Управление государственным имуществом
Для организации управления государственная собственность разграничена на федеральную, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.
Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.
Разграничение государственной собственности, владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектовРФ. Прекращены полномочия министерств, ведомств по распоряжению государственным имуществом.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Незакрепленное государственное имущество (средства бюджетов и др.) составляет государственную казну Российской Федерации, субъекта РФ.
• закрепляет на праве оперативного управления или передает в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти, федеральным учреждениям и казенным предприятиям, а за федеральными государственными унитарными предприятиями закрепляет на праве хозяйственного ведения;
• передает в аренду по договору иным организациям.
Заключение договоров аренды объектов недвижимого имущества осуществляется, как правило, на конкурсной основе, 10% арендной платы направляются на финансирование деятельности, связанной с управлением имуществом.
Целью управления государственным имуществом является удовлетворение общественных потребностей, выполнение внутренних и внешних обязательств Правительства и мобилизация доходов в бюджетную систему. Оно осуществляется на основе законодательства, указов Президента РФ (по вопросам, по которым не приняты законы) и включает пользование, отчуждение, сдачу в аренду, передачу в залог, в доверительное управление и другие операции.
Для формирования рыночных отношений, развития инициативы, индивидуального и коллективного предпринимательства в России с 1992 г. проводится приватизация государственного и муниципального имущества по решению уполномоченных на тогосударственных органов.
Подприватизацией понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности России, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц.
Исходя из возможности приватизации государственное имущество подразделяется на виды:
• приватизация имущества запрещена;
• имущество закрепляется в госсобственности до принятия решения о прекращении его закрепления;
• имущество приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей (участников), или аффилированных лиц, иностранных физических и юридических лиц;
• имущество приватизируется по решению Правительства Российской Федерации;
• имущество приватизируется по решению федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики.
Приоритеты, ограничения и порядок приватизации государственного имущества, а также основы приватизации муниципального имущества в Российской Федерации устанавливаются программой приватизации, которая разрабатывается Правительством Российской Федерации. Изменения и дополнения к ней должны ежегодно представляться в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета.
Специализированное учреждение может создавать в субъектах РФ свои отделения.
В настоящее время функции специализированного учреждения выполняет Российский фонд федерального имущества (РФФИ).
79Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.1994 года №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
Государственный резерв состоит из:
- мобилизационного резерва,который включает – запасы материалов для мобилизационных нужд государства, предназначенные для обеспечения развертывания производства военной продукции, ремонта военной техники и имущества в особый период, развертывания в военное время работ по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог, морских и речных портов, аэродромов, сооружений связи, газопроводов и нефтепродуктопроводов, систем энергоснабжения и водоснабжения, для организации бесперебойной работы промышленности, транспорта и связи, оказания медицинской помощи;
- материального резерва,включающего запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания поддержки отраслям экономики государства и организациям, оказания гуманитарной помощи и регулирующего воздействия на рынок.
Формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва обеспечивается Госкомрезервом РФ его территориальными органами, предприятиями, организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва.
Госкомрезерв России:
• осуществляет отбор поставщиков материальных ценностей в государственный резерв, в том числе на конкурсной основе;
• заключает государственные контракты на поставку материальных ценностей в государственный резерв;
• определяет конкретных получателей, согласовывает с поставщиками номенклатуру, объем, качество, цены и сроки поставки;
• обеспечивает расчеты с поставщиками за материальные ценности в соответствии с контрактом.
Запасы государственного резерва размещаются на предприятиях, специально предназначенных для хранения соответствующих материальных ценностей. Часть запасов может храниться на промышленных, транспортных, сельскохозяйственных, снабженческо-сбытовых предприятиях. Перечень предприятий, осуществляющих ответственное хранение, номенклатура и объем хранения определяются мобилизационными и другими специальными планами.
Предприятия, которым установлены мобилизационные и другие специальные задания, обеспечивают хранение, замену, выпуск материальных ценностей своими силами и средствами. Возмещение им соответствующих затрат осуществляется в установленном Правительством РФ порядке.
Заказы на поставку материальных ценностей в государственный резерв размещаются на предприятиях независимо от форм собственности. Государственным заказчиком при этом является Госкомрезерв России. На поставку материальных ценностей в мобилизационный резерв государственными заказчиками выступают также иные федеральные органы исполнительной власти.
Выпуск материальных ценностей из государственного резерва в порядке разбронирования производится на основании решения Правительства РФ. Выпуск материальных ценностей в порядке заимствования осуществляется на основе контрактов, заключаемых органом управления государственным резервом с получателями. За заимствование материальных ценностей из государственного резерва устанавливается плата. В случае возникновения диспропорции между спросом и предложением на внутреннем рынке ресурсы государственного резерва могут использоваться для стабилизации и оказания регулирующего воздействия на рынок.
Материальные ценности государственного резерва перевозятся транспортными предприятиями в первоочередном порядке, а выпускаемые из государственного резерва — по предъявлении груза без предварительной оплаты.
Расходы на содержание и развитие системы государственного резерва, проведение операций с материальными ценностями финансируются за счет федерального бюджета и средств, получаемых от реализации материальных ценностей государственного резерва и их заимствования.
Имущественная ответственность по операциям с материальными ценностями государственного резерва включает санкции за необоснованное уклонение от заключения контракта на поставку материальных ценностей в государственный резерв; просрочку поставки, недопоставку; несвоевременный возврат в государственный резерв заимствованных материальных ценностей;
ФМ, ФА, ФС
Федеральное министерство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.
Федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, проведения борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности.
Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции может издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту РФ. Федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.