процессы демократизации и социализации германского общества: изменение условий труда и оплаты, введение 8-ми часового рабочего дня, широкое вхождение в быт новейших достижений науки и техники, экономический подъем в годы «германского просперити», «американизация» повседневной жизни европейцев, включая и немцев. Традиционными элементами досуговой культуры немцев являлось увлечение театром, музыкой, чтением, создание многочисленных ферейнов (клубов, кружков по интересам), «ближний» и «дальний» туризм. Все эти элементы досуга были присущи и веймарскому времени. Однако в годы республиканской Веймарской Германии большее распространение получили такие виды досуга как радио, кино, спорт, танцы. Политизация и поляризация общественной жизни веймарского общества, особенно в годы экономической депрессии, также сказалась и на идеологизации отдельных видов досуговой культуры городского и сельского населения. В истории Веймарской Германии обычно выделяют три периода, связанных с экономическим развитием: «инфляционные годы», «германское просперити» и «кризисные годы». Однако даже в самые тяжелые периоды экономического развития традиционно экономные немецкие хозяйки, исходя из более чем скромного семейного бюджета в обязательном порядке выделяли средства на отдых и развлечения [6].

Одним из элементов досуговой культуры веймарского времени было увлечение немцев музыкальным искусством и хоровым пением. В частности, в Германии создавались мужские хоры из представителей различных профессий, включая и трактирщиков и скотопромышленников, создавались и многочисленные певческие союзы с богатым музыкальным репертуаром, начиная от военных: «Арагонский лес», «Три лилии» и других солдатских песен до классических произведений. … По свидетельствам современников для сельского мужского населения главным развлечением в выходные и праздничные дни было пение в церковном хоре[7]. Многие немецкие семьи в годы германского просперити приобретали патефоны, причем это уже могли позволить себе исходя из скромного семейного достатка. Примером «американизации» досуговой культуры служил, например, тот факт, что многие обладатели патефонов собирали коллекции негритянских песен « … о Миссисипи, о собирателях хлопка, о знойных ночах и голубых тропических реках»[8]. Пользовались неизменным успехом пластинки с записями немецких народных песен, классический репертуар и даже песни в исполнении донских казаков.

Городское население Веймарской Германии проводило свой досуг, в зависимости от социальной принадлежности в многочисленных ресторанах, кафе, трактирах, кабаках, пивных, закусочных, кондитерских, барах. Представители высших слоев общества традиционно посещали рестораны. Рабочие, ремесленники, мелкие буржуа предпочитали соединять отдых и общественную жизнь в заведениях под обобщающим названием «локаль». В русском переводе локаль означает трактир или пивная, поскольку пиво – национальный напиток немцев, там обязательно подавалось. Локалей в немецких городах было много. Локаль веймарского времени – не просто пивная. Локаль веймарского времени – это объединенные досуг и общественно-политическая жизнь средних и низших слоев населения немецкого общества. Локаль веймарского времени являлась таким заведением, в котором можно было поесть, выпить обязательно пива, иногда переночевать, прочитать газету или журнал, поиграть в настольную игру, пообщаться с единомышленниками, обсудить последние политические новости, провести предвыборное собрание избирателей и встречу членов какой-нибудь организации, будь то певческий или шахматный ферейн или местное отделение партии социал-демократов, коммунистов или национал-социалистов….Локали посещали главным образом мужчины, женщины бывали в пивных гораздо реже, особенно одни без мужа или другого сопровождающего мужчины. Местом дневного отдыха женщин были кондитерские – сугубо «женские» заведения… Локали веймарского времени всегда или почти всегда имели четкую направленность, там собирались единомышленники. Оформление локалей соответствовало определенной политической ориентации: на стенах висели соответствующие картины, портреты депутатов или политических лидеров, продавались соответствующие сувениры.

(…) Сочетание отдыха с пивом и политики в Веймарской Германии приводило к частым, иногда даже кровопролитным столкновениям между представителями партийных армий: монархистов, коммунистов, социал-демократов, нацистов и др.

(…) Небезызвестный мюнхенский путч 1923 г. «явился следствием посещения» нацистами заседания монархистов в пивной Мюнхена «Бюргербройкеллер».

(…) Конечно же, локали были местом не только употребления пива и проведения политических митингов. В пивных немцы отмечали свадьбы, дни рождения, праздники: Рождество, масленицу. …. Чрезмерное увлечение немцев спиртными напитками, особенно в «инфляционные годы» и их негативные последствия, подтверждаются романами Ремарка, Фаллады, свидетельствами очевидцев. «В описании жизни немцев, в культуре, литературе, театре и кино ярко отражалось это опасное и тревожное время, когда нужда разрушала мораль и люди старались забыться в пьянстве, жажде громких сенсаций и эксцентрических удовольствий. Как грибы росли ночные клубы. Обнаженные танцоры демонстрировали себя аплодирующей аудитории, опьяненной спиртным и похотью. Это была эпоха садизма и мазохизма, всевозможных извращений и чудачеств. Бурно расцвели гомосексуализм и астрология»[9]. Может быть, в несколько утрированном виде изобразил атмосферу того времени Фаллада: «…есть повсюду героин, кокаин и морфий… нагие танцовщицы, французское шампанское и американские сигареты… грипп, голод, отчаянье, разврат, преступление»[10].

В Веймарское время наблюдался расцвет немецкого театра, который за­воевал европейское признание. Известный исследователь повседневной жизни Веймарской Республики Биск И.Я. отмечает, что только в одном Берлине было два десятка крупных театров и десять-пятнадцать театров районного значения. Знаменитый немецкий режиссер М. Рейнгардт неустанно экспериментировал и создал синтетический театр, в кото­ром сочетались литература, музыка, скульптура, пантоми­ма и другие искусства[11]. Несмотря на расцвет веймар­ского театра его посещаемость заметно падала, что объяснялось причинами материального и психологического характера.

Кино начинало входить в моду в Германии лишь после Первой мировой войны. … Кино доступно, и посещение кинотеатра было практически единственным развлечением. Мощнымконкурентом театра в Веймарской рес­публике стал спорт, который был очень популярен, в особенности бокс. На бои продавались билеты, и немцы знали свои ведущих спортсменов. … Популярны были также стрельба, гимнасти­ка, скачки. Причем скачки были популярны у демократических слоев населения, а на тотализаторе играли даже безра­ботные, в надежде получить шальные деньги. Новое массовое увлечение 20-х гг. - автогонки, в которых были заинтересованы не только спортсмены, но и рекламирующие свою продукцию автомобильные фирмы. Гонщиками являлись как любители, часто весьма состоятельные люди, так и профессионалы. Помимо скачек, стрельбы, гимнастики, бокса и автогонок в Веймарской Германии очень популярны были футбол, легкая атлетика, теннис, бобслей.

(…) Сразу после войны очень популярными стали танцы. Уанстеп, бостон, танго, начал входить в моду фокстрот, но по прежнему был любим и вальс. Танцами увлекались повсеместно. В зависимости от социального положения посещали либо демо­кратические танцплощадки, либо дорогие дансинги. Часто устраивались танцевальные кон­курсы. … Биск И.Я. считает, что увлечение танцами в Германии началось сразу же после Первой мировой войны и продолжалось в течение всех веймарских лет, и экономи­ческая и политическая конъюнктура мало сказывалась на их неуемной популярности. Танцами увлекались люди разного возраста и социального положения. В 1932 г. из 120 имевшихся в Берлине танцевальных школ 52 были располо­жены в богатой западной части, 24 в мелкобуржуазном центре, 44 в рабочих северо-восточных кварталах Популярны были и старый вальс, и новые танцы. Лихорадоч­ное веселье являлось реакцией людей на отмену гнетущих ограничений военного времени и вместе с тем полуосоз­нанной попыткой забыть о поражении и его неизбежных по­следствиях [12].

Традиционным видом отдыха в Веймарской Германии был туризм: ближний – пешеходные прогулки, велосипедные, автомобильные, железнодорожные и водные поездки на выходные дни, и дальний – дальние поездки и поездки за пределы Германии во время отпуска. … Местами отдыха были также городские парки и луна-парки с каруселями, американскими горками, чертовым колесом и другими ат­тракционами, столь красочно описанными Ремарком в «Трех товарищах».

Несомненно, в годы Веймарской Республики расширились «масштабы» досуговой культуры. К традиционным видам досуга: печатному слову, театру, ферейнам и туризму добавились новые виды отдыха: радио, кино, спорт, эстрада, танцы, аттракционы. По прежнему традиционным видом развлечений для городских и сельских жителей оставалось посещение локалей, однако специфика веймарского времени - поляризация общественной жизни, существенно сказалась на политизации такого популярного для немцев отдыха, ставшего даже опасным для жизни. В последние годы республики можно смело утверждать о политизации всей досуговой культуры Германии.

Коробкина И.А. Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников // «Курорт» в дискурсивных практиках социо-гуманитарного знания. Материалы международной научной конференции (Пятигорск, 27-29 апреля 2007 г.). Ставрополь-Пятигорск-Москва: ПГЛУ, 2007. 542 с. С. 356-370.

Документ № 5

Наши рекомендации